Маркетинг-директор StarLightMedia Орест Белоскурский очень убедительно доказывает, что даже незаменимые российские сериалы можно заменить
В Украине разворачивается дискуссия: российские сериалы - это элемент пропаганды или невинное развлечение. Группа каналов "1+1" выступила с инициативой не показывать сериалы, восхваляющие русских силовиков. Участники рынка не спешат присоединяться к инициативе. Один из аргументов - пострадает украинский зритель, не готовый променять российские сериалы ни на что другое. Так ли это - рассуждает маркетинг-директор StarLightMedia Орест Белоскурский
Потребление телевидения в современном мире - это определенная социальная праздность: когда зрители не хотят сами думать, что им смотреть, а просто выбирают из того что есть. При этом выбор "выключить телевизор, потому что нечего выбрать" встречается крайне редко.
Я не буду рассматривать, почему зритель делает тот или иной выбор: сейчас важно сосредоточиться на том, что он только делает выбор - и больше ничего. В то время как каналам необходимо заполнять 24 часа эфира, зрителю необходимо заполнить 6-6,5 часов своего времени - именно столько люди в среднем ежедневно проводят у телевизора. Кроме того, каким бы большим ни был перечень каналов, каждый конкретный зритель постоянно смотрит лишь некоторые из них. Поэтому остановимся для дальнейшего анализа на топ-7 каналов, которые в сумме собирают на себя около 60 % суммарного просмотра зрителей Украины.
На что обратить внимание, чтобы понять роль и место российского сериального контента в эфире этих каналов? Это не может быть рейтинг, потому что он учитывает размещение в эфире и не позволяет сравнить зрительские предпочтения как таковые - другими словами, невозможно сравнить силу выбора в 20:00, скажем, для одного сериала, и в час ночи для другого. Не подойдет для анализа и показатель доли аудитории.
Остановимся на показателе суммарного удельного просмотра - сколько всего времени все зрители посмотрели тот или иной продукт. Это позволяет реально оценить, что на самом деле смотрят украинцы.
Допустим, все слышали о высоких рейтингах боев Кличко. У него может быть рейтинг 30% - но это максимум один час трансляции - итого будет 30 рейтингов в час. А может быть 100 часовых серий сериала с рейтингом 1%, которые суммарно дают 100 рейтингов - в 3,3 раза больше, чем реальный просмотр боя Кличко. Потому, чтобы понять роль и место российских сериалов в повседневной жизни украинца, надо оперировать именно этим показателем - сумма рейтингов - часов смотрения.
Рассмотрим динамику предложения сериалов за период 2005-2013 гг:
В 2013 году доля сериалов на топ-7 каналах достигла максимума. Мы видим, что сериальная "игла" привлекла до 27% всего телесмотрения (расчет по каждому году за период 1-4 месяца). И за последние годы сериалы занимали все больше и больше времени в ТВ-досуге украинцев.
Если же говорить о времени, которое занимают сериалы в эфире, то ситуация выглядит так:
Что интересно: предложение выросло с 3923 в первом квартале 2008 года до 7578 часов в первом квартале 2014 года. Это рост в 1,93 раза. В то же время рост реального вклада в смотрение практически не изменился - с 22,8% до 23,42%.
То есть, при повальном увеличении объемов сериальных предложений, время, которое люди отводят на их просмотр от общего времени просмотра ТВ, не меняется. Можно смело предположить, что в целом спрос на сериалы сейчас среди украинцев составляет 22%. Однако, как отмечалось в начале, мы имеем дело не с чистым спросом, а со спросом, обусловленным социальной праздностью - когда зритель выбирает только из того, что ему предлагают.
Большинство сериалов, которые транслируют украинские каналы, - российские. Вот данные мониторинга Коммуникационного Альянса с 2008 года. Выделяются три группы: иностранные сериалы, российские сериалы и сериалы, которые могут идентифицироваться как продукт местного производства (производства Film.ua, StarMedia, Студии Квартал 95 и т.д.). Последняя категория идентифицируется не полностью.
Структура сериального потребления по типу производства на топ-7 каналах.
Доля иностранных сериалов за 2012-2014 годы выросла и стабилизировалась на уровне 10%. При этом потребление российского контента почти не изменилось. Сокращалось лишь местное производство.
А вот пропорции этого же продукта, но не по популярности среди зрителей, а по объему трансляции - просто доля от суммарного времени, которое сериалы занимают в эфире:
Придирчиво взглянув на два графика, можно увидеть связь: потребление иностранного сериального продукта растет, в то время как его объемы (время трансляции) уменьшаются.
То есть зритель уже давно готов потреблять не только российский сериальный продукт. Называя вещи своими именами - важно, чтобы не из чего было выбирать.
В качестве бонуса - списки иностранных и российских сериалов, которые украинцы смотрели больше всего.
Иностранные |
Российские |
2008
|
Беверли Хиллз
|
Огонь любви |
Комиссар Рекс
|
Обручальное кольцо |
Охотники за древностями
|
Ранетки |
Затерянные
|
Папины дочки |
C.S.I.: Нью-Йорк
|
Морские дьяволы |
2009
|
Клон
|
Воронины |
Анатомия Грей
|
Огонь любви |
C.S.I.: Нью-Йорк
|
Рыжая |
Истинная любовь
|
Прокурорская проверка |
Холм одного дерева
|
Адвокат |
2010
|
Друзья
|
Маргоша |
Дурнушка
|
След |
Фил из будущего
|
Рыжая |
C.S.I.: Майами
|
Воронины |
Герои
|
Любовь и наказание |
2011
|
Комиссар Рекс
|
След |
Отчаянные домохозяйки
|
Папины дочки |
Район Мелроуз
|
Интерны |
Друзья
|
Неравный брак |
Под прикрытием
|
Кадеты |
2012
|
Великолепный век
|
Обручальное кольцо |
Сыла
|
Кармелита. Цыганская Страсть |
Доктор Хаус
|
Воронины |
Комиссар Рекс
|
Кровинушка |
Отчаянные домохозяйки
|
Счастливы вместе |
2013
|
Великолепный век
|
Счастливы вместе |
Комиссар Рекс
|
Папины дочки |
Доктор Хаус
|
Возвращение Мухтара |
Зачарованные
|
Ранетки |
Друзья
|
Морские дьяволы |
2014
|
Аси
|
След |
В чем виновата Фатмагюль
|
Воронины |
Скорая медицинская помощь
|
Пока станица спит |
Пропавший
|
Лесник |
Шерлок
|
Шеф |
Орест Белоскурский
маркетинг-директор группы каналов StarLightMedia
Источник: www.liga.ne