Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



ФСБ: аварии на Протонах подстроены злоумышленниками

12 июня 2014
Image
Расследование ФСБ позволило установить, что сотрудники предприятия намеренно портили ракетные двигатели, что могло привести к падению «Протона».
МВД завело уголовное дело по факту саботажа в Центре Хруничева   

Ракеты «Протон» действительно могли падать из-за умышленного вреда, наносимого сотрудниками предприятия-изготовителя. Как выяснили «Известия», Четвертое управление МВД РФ возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия») по факту происшествия Центре Хруничева, где делают носители «Протон-М».

— Дело возбуждено на основании материалов, переданных из ФСБ, рассказал источник в полиции. По его словам, суть дела такова: в апреле 2013 года при входном контроле в коллекторе для подачи воздуха двигателя второй ступени ракеты обнаружили несколько неиспользованных трубчатых алюминиевых пломб. Если бы их не заметили на контроле, ракетный двигатель РД-0210 вышел бы из строя в полете, что привело бы к очередному падению «Протона». Но пломбы увидели при просвечивании и, чтобы их удалить, провели внеплановые работы стоимостью 194 тыс. рублей, рассказал «Известиям» источник в «Хруничеве».

По словам источника в МВД, руководство Центра Хруничева поначалу не придало случаю должного значения. Но спустя несколько дней сотрудники ФСБ об инциденте узнали и начали свое расследование.

— Порядка 15 сотрудников «Хруничева» тогда же были опрошены и проверены на полиграфе, — рассказал один из руководителей предприятия.

Источник в МВД уверяет, что полученная информация позволила подтвердить умышленный характер действий, установить виновных. Однако имена их пока не разглашаются.

Официально в «Хруничеве» ситуацию не комментируют. Собеседник в руководстве предприятия напомнил, что схожий случай произошел в процессе контроля многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) для международной космической станции, который должен был стартовать к МКС в апреле 2014 года. В трубопроводах МЛМ обнаружили посторонние предметы, предположительно стружку. Причем это произошло уже тогда, когда «готовый» модуль отправили на РКК «Энергия», контролеры «Хруничева» мусора не заметили.  В результате 20-тонную конструкцию вернули в Центр Хруничева для доделки, а старт перенесли предположительно на 2017 год.

— Такие случаи бывают, в полостях периодически находят что-то лишнее и не каждый раз сообщают об этом спецслужбам, очевидно, не понимая, умышленно это сделано или нет, — говорит собеседник в «Хруничеве».

По информации собеседника «Известий» в МВД, руководству «Хруничева» будет направленно представление Генпрокуратуры по поводу недопустимости сокрытия происшествий такого рода.

Источник «Известий» в МВД констатирует, что основной причиной случаев причинения умышленного вреда, по-видимому, следует считать низкий уровень производственной культуры в Центре Хруничева, обусловленный кадровыми проблемами и полным отсутствием воспитательной работы в трудовом коллективе.

По словам руководителя пресс-службы «Хруничева» Александра Бобренева, средняя зарплата на филевском предприятии сейчас составляет 30 тыс. рублей. Традиционно компания испытывает трудности в привлечении квалифицированных специалистов в Москве. Уже давно «Хруничев» выходит из положения, рекрутируя людей нужных специальностей в регионах: для них завод строит общежития. Но всё равно дефицит специалистов сохраняется: перечень вакансий на сайте «Хруничева» позволяет предположить, что на филевский завод может устроиться обладатель любой рабочей специальности.

— Рано говорить о том, какой конкретно ущерб был нанесен действиями подозреваемых, что именно могло произойти по их вине, могли ли действия стать причиной аварии, — говорит собеседник в МВД. — Все эти вопросы предстоит выяснить следствию. Если обнаружится, что действия сотрудников повлекли за собой аварию, им помимо предусмотренных статьей Уголовного кодекса санкций будет предъявлен иск на полную стоимость утраченной ракеты и полезной нагрузки.

В ценах 2013 года сама ракета «Протон» стоит 1,521 млрд рублей, 447 млн — разгонный блок «Бриз-М», 690 млн — услуги по запуску, еще 20 млн рублей стоит транспортировка ракеты на космодром, 170 млн рублей — головной обтекатель. Итого российскому бюджету один запуск «Протона» обходится в 2,84 млрд рублей.

Разговоры о том, что «Протоны» падают не просто так, шли и ранее, особенно активно эта тема обсуждалась после аварии ракеты со спутниками «Глонасс-М» в июле прошлого года. Причиной катастрофы тогда стал датчик угловой скорости, вставленный не той стороной. Вставить датчик не той стороной очень сложно (не совпадают контакты), но сотрудник «Хруничева» с этой задачей справился, из чего и возникли версии об умышленном характере действий либо о неполной вменяемости данного сотрудника. По данному поводу также было возбуждено уголовное дело, но расследование не дало каких-то новых результатов.

Версия о возможном саботаже звучала в СМИ и применительно к последней аварии «Протона», случившейся 16 мая. Однако, как пояснил «Известиям» Александр Данилюк, глава комиссии, расследующей данный инцидент, на сегодняшний день подобный сценарий уже не рассматривается.

—  Причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата, — рассказал «Известиям» Данилюк. — Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить.

Версия о саботаже, по его словам, уже не рассматривается.

— А о том, что на «Хруничеве» кто-то умышленно подбрасывает предметы в коллекторы, я впервые слышу. Это всё для меня новости, — отмечает Данилюк.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс АМ4R» стартовала с Байконура 16 мая. Третья ступень начала работу на 324-й секунде полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности полет завершился на 546-й секунде; третья ступень не доработала 37 секунд. Телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени.
Известия

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

2398

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI