На прошлой неделе Медиа Группа Украина (МГУ) разослала кабельным провайдерам новые условия ретрансляции каналов Футбол 1 и Футбол 2 на следующий год. 

 

Телегруппа привязала цену к курсу доллара - $0,25 в месяц за одного абонента с минимальной гарантией 1000 абонентов. Кабельщики сетуют на несправедливость новых условий, указывают на монополизацию футбольных трансляций и обвиняют МГУ в создании особых условий родственному IPTV-оператору OLL.TV. 

ЛІГАБізнесІнформ выясняла, сможет ли украинский зритель посмотреть футбол в 2015 году.

 

 

Футбольные баталии

 

Споры между МГУ и кабельными операторами на предмет оплаты роялти возникают регулярно. Они вызваны тем, что кабельные провайдеры привыкли оплачивать трансляцию только иностранных телеканалов. Впрочем, до сих пор МГУ удавалось уговаривать "кабельщиков" платить больше: если в 2011-м месячная стоимость канала Футбол 1 для одного абонента составляла 0,3 грн, то в 2012-м уже 0,67 грн, а в 2013-м - 1 грн. С начала 2014 года телегруппа начала продавать оба телеканала в пакете за 2 грн. Согласно новым условиям на 2015 год цена привязывается к доллару и на сегодняшний день составляет почти 5 грн за пакет из двух футбольных каналов.

 

 


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


По данным телепанели Nielsen, футбольные телеканалы МГУ имеет возможность просматривать практически каждый третий пользователь кабельного телевидения. Абонентская база каналов Футбол 1 и Футбол 2 составляет 2,4 млн и 2,2 млн абонентов по всей Украине. Всего кабельным телевидением, по данным Nielsen, пользуется 6 млн семей. Таким образом, доход телегруппы от ретрансляции телеканалов в этом году мог составить 55 млн грн без учета скидки.

По данным Nielsen, телеканалы Футбол 1 и Футбол 2 суммарно занимают 1% доли всей зрительской аудитории. По данным ВРК, рынок рекламы составил 3,6 млрд грн. Таким образом, доходы телеканалов от рекламы могли составить примерно 35 млн грн.




Кабельные операторы считают, что сейчас неудачный момент для повышения цен. В этом году они потеряли абонентов из-за аннексии Крыма, конфликта в Донбассе и девальвации гривни: "МГУ является резидентом Украины, но хочет собирать плату в эквиваленте к доллару. При этом доходы провайдеров, как и их зрителей, остались в гривне и уменьшились", - говорит вице-президент Ассоциации правообладателей и поставщиков контента (АППК) Наталья Клитная.

По словам президента крупнейшего кабельного провайдера Воля Сергея Бойко, группа объясняла свои действия высокой стоимостью прав на рейтинговые футбольные матчи. "С МГУ мы подписывали контракт на год, ориентируясь на определенное количество абонентов. В результате мы остались в минусе: абонентов стало меньше, чем указано в контракте, - объясняет Бойко. - Учитывая девальвацию гривны, множество платных иностранных телеканалов нам идут на уступки, но не МГУ".

Директор телеканалов Футбол 1 и Футбол 2 Александр Денисов готов учитывать изменение количества абонентов у каждого провайдера при подписании контрактов. При этом он напомнил, что группа активно применяет скидки, которые зависят от объема абонентской базы провайдера. "В сложной экономической ситуации все участники рынка должны поддерживать друг друга. В кризис риски приходится делить, но если мы хотим работать и в трудные времена, и в добрые, нам нужно относиться с пониманием друг к другу и договариваться", - добавляет менеджер МГУ.

 

 

Футбольный монополист

 

На протяжении последних месяцев МГУ последовательно концентрировала у себя права на трансляцию в Украине большинства ключевых футбольных событий. В сентябре группа приобрела эксклюзивные права на показ Лиги чемпионов 2015 и Лиги Европы 2015. Сейчас МГУ делит сублицензии с телегруппой 1+1 медиа (каналы 1+1 и 2+2).

По словам директора одного из телеканалов, права на трансляцию матчей Лиги чемпионов, равно как и Лиги Европы, оцениваются в $6-10 млн. Покупать права на матчи ЛЧ и ЛЕ более выгодно: они продолжаются весь игровой сезон с сентября по май, в отличие от Евро и Мундиаля, которые длятся всего 1,5 месяца.

Стратегия группы по закупке прав на футбольные трансляции в кризис вызывает удивление на рынке. "Гривня обвалилась, рынок рекламы просел, на абонентской плате не заработаешь. Соответственно, средства на закупку прав можно вернуть только в долгосрочной перспективе, - объясняет директор одного из каналов. - Но МГУ это не остановило. Матчи украинской сборной - единственные, на которые МГУ не имеет прав. Они закреплены за каналом Интер. Все остальное - это если не полноценные лицензии, то сублицензии".

 

 

На чьей стороне мяч?

 

По мнению главы Союза телеком-операторов Одессы Станислава Ясиневича, резким повышением цен МГУ оберегает интересы "родственного" IPTV-провайдера OLL.TV, входящего в медиагруппу. При этом, как объясняет Ясиневич, услугу OLL.TV рекламирует Укртелеком, вместе с МГУ входящий в состав холдинга СКМ Рината Ахметова.

"Сейчас Укртелеком предлагает зрителям пакет из 100 телеканалов всего за 39 грн. В пакет входят оба телеканала Футбол. Факт продвижения услуги Укртелекомом - это введение покупателей в заблуждение. Об OLL.TV они упоминают мелким шрифтом. Этим должны заинтересоваться контролирующие органы", - отметил Ясиневич.

Компания Диджитал Скринс (юрлицо, владеющее ТМ OLL.TV) начала активно предоставлять услуги IPTV этой осенью, после получения от Нацсовета по телевидению и радиовещанию соответствующих лицензий. Директор по развитию бизнеса МГУ Алексей Куракин уточняет, что 100 каналов за 39 грн - это акционное предложение OLL.TV, которое действует только два месяца. Вне акции предлагаемый пакет стоит 79 грн. При этом он утверждает, что OLL.TV платит роялти на общих основаниях и подтверждает стратегическое партнерство с Укртелекомом. "Укртелеком включен в лицензию провайдера программной услуги OLL.TV. Для крупных партнеров, каким является Укртелеком, сервис OLL.TV предлагает свой продукт под брендом партнера - это общемировая практика сотрудничества компаний", - отметил Куракин.

Если телегруппа откажется снижать стоимость трансляции своих телеканалов, телезрители рискуют потерять возможность смотреть высококлассный футбол, считает Станислав Ясиневич. Кроме МГУ платных украинских каналов всего три, и все они спортивной тематики: Первый автомобильный (группа Автоцентр Игоря Диденко), а также каналы Спорт 1 и Спорт 2 (Поверхность). Но составить альтернативу ахметовским футбольным каналам никто из них не может. "Из-за высокой стоимости мы закупаем ограниченное количество футбольных трансляций", - говорит Алексей Самойленко из Поверхности.

Кабельщики жалуются, что если не удастся добиться компромисса с МГУ, то они  "не потянут" новые расценки, и, как следствие, украинский зритель кабельного ТВ в следующем году останется без футбола. 

ЛIГА Бiзнес Iнформ