Интернет плюс ТВ – путь в никуда
Бывший глава "Триолана" рассказал, что общего между интернет-кабелем и водопроводом
Сколько в Украине интернет-провайдеров, никто толком не знает. Только в реестре Национальной комиссии регулирования связи и информатизации их насчитывается около 5 тыс. Но на самом деле – намного больше.
Не в последнюю очередь именно из-за отсутствия регулирования проводной широкополосный доступ во всемирную сеть в нашей стране один из самых быстрых и дешевых. Участники рынка наравне с подключением во всемирную сеть предлагают и телевидение. Но потенциал этой индустрии намного больше, уверен CEO OMO systems Вадим Сидоренко. О проблемах отрасли он знает не понаслышке, ведь раньше Сидоренко возглавлял один из крупнейших интернет-провайдеров Украины - группу компаний "Триолан".
Подписывайтесь на каналы и сообщества портала PROTV.UA : Телеграм-канал - https://t.me/protv_ua Youtube-канал - https://tinyurl.com/y5nf4ymr Группа в Фейсбук - https://tinyurl.com/y6dnunnb Александр Глущенко: Спутниковое ТВ – как хобби - https://goo.gl/xy1NTJ Более подробно обсуждаем прием и телеканалы на форуме ПроТВ - https://goo.gl/tcXoBx |
О перспективах и тенденциях рынка, а также о прогнозах его развития Вадим Сидоренко рассказал в интервью UBR.ua.
Как в современных условиях можно определить, насколько перспективен и успешен тот или иной интернет-провайдер?
Есть два основных критерия успешного провайдера. Кто преуспеет в этих двух направлениях, тот и будет хорошо себя чувствовать и развиваться.
Первый – это скорость прибытия мастера к клиенту. В этом вопросе стандарт скорости и удобства вызова задает Uber. Если рядовой гражданин вызывает мастера от интернет-провайдера, то тот должен прибыть так же оперативно, как будто бы клиент вызывал такси.
Второй – мастер пришел и починил все устройства, которые подключаются к сети. Начиная с компьютера, телевизора, Wi-Fi-роутера и заканчивая всеми охранными датчиками, "умным домом" и так далее.
Вот эти два мерила – основные. Кто достигнет наибольших успехов при их выполнении, тот и будет наиболее успешным. Дальше уже нужно углубляться, а что же нужно, чтобы добиться таких показателей.
Если первый из перечисленных – это критерий чисто оптимизации внутренних бизнес-процессов. Как сделать так, чтобы технари как можно быстрее реагировали. А второй – напрямую зависит от повышения квалификации персонала. Стоит учитывать, что количество "умных" устройств в домах будет только расти с течением времени.
Вы ранее публично упоминали, что для провайдера существующая бизнес-модель "интернет плюс телевидения" – это "путь в никуда". Почему?
Суть бизнеса любого интернет-провайдера состоит из двух частей. Первая – это обслуживание, вторая – телекоммуникационная сеть.
Так вот уже проявились два тренда, которые доведут "до ручки" телеком-сеть. Первый – это беспроводная связь. То есть абоненты все чаще и все больше потребляют контент беспроводным способом. На смартфонах, телевизорах, через Wi-Fi и другие технологии.
Второй уже проявился в Европе, потихоньку доберется и до нас – это разделение функций оператора и провайдера. Рано или поздно – наверное, скорее рано – придет к тому, что кабель, который заходит в квартиру, будет единым. Как в случае с водопроводом или электропроводкой.
Есть условно "труба", скорее всего, оптоволоконная, принадлежащая не провайдеру, а оператору. Причем, скорее всего, монопольному – как это есть, собственно, в случае с водопроводом. И это предприятие уже обязано по определенным тарифам "сдавать" такую инфраструктуру всем желающим участникам рынка.
При таком раскладе функция провайдера сводится только к обслуживанию, у него не будет собственной телекоммуникационной сети. Как только 10-20% отрасли начнет переходить на эту модель, рынок будет сокращаться, что, в свою очередь, только ускорит переход.
Похожая ситуация уже сложилась в ОТТ-телевидении. Есть компании, которые пакетируют контент, например, Netflix или Megogo, а оператор только доставляет их продукты к потребителям.
Чем больше у пользователей будет различных устройств, подключенных к интернету, тем больше будет необходимость их обслуживать. Это значит, что тем больше у провайдера будет работы и денег.
Соответственно, если провайдер занимается только интернетом и ТВ, то сначала он потеряет деньги на телевидении. Потому что оно будет предоставляться либо беспроводным способом, либо через интернет. Классическое кабельное ТВ не выживет. То же произойдет и с интернетом. Его предоставлять будут либо беспроводным способом, либо множество провайдеров через единого оператора.
Насколько сложно участникам рынка будет приспособиться к новым условиям?
Перестроить бизнес-модель будет не сложнее, чем когда провайдеры кабельного ТВ начали заниматься интернетом. Там тоже возник вопрос квалификации – люди разбирались в телевидении, но не понимали в интернете.
Что касается обслуживания, то это базовая квалификация любого провайдера. Главное, чтобы она выросла, стала лучше и по скорости реакции, и по другим пунктам.
На сегодня индустрия "интернета вещей" (IoT) очень напоминает состояние рынка интернета начала 2000-х годов. То есть, она достаточно слабо развита, есть большая ниша, которую можно занять. По моим прогнозам, в течение десяти лет этот рынок будет полностью насыщен. Кто первый запрыгнет в этот "поезд", тот и больше заработает.
При этом стоит отметить один небольшой, но интересный нюанс. Сети интернета или кабельного ТВ начнут уменьшаться в надобности, а вот инфраструктура для IoT внутри дома какое-то время будет еще нужна.
Потому что, например, Wi-Fi-технологии не позволяют внедрять датчики на батарейках, потому что Wi-Fi просто "садит" аккумуляторы. А технологии дальнего действия –Narrowband IoT, LoRaWAN – хорошо работают с небольшим количеством сенсоров на квадратный метр. Но когда датчиков много на небольшой территории, то эти стандарты не справляются. Нужно что-то новое, короткого радиуса действия именно для "интернета вещей".
Тот из провайдеров, кто грамотно построит такую сеть, сможет какое-то время зарабатывать не только на обслуживании, но и на самой инфраструктуре. Ее тоже можно будет монетизировать.
Какие Ваши прогнозы по развитию IoT в ближайшей перспективе?
Если говорить о прогнозах на два-три года, то рынок "умных домов" будет развиваться намного дольше. Это не касается более простых услуг. Например, домофонов – двери можно открывать с помощью смартфонов. Такие сервисы "взлетят" очень быстро. Действительно, это может произойти за один-два или три года. Потенциально это – все, у кого есть смартфоны, мобильный интернет и домофоны – пускай, 50% домофонного рынка.
Сервисы будут накапливаться по принципу конструктора. Кто то начнет с домофонов, кто-то добавит охранную сигнализацию. Таких услуг может быть огромное количество. И тогда уже можно будет говорить об "умных" домах.
Все же интернет-провайдеры и жилищно-коммунальное хозяйство имеют различные бизнес-модели. Как их успешно объединить или интегрировать?
Да, действительно бизнесы интернета и ЖКХ различаются между собой. Провайдеры придерживаются индивидуального подхода, ведь они обслуживают отдельных пользователей. А ЖКХ взаимодействуют со всеми жильцами. Есть тенденция к сближению бизнес-процессов. Мне известны примеры, когда представители ЖКХ стремятся предоставлять различные услуги в каждой конкретной квартире.
Уже есть функции, которые могут выполнять и те, и другие. Например, "удаленный консьерж". Этим могут заниматься и провайдеры, установив домофоны или видеокамеры с замками.
Представим, что человек, позвонивший в дверь, попадает на консьержа, который не сидит рядом, а находится в другом месте, обслуживая сразу 100 подъездов. И уже такой привратник решает, пустить посетителя или нет. При этом сделав фотографию или записав визит на видео. С этой же работой могут успешно справиться и представители ЖКХ.
Кроме упомянутой, обе категории могут предоставлять другие сервисы, связанные, например, с мониторингом или диспетчеризацией.
Есть уже ряд управляющих компаний, которые объединяют тысячи домов. Соответственно, уже присутствует эффект масштаба. Такие предприятия предоставляют услуги, которые можно отнести к категории массовых.
1Тема IoT далеко не новая. Но если оценивать проникновение этих услуг, то это вряд ли превысит 1% пользователей. Хотя сама по себе технология уже доступна.
Почему же "интернет вещей" не развивается стремительными темпами?
Нужно, чтобы кто-то сумел "донести" эти технологии в квартиры. Конечно же, сподручней всех этим заниматься тем, кто умеет качественно и вовремя приходить в квартиры к жильцам и что-то настраивать. На сегодня у провайдеров уже есть базовая квалификация и умение обслуживать.
При этом все "коробочные" продукты, которые можно просто взять и установить дома, конечно же, не подойдут для коллективного управления в ЖКХ. Например, такие, как Xiaomi Mi Home, Google Nest, Amazon Ring или другие. Необходимы решения не просто Smart Home, а Smart Building – система для всего здания, охватывающая все устройства.
Нужны технологии и интеграция всего комплекса устройств. Например, лифтов, домофонов, подвалов, технических этажей, а не только лишь отдельных квартир.
Источник: ubr.ua
blog comments powered by Disqus