Час Х приближается: отключит ли Украина аналоговое ТВ до 1 июля
На 14 июня запланировано заседание Нацсовета по телевидению и радиовещанию, на котором собираются рассмотреть проект распоряжения КМУ «О безотлагательных мерах относительно внедрения в Украине цифрового вещания». Украина обязалась перейти с аналогового на цифровое ТВ еще в 2015 году, подписав конвенцию «Женева-2006». О том, как за последние три года переносился «час Х», уже можно снять отдельный захватывающий сериал. В апреле этого года одним из действующих героев этого «мыла» стал Петр Порошенко. Президент заявил, что План поэтапного перехода на цифровое ТВ, которым предусмотрено полное отключение аналога в мае 2019 года, – неприемлем. «Время у вас есть до июля, больше вам не нужно. Вы не верите ни в собственные силы, ни в Украину, а я хочу добавить вам оптимизма», – сказал Порошенко главе Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрию Артеменко.
С тех пор прошло почти три месяца. И осталось несколько недель до 1 июля – даты отключения аналогового ТВ, указанной в новом проекте распоряжения Кабмина «О безотлагательных мерах…». Этот документ пока согласовал только один профильный орган – Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации. Остальные – Нацсовет по вопросам ТВ и РВ, Минфин, Кабмин – торопятся выполнять поручение президента. Но что-то никак не срастается.
«Зеонбуд» – пока единственный провайдер цифрового эфирного ТВ – также «торопится» расширять покрытие своей сети. Уже несколько лет подряд. Официально компания принадлежит кипрским офшорам. Ранее в СМИ высказывались мнения, что реальными собственниками являются Александр Янукович, Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ.
Итак, удастся ли вскоре завершить этот «сериал»? Готова ли отрасль к переходу на "цифру" до 1 июля? Почему создается конкурент «Зеонбуду»? Про все это и многое другое Mind расспросил советника главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, гендиректора «Омега ТВ» Александра Глущенко.
Почему Петр Порошенко вдруг решил придать ускорение процессу? Как и многие вещи в Украине – переход на цифровое телевидение уже требует применения «политической воли».
Аналог мешает Украине на разных направлениях. Если бы мы отключили его три года назад, у нас бы и с 4G была совсем иная ситуация, и с соседними странами согласования по частотам проще проходили. Использование аналога мешает нормальной работе 4G у наших соседей, и не дает нам возможности запустить связь четвертого поколения в «цифровом дивиденде», для того чтобы покрыть скоростным мобильным интернетом отдаленные регионы, села. Также не можем согласовать с соседними странами частотные присвоения, для развития ТВ и радио внутри страны. Дошло до ситуаций, когда Украина просит: «Мы хотим запустить радио, согласуйте нам частоту». А нам отвечают: «Пока не выключите аналог – согласовывать ничего не будем».
Это уже патовая ситуация, для разрешения которой и нужна политическая воля. Да, не совсем правильно, когда государство вмешивается в работу отрасли или бизнеса. Но если ее участники сами не могут договориться между собой, значит, решение должно принять государство.
Почему Нацсовет по вопросам ТВ и РВ не торопится рассматривать законопроект Кабмина? Нацсовет – коллегиальный орган, который руководствуется законами Украины. Для принятия решения необходим кворум, которого нет несколько недель. Чиновники – живые люди: могут болеть, быть в командировках. Тут впору задавать вопрос Верховной Раде: где восьмой член Нацсовета по их квоте?
Готова ли отрасль к переходу на цифру до 1 июля? Чтобы переход был менее болезненным, необходимо просто назвать дату отключения аналогового сигнала либо дату старта отключения и сроки отключения всей страны, кроме зоны АТО и границ с Приднестровьем. И рынок сам урегулирует переход, бизнес поможет потребителям с приемным оборудованием и технологией приема.
«Зеонбуд», медиагруппы, кабельные операторы, интернет-провайдеры, ОТТ-сервисы, спутниковые платформы, производители тюнеров, приставок, антенн – все готовятся к "цифре". К примеру, наша компания оперативно может предоставить интернет-провайдерам услугу телевидения со всеми правами и договорами, а абонентам – доступ к легальному телевидению через интернет. Уверен: зритель не останется без украинского ТВ.
Единственная проблема – отсутствие полноценной рекламной кампании, в ходе которой потребителям объясняли бы преимущества цифрового ТВ, возможности его просмотра и альтернативные источники доступа к национальному ТВ. А наличие даты в этой рекламной кампании или сроков – мобилизовало бы рынок.
Как не помешала бы Украине рекламная кампания об информационной гигиене и смотрению новостного контента страны-агрессора. Не нужно недооценивать собственных граждан, опасаясь за открытый доступ со спутника к российскому контенту. Просто нужно предупредить, что зомбирование пропагандой и вера в нее приводят к пагубным последствиям. Примеров предостаточно. Это даже не контрпропаганда, это ликбез и информирование на социальном уровне.
По подсчету Индустриального телевизионного союза, в сентябре 2017-го аналоговым ТВ пользовались 10,3 млн украинцев. Куда могут уйти эти зрители? Аудитория телесмотрения в Украине давно распределилась в примерно равных пропорциях: аналоговый эфир/кабельные сети/спутниковый прием. К примеру, в сельской местности давно превалирует спутниковый прием, основная аудитория этой технологии живет за пределами городов, вне зоны покрытия качественным эфирным сигналом и кабельными сетями.
После отключения аналога у зрителей будет три варианта: эфирная цифра, интернет/кабельное ТВ или спутник. Хотя есть еще и четвертый – остаться без телевидения. С уверенностью можно сказать, будут и такие сограждане.
Так как не вся территория Украины покрыта цифровым сигналом, и не везде можно дешево, без построения вышек, мачт и антенн с усилителем качественно принять Т2, которое будет вещать в открытом доступе и бесплатно, возможен всплеск подключения к спутниковому ТВ, в расчете на открытость и доступность сигнала. Но тут потребителя будет ждать разочарование: в планах медиагрупп после отключения аналогового вещания – кодирование собственных телеканалов со спутника и переход на платную модель. Таким способом правообладатели будут прививать зрителям культуру потребления платного многоканального контента. Часть зрителей останутся смотреть открытое спутниковое ТВ, кто-то подключится к Т2.
Также сложившаяся ситуация будет способствовать перетоку абонентских баз к провайдерам платного ТВ (кабельное ТВ, IPTV, OTT). Потребители станут принимать решение, исходя из двух факторов: своих финансовых возможностей и наличия провайдера ТВ в зоне приема. Приобретение оборудования для Т2 или спутника может стоить 12-24 абонентских плат у кабельщика или интернет-провайдера за выбранный набор каналов без разовых капитальных затрат.
К тому же, если за доступ к ТВ нужно будет заплатить около 1000 грн, то это примерная стоимость подключения к сети интернет в сельской местности при наличии провайдера, работающего по технологии xPON.
Зачем планируют создание конкурента «Зеонбуду»? Покрытие сети «Зеонбуда» – неидеально и далеко от ожиданий медиагрупп и зрителей, и компания явно медлит с ее расширением. Так, она обещает дополнительно построить 47 передатчиков для первого мультиплекса до января 2019 года. Вопрос стопорится исключительно в плоскости экономики. Не могут решить, кто платит: медиагруппы или «Зеонбуд».
Проектом «О безотлагательных мерах…» предлагается выделить 260 млн грн на строительство цифровой сети Концерна РРТ. Концерновский мультиплекс нужен, поскольку, с одной стороны, мы имеем не очень прозрачную структуру собственности «Зеонбуда». С другой – такая компания с непонятными акционерами имеет единственную в Украине общенациональную лицензию на цифровое вещание, что неправильно с точки зрения информационной защиты и государственности.
Можно считать это нормальной и естественной практикой – когда государство строит свой мультиплекс, в котором есть каналы, созданные на деньги налогоплательщиков.
Учитывая опыт наших соседей и стран Евросоюза, государственное или общественное ТВ не ограничивается одним-двумя каналами. Например, в рамках Национальной общественной телерадиокомпании Украины смело можно создать восемь телеканалов: «UA:Перший», «Региональный», «Информационный/Рада», «Культура», «Детский», «Спортивный», «Музыкальный», «Историко-познавательно-образовательный». Как раз на мультиплекс хватит. Тогда никто не скажет, что кодирование спутникового сигнала медиагрупп – угроза национальной безопасности.
Захотят ли медиагруппы сотрудничать с КРРТ? Ранее некоторые из них критиковали «Зеонбуд» за монополизм, сейчас недовольны созданием конкурента. Сотрудничать с сетью, которой еще нет, – вопрос философский. Сегодня – не хотят, завтра – захотят.
С «Зеонбудом» также вначале не складывалось сотрудничество. Неоднократно поднимался вопрос формирования цены за распространение телеканалов в сети Т2, параллельной оплаты аналогового и цифрового вещания, обременительного для не самого богатого рынка, получения скидок на время переходного вещания, зоны покрытия сигналом. Вопросов и претензий и сейчас не меньше, чем, скажем, пять лет назад.
Есть ли шансы на доходную жизнь у государственного мультиплекса? Отключение аналога скажется на стоимости услуг Концерна и формировании себестоимости услуги ретрансляции. Стоимость содержания сети мачт, обслуживание, операционные затраты – все это будет влиять на стоимость услуг как для оставшихся клиентов (радиокомпаний, мобильных операторов), так и для провайдера «Зеонбуд».
Вместе с тем главные задачи государственного мультиплекса – максимальное покрытие сигналом и доступность для граждан Украины, которые налоговыми отчислениями уже оплатили телевидение от НСТУ и его распространение. Нет уверенности, что речь может идти о прибыли в контексте государственного мультиплекса, скорее, о точке безубыточности.
Источник: mind.ua
blog comments powered by Disqus