В 2015 году Всемирная конференция радиосвязи (ВКР-15) рассмотрит возможность придания равного первичного статуса мобильной связи спектру в полосе частот 470-694 МГц для стран-членов Евросоюза.

По просьбе ведущих отраслевых организаций Евросоюза компания по стратегическому консультированию телекоммуникаций Aetha провела исследование экономических выгод, которые могут возникнуть в государствах Евросоюза в связи с получением мобильной связью доступа к частотам диапазона 470-694 МГц, по сравнению с вариантом его дальнейшего использования цифровым эфирным телевидением (ЦЭТВ).

Компания Aetha рассмотрела сценарий, в котором трансляция ЦЭТВ прекращается, и потребители обязаны перейти на альтернативные платформы (комбинации спутникового, кабельного и IP-телевидения). Тогда все 224 МГц спектра УВЧ становятся доступными для услуг мобильной связи. Компания рассчитала затраты и выгоды от этого сценария в течение 15 лет (2015 – 2029 годы) и сравнила их с затратами и выгодами дальнейшего использования данного спектра для ЦЭТВ и других существующих видов услуг (PMSE, радиоастрономия и «белое пространство»).

Выгоды от принятия решения о доступности спектра для мобильной связи весьма чувствительны к прогнозам уровня трафика. В связи с этим, компания рассмотрела целый ряд прогнозов роста трафика, самый высокий из которых базируется на прогнозах Международного союза электросвязи (МСЭ) и форму UMTS Forum. Результаты экономической оценки приводятся в Таблице 1-1.

 


Результаты исследования показывают, что даже для самого агрессивного прогноза мобильного трафика, расходы на очистку спектра от ЦЭТВ (EUR38,5 млрд.) значительно перевешивают потенциальную ценность использования спектра для подвижной связи (EUR10,3 млрд.) с коэффициентом почти четыре. При использовании менее агрессивного прогноза трафика затраты на очистку ЦЭТВ являются неизменными, но отдача от использования спектра для мобильных устройств будет близка к нулю.

Очевидно, что экономические выгоды для ЕС являются максимальными, если диапазон частот 470-694 МГц будет продолжать использоваться для ЦЭТВ по крайней мере в ближайшие 15 лет. Таким образом здесь имеет место явно неэкономическое обоснование для отключения существующих сетей ЦЭТВ по всей Европе на основании спектральной эффективности.

Кроме того, введение выделения частот на равной первичной основе для мобильной связи ВКР-15 будет иметь значительные очень негативные последствия для ЦЭТВ. Учитывая предысторию продвижения вопроса о придании спектру ЦЭТВ равного первичного статуса для мобильных услуг и то, что это приведет к очистке спектра и передаче его для мобильных услуг, можно утверждать, что предоставление полосе частот 470-694 МГц статуса равного первичного распределения с мобильной связью подорвет доверие инвесторов к будущему платформы. Это привело бы к отставанию платформы ЦЭТВ от других телевизионных платформ и даже излишнему риску ее жизнеспособности, при очень малых выгодах, которые могли бы быть получены.

 

 

Общие сведения


Всемирная конференция радиосвязи 2015 года (ВКР-15) будет рассматривать ходатайства о наделении Региона 1 статусом совместного первичного доступа диапазона частот 470-694 МГц, который в настоящее время используется для предоставления услуг цифрового эфирного телевидения (ЦЭТВ) во всем Европейском союзе (ЕС). Принятие решения о подобных движениях в соседних частотах УКВ диапазона на предыдущих всемирных конференциях радиосвязи (ВКР) уже привели к выделению диапазона 800 МГц для мобильных широкополосных услуг по всей Европе и интересу к выделению диапазона 700 МГц. Учитывая, что такой  шаг может затем привести к давлению на высвобождение  спектра в полосе 470-694 МГц для мобильных широкополосных услуг, вышеупомянутый консорциум организаций запросил компанию Aetha рассмотреть варианты  альтернативного будущего использования полосы частот 470-694 МГц и оценить экономическую выгоду, возникающую для граждан ЕС, относительно преимуществ, получаемых от дальнейшего использования данной полосы частот для ЦЭТВ и других существующих применений, таких, как создание программ и специальных мероприятий (PMSE), радиоастрономия и приложения для «белого пространства».

Наши исследования показали, что прием линейного телевидения продолжает иметь очень важное значение для европейских домохозяйств. В то время, как в Европе наблюдался значительный рост в части просмотра аудиовизуального контента в сети Интернет (например, догоняющих услуг и просмотр контента от агрегаторов, таких как Netflix), просмотр линейного телевидения остается относительно постоянным. Похоже, что потребление контента через Интернет в значительной степени заменяет домашние записи контента или контент на физических носителях, таких как DVD-диски и Blu-Ray. Кроме того, быстрый рост популярности социальных медиа может дополнительно поддержать продолжение просмотра линейных передач – например, использование Твиттера в конкретной телевизионной программе, в основном, представляет интерес для других зрителей, которые просматривают ту же программу в то же время.

Принимая во внимание текущее значение объема просмотра линейного телевидения, которое, вероятно, останется в обозримом будущем таким же, и учитывая нынешние тенденции, оценка альтернативных видов использования полосы частот 470-694 МГц должна рассматривать альтернативные средства доставки линейного телевидения для тех европейских домохозяйств, которые в настоящее время зависят от платформы ЦЭТВ как  в части основного телевизора («основной телевизор»), та и в части других телевизоров в домашнем хозяйстве («вторичные телевизоры»).

 

 

Экономическая оценка альтернативного использования полосы 470-694МГц

 

При получении нашей экономической оценки, мы рассмотрели два сценария для будущего использования полосы 470-694 МГц следующим образом:

Сценарий 1) Весь диапазона продолжает использоваться для предоставления услуг ЦЭТВ. Ни одна часть спектра этого диапазона не станет доступной для мобильных услуг.

Сценарий 2) Передачи ЦЭТВ прекращаются, и потребители будут переведены на альтернативные платформы (комбинации спутникового, кабельного и IP-телевидения). Все 224 МГц спектра ЦЭТВ становятся доступными для услуг мобильной связи.

Обратите внимание, что в данном исследовании мы не рассматривали варианты частичного перераспределения полосы частот 470-694 МГц для услуг мобильной связи, например, новый диапазон 600 МГц. Это сделано потому, что мы не смогли обнаружить, что существует какой-либо «аппетит» к дальнейшей нарезке УКВ диапазона, учитывая то количество времени и усилий, которые требуются для того, чтобы это произошло с точки зрения международного процесса координации, а также стоимость миграций передающих центров на новые частоты, которые потребовались бы на широкой основе во всех странах ЕС. Кроме того, выделение 32 МГц спектра в новую мобильную подзону (что примерно соответствует тому объему спектра, который может стать доступным, если ЦЭТВ будет продолжать работать с одним исключенным мультиплексом), вряд ли будет достаточным с точки зрения объема спектра, в котором мобильная индустрия могла бы быть заинтересована из-за интенсивности работ, необходимых для международной гармонизации полосы частот. Кроме того, возможное уменьшение числа каналов ЦЭТВ, которые могут быть предложены, негативно влияет на привлекательность платформы. Выделение же полосы спектра 72 МГц (плюс зазор на дуплекс) в мобильном поддиапазоне (минимальный объем, который, вероятно, будет представлять интерес для мобильной индустрии) приведет к потере примерно двух или трех мультиплексов платформы ЦЭТВ, что во многих странах существенно снизит емкость платформы. Это сделает платформу DTT существенно менее ценной в отношении того минимального количества контента, доступного для того, чтобы считать ее действительной альтернативой спутника и кабеля.

Наша экономическая оценка, таким образом, направлена на количественную оценку дополнительных расходов и выгод, вытекающих из сценария 2 по сравнению со сценарием 1. Дополнительные издержки и выгоды, которые возникают при сценарии 2, суммированы в Таблице 2-1 ниже. В частности, мы количественно оценили эти затраты и выгоды, которые выделены в белых прямоугольниках. Хорошо видно, что они включают не только часть расходов, но и большинство преимуществ. По этой причине, наша оценка должна рассматриваться как нижняя граница оценки дополнительных расходов, связанных с выделением вещательного диапазона мобильного ШПД.

 

 

Наша экономическая оценка проводится для 15-летнего периода, а именно – с 2015 год по 2029 год включительно. Мы рассчитали чистую приведенную стоимость (NPV) всех затрат и выгод за этот период с помощью социальной ставки в размере 3,5%.

Наш расчет затрат и выгод, связанных с миграцией платформы ЦЭТВ на альтернативные платформы показал, что здесь могут быть значительные различия между странами в связи с конкретными обстоятельствами – например, текущие уровни принятия существующих платформ телевидения. Поэтому мы выбрали восемь стран для изучения проблемы (Франция, Германия, Италия, Польша, Румыния, Испания, Швеция и Великобритания), которые представляют широкий спектр различных обстоятельств.  Моделирование затрат и выгод миграции платформы показаны в деталях в каждой из этих стран. Затем мы рассчитали суммарные значения для ЕС путем сопоставления каждой из оставшихся 20 стран-членов к одной из стран, тематически подобных, и отмасштабировали полученные результаты с учетом населения. Отметим, что 76% населения ЕС принадлежат странам наших тематических исследований. Распределение остальных 20 стран-членов ЕС показано в Таблице 2-2 ниже.

 


Для расчета выгод от выделения дополнительного спектра для мобильных широкополосных услуг, мы рассмотрели гипотетическую страну с 50-миллионным населением, а затем провели масштабирование по населению, чтобы получить общие оценки для ЕС в целом. Такой подход является возможным, поскольку различия в мобильных рынках на всей территории ЕС менее выражены, чем различия в телевизионных рынках. Ранее компания Aetha использовала аналогичный подход для расчета экономических выгод от принятия решения, чтобы диапазон 2,7-2,9 ГГц сделать доступным в Европе для Ассоциации GSM. Экономические выгоды от выделения спектра для мобильных широкополосных услуг очень чувствительны к прогнозам уровня трафика – следовательно, в дополнение к прогнозу на основе прогнозов МСЭ и UMTS Форума, используемых в нашем исследовании для Ассоциации GSM, мы также вычислили экономические выгоды, используя прогноз регулятора Великобритании прогноз Ofcom, который используется в его недавних консультациях о будущем диапазона 700 МГц.

Мы предположили, что как только частотный спектр, который требуется для обеспечения достаточной мощности мобильных сетей, станет доступным, то издержки, чтобы сделать спектр доступным для услуг мобильной связи, вероятно, будут значительно ниже, чем полосы частот 470-694 МГц. Тем не менее будут присутствовать элементы спроса на трафик (например, в сельской местности или в зданиях и помещениях), которые не могут быть экономично выполнены за счет использования высоких частот. Это то, где возникает экономическая выгода для использования полосы 470-69 МГц для мобильных широкополосных услуг. Это преимущество будет возникать в виде экономии затрат для сетевых операторов, которым не потребуется развертывания новых базовых станций, чтобы достичь более интенсивного использования другого спектра низких частот (например, в диапазоне 900, 800 и 700 МГц). По нашей оценке, до 100% этой экономии средств, полученной операторами мобильной связи, переносятся на потребителей в виде более низких цен, что, по существу, предполагает наличие совершенного конкурентного рынка. В действительности же мы отмечаем, что это может быть не обязательным фактором, и поэтому наша оценка экономических выгод от использования полосы для мобильных услуг, скорее всего, завышена.

 

 

Результаты количественной оценки

 

Сравнив затраты на переход зрителей ЦЭТВ на альтернативные платформы с потенциальными выгодами, вытекающими из очистки всей полосы 470-694 МГц для мобильных услуг, отметим, что издержки превосходят выгоды с коэффициентом почти четыре (при использовании прогноза роста трафика МСЭ / UMTS), как показано на рисунке 2-3 ниже.

 


Очевидно, что экономические выгоды ЕС являются максимальными, если диапазон 470-694 МГц будет продолжать использоваться для ЦЭТВ в течение минимум 15 лет – на основании спектральной эффективности. По-видимому, тут явно неэкономическое обоснование для отключения существующих ЦЭТВ сетей по всей Европе. Кроме того, как указывалось ранее, затраты на миграцию ЦЭТВ, вероятно, являются недооцененными по отношению к истинным затратам, а наша оценка не учитывает потери из-за замещения других пользователей этого диапазона, такие как PMSE, радиоастрономия и приложения для «белого пространства».

 

 

Выводы и рекомендации

 

Наша оценка наглядно продемонстрировала, что при нынешних тенденциях экономические выгоды максимальны для граждан ЕС в том случае, если диапазон 470‑694 МГц будет продолжать использоваться для ЦЭТВ (а также для совместимых целей, таких как PMSE, радиоастрономия и техника «белого пространства») в течение следующих 15 лет. Расходы, связанные с предоставлением линейных услуг вещательного телевидения для всех домохозяйств ЕС в отсутствии платформы ЦЭТВ, многократно превышают преимущества, которые возникнут от принятия решения о выделении полосы частот 470-694 МГц для мобильных услуг. Таким образом, платформа ЦЭТВ остается ключевым элементом экономически эффективной доставки линейного вещательного контента для потребителей, а использование полосы частот 470-694 МГц в ЕС является одним из важнейших элементов этой платформы.

Хотя компания Aetha обычно поощряет удаление лишних технологических и сервисных ограничений, применяемых к спектру, в данном конкретном случае мы обеспокоены тем, что введение распределения спектра 470-694 МГц на равной первичной основе для мобильной связи на ВКР-15 (в Регионе 1 МСЭ) может подорвать доверие инвесторов к будущему платформы ЦЭТВ, особенно с учетом истории предыдущего прогноза Ofcom. Мы не выявили выгоды от распределения спектра УКВ диапазона для мобильных услуг. В частности, историческое перепрофилирование спектра ЦЭТВ для мобильного использования на равной первичной основе может проявиться в том, что решения по мобильной телефонии на ВКР-07 и ВКР-12 поднимут ожидания, что спектр в диапазоне 470-694 МГц может быть целиком отнят у ЦЭТВ в том случае, если решение о равноправном распределении будет принято на ВКР-15. Было бы неуместно отправить подобное сообщение инвестиционному сообществу и широкой общественности в то время, когда инвестиции сетевых операторов в следующие поколения цифровых технологий вещания (например, в технологии DVB-T2) и их потребителей необходимо поощрять. Таким образом, совместное первичное распределение спектра для мобильных услуг на ВКР-15 будет иметь значительные негативные последствия для ЦЭТВ. Это привело бы к отставанию платформы ЦЭТВ относительно других телевизионных платформ и даже создало бы излишний риск для ее жизнеспособности практически без выгод, которые будут получены.

Поэтому, мы рекомендуем, чтобы европейские национальные администрации не поддерживали принятия распределения вещательного спектра на равной первичной основе для мобильной связи на ВКР-15.

Хотя есть доля правды в том, что разрыв во времени между идентификацией спектра для услуг мобильной связи на ВКР и моментом, когда спектр конкретно становится доступным для использования, задержка в рассмотрении вопроса о выделение полосы 470-694 МГц для мобильных услуг на равной первичной основе на последующей ВКР, скорее всего, будет совместима со временной шкалой, по которой спектр может дать существенные экономические преимущества. Таким образом, мы согласны с рекомендацией Лами (Lamy) о рассмотрении данного вопроса в 2025 году, как это было предложено в его докладе Еврокомиссии о результатах работы Группы высокого уровня по вопросу будущего использования УКВ диапазона.

ртрс