Как Нацсовет устраивал «Зеонбуду» очную ставку с обиженными телеканалами
За месяц до того, как Украина должна отключить аналоговое вещание и перейти на цифровое, как того требуют международные договоренности, регулятор рынка – Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания – по-прежнему пребывал в растерянности. Что делать с цифровым вещанием в Украине и «Зеонбудом» в частности, члены Нацсовета, кажется, не знают.
На прошлом заседании госорган рассматривал отключения ряда цифровых вещателей в сети «Зеонбуда», которые начались 1 апреля. И «Зеонбуд», и выключенные монополистом вещатели отделались легким испугом – Нацсовет провалил голосование по вынесению предупреждения компании и перенес рассмотрение вопроса на неделю (а затем, автоматически, аж на 11 июня). При этом проверку по отключенным вещателям регулятор принял к сведению, то есть простил им отсутствие вещания.
Напомню, 1 апреля «Зеонбуд» инициировал отключение ряда телеканалов, аргументируя свои действия большой задолженностью вещателей. Речь идет о веерных отключениях трех телеканалов с общенациональной лицензией («Бизнес», «Добро» и «Винтаж») и семи региональных вещателей – «Викка» (Черкассы), канал «24» (Львов), «Так TV» (Николаев), «Аверс» (Луцк), «11 канал» (Днепропетровск), «Ритм» (Ровно), «Видикон» (Сумы). Такими действиями компания нарушила условия своей лицензии – вот так, «рубильником», отключать вещателей без согласования с Нацсоветом «Зеонбуду» нельзя. Исходя из этого, после внезапного отключения регулятор назначил внеплановые проверки как «Зеонбуду», так и самим вещателям.
Позиция «Зеонбуда»
Временно исполняющая обязанности директора «Зеонбуда» Ирина Алябьева напомнила членам Нацсовета, что «Зеонбуд» решил выключить только те телекомпании, которые не платили с самого начала. О выключении монополист предупредил Нацсовет, прислав письмо за две недели – 13 марта. Регулятор на письмо не ответил, но компания не могла тянуть с отключением, поскольку задолжала Концерну РРТ, с которым нужно было быстренько рассчитаться. «Зеонбуд», мол, зарабатывает исключительно на оплате телеканалов и у него якобы нет других источников дохода, которые могли бы покрыть долги компании.
По словам Алябьевой, цифровой монополист шел на всяческие уступки вещателям: к примеру, предоставлял скидки, поскольку каналы оплачивают еще и аналоговое вещание. Тем, кто не платил, мол, реструктуризировали долги, но телеканалы обнаглели до невозможности – поголовно перестали платить за вещание. Из-за этого монополист отобрал самых наглых и в марте направил им письма, пригрозив отключением. При этом компания ссылалась на пункт в договоре, по которому «Зеонбуд» имеет право отключить вещателя, если его задолженность по оплате составляет больше 15 дней. Впрочем, часть «писем счастья» вернулась: некоторые компании изменили свой адрес, а те, кто получил – никак не отреагировали, хотя им предлагалось заплатить всего за месяц. Кроме того, некоторые компании отказывались принимать письма от «Зеонбуда» у работников «Укрпочты», заверила Алябьева.
Позиция Нацсовета
Глава Нацсовета Юрий Артеменко отметил, что ему известны телеканалы, которые не платят годами, но продолжают вещание, намекая таким образом на избирательный подход «Зеонбуда» к отключаемым. Выключение – это риски, связанные с информационной безопасностью. К тому же монополист не называет своих владельцев, что тоже плохо. Также Артеменко напомнил Алябьевой, что и в истории «Зеонбуда» есть эпизод с якобы недоставленными письмами (когда Нацсовет просил снять кодировку с вещателей), а потому ситуация со сменой адресов – аргумент не слишком убедительный. Более того: по мнению Артеменко, предыдущий состав Нацсовета превысил свои полномочия в 2011 году, когда сделал подписание типичного соглашения с «Зеонбудом» условием конкурса на цифровую лицензию. И вообще, весь «Зеонбуд» – это афера №1.
Член Нацсовета Олег Черныш, который в то время работал директором по развитию сети «1+1 медиа», подтвердил слова Юрия Артеменко: каналам, мол, говорилось, чтобы сначала подписывали соглашение, а потом подавали заявку на лицензию. По словам Черныша, в 2011 году соглашение с «Зеонбудом» все телеканалы подписывали через абонентский ящик, который был указан на сайте монополиста. С сайта приходилось скачивать и текст договора, который требовалось подписать без какого-либо права на изменения. А телекомпании, которые все же начали платить по этому соглашению, не получали ни актов по выполненным работам, ни расчетов по тарифам, ни документов по покрытию сети. Это говорит об очень продуманной стратегии. К тому же, как оказалось, «Зеонбуд» не спешит вносить изменения в свои договоры. В приложении к соглашению №3 есть пункт о том, что предоставление скидок заканчивается 31 октября 2014-го. Соответственно, последовал вопрос Черныша: почему «Зеонбуд» продолжает скидки? Ответ Алябьевой: из-за финансовой нагрузки на телеканалы, которым приходится оплачивать еще и аналоговое вещание. Внятного ответа на вопрос, почему «Зеонбуд» не переоформил приложение, господин Черныш так и не получил.
После этого Артеменко поинтересовался у Алябьевой, не собирается ли «Зеонбуд» подписать новое соглашение или хотя бы изменить его? Ирина ответила, что пусть вещатели для начала погасят долги – только тогда, мол, поговорим. А если какая-то компания не получила акты с перечнем работ вместе со счетом, продолжила временный директор «Зеонбуда», то монополист может без труда их предоставить. И даже – при необходимости – передать Нацсовету.
Интересно, что адвокатом «Зеонбуда» на этот раз выступил не только Александр Ильяшенко, но и Григорий Шверк. Его позиция, как выходца из большого бизнеса, была категорична: нет оплаты – нет услуги, пусть даже не совсем качественной. Голосование за предупреждение «Зеонбуду», по мнению Шверка, приравнивается к разрешению не платить за «цифру». Ильяшенко же отметил, что главной ошибкой Нацсовета было решение не отвечать на письмо «Зеонбуда», в котором монополист предупреждал, что отключит каналы с 1 апреля. И заверте…
Член Нацсовета Катерина Котенко с Ильяшенко не согласилась – на брифинге чиновница сравнила ситуацию по письму с переходом дороги на красный свет: все, мол, знают, что идти на красный нельзя – так почему Нацсовет должен объяснять столь очевидные вещи? Григорий Шверк напомнил, что регулятор воздержался от ответа из-за двойной юридической трактовки: по лицензии «Зеонбуд» должен согласовывать с Нацсоветом свои намерения по отключению телеканалов, но в договорах «Зеонбуда» с телеканалами указана возможность выключать вещателей за неуплату.
Тогда Александр Ильяшенко предложил коллегам по Нацсовету выступить третьей стороной конфликта: собрать вещателей, «Зеонбуд» – и пусть договариваются. Решено! После 10-минутного перерыва в зал заседаний были приглашены обиженные монополистом телеканалы, у каждого из которых, естественно, оказалась своя правда.
Позиция вещателей
Директор черкасской телекомпания «Викка» Борис Гаркуша объяснил отсутствие оплаты (помимо кризиса) экономической нецелесообразностью тарифов. Раньше, мол, платили, поскольку была очень хорошая скидка, а теперь ее нет, да и «аналог» начал стоить столько же, сколько и «цифра». Тарифы «Зеонбуда», мол, завышены в шесть (!) раз. Но телекомпания не могла получить лицензию, пока не подписала договор с «Зеонбудом». В суд не обращались, но планируют: лицензия телеканала предусматривает вещание на всю область, а сеть «Зеонбуда», как подсчитали работники Концерна РРТ, охватывает только 70% ее территории.
Директор телеканал «Херсон+» Владимир Косюк рассказал, что вещатель получил лицензию в сентябре 2011 года, цифровое вещание начал в сентябре 2012-го и не платил с самого начала – слишком дорого. По словам Косюка, народный депутат Юрий Мороко, который представлялся заместителем главы монополиста, лично говорил ему, что «Зеонбуд» не предоставит скидку до тех пор, пока канал не заплатит. И только когда монополист отключил «Херсон+», вещатель, по странному стечению обстоятельств, получил скидку 50%.
Представитель луцкого телеканала «Аверс» отметил, что ситуация с «заплатите и получите скидку 50%» напоминает контракт России с Украиной за газ. Главное – начать платить, а потом, мол, «не выйдешь из этого болота». Приложений к контакту с «Зеонбудом» телеканал не подписывал, поэтому его договор недействителен. «Цифра» компании обходится по той же цене, что и аналоговое вещание, но «Аверс» переплачивает «Зеонбуду» за сигнал, который передается по радиорелейным линиям, тогда как центральные каналы монополист поднимает по техническому сигналу со спутника, что выходит дешевле.
Представительница телеканала «Ритм» из Ровно рассказала, что письма от «Зеонбуда» об отключении вещателя не получала, так как с весны 2014-го адрес телеканала изменился. Но поиск актуального адреса, мол, занимает несколько секунд, поскольку он указан на сайте телеканала в интернете. Что ж до качества услуг, то задекларированного «Зеонбудом» покрытия на самом деле нет – зрители неоднократно жаловались на отсутствие сигнала. А с весны прошлого года телеканал не получает от монополиста никаких актов. Ирина Алябьева парировала: в договоре четко указан адрес телеканала и прописано, что вещатель должен был внести изменения адреса, чего не сделал за отведенные 10 дней. А покрытия для «Зеонбуда» рассчитывал УГЦР – монополист, мол, поставил передатчики там, где ему указали.
Директор николаевского телеканала «ТАК-TV» Александр Головченко признался, что вспоминает 1 апреля, как страшный сон: когда на канале поняли, что вещание выключили, сразу же позвонили в «Зеонбуд». Но там ответили: «Вам пперезвонят». На канале, мол, почувствовали себя заложниками ситуации: вещания нет, договор с «Зеонбудом» – кабальный по всем пунктам. К примеру, в нем есть пункт о конфиденциальности – телеканал, оказывается, не может публично рассказывать о совместных с «Зеонбудом» делах (поэтому директору канала было очень интересно, как монополист поведет себя после этого заседания). По словам Головченко, он был искренне рад увидеть в Нацсовете представителя «Зеонбуда»: никогда, мол, ни с кем не общался, поскольку компания засекречена, а тут, оказывается, такая красивая девушка! Впрочем, красота Алябьевой, по мнению Головченко, не спасет ее от увольнения, потому что на заседании она не справилась со своей миссией.
Дальше – еще интереснее: общенациональный телеканал «Винтаж» монополист включил в тот же день (1 апреля), но через 6 дней – 7 апреля – снова выключил, несмотря на то, что вещатель оплатил свой долг за 2013-й. Телеканал «Бизнес» «Зеонбуд» также включил в тот же день, что и выключил, а вещатель тут же провел оплату (правда, за какой именно период, юрист канала не ответила). А вот когда-то родственный общенациональный канал «Добро», который «Зеонбуд» так и не включил, как оказалось, уже потерял связь с «Бизнесом» – телеканал меняет владельца. Впрочем, пока что изменился только директор – им стал журналист «112 Украина» Тарас Москалюк. Членов Нацсовета заинтересовал столь любопытный карьерный скачок, но, по словам новоиспеченного директора, сделка еще не состоялась.
Директор днепропетровской телекомпании «Стерх» («11 канал») Сергей Педашенко признался, что не платил все время, приложений к соглашению не подписывал, зоны покрытия телекомпания не получала, хотя не раз запрашивала у «Зеонбуда». А Роман Андрейко – директор канала «24», у которого есть цифровая лицензия на вещание во Львове – предложил Нацсовету обратиться в прокуратуру. Юрий Артеменко в свою очередь спросил у собравшихся, кто из вещателей готов обратиться в суд – руки подняла примерно половина.
Далее было много разговоров ни о чем, после которых состоялось долгожданное голосование: за вынесение предупреждения проголосовали только 4 члена Нацсовета. Шверк и Ильяшенко, несмотря на аргументы вещателей, воздержались, а поскольку Ольга Герасимьюк находилась в Риге, пришлось переносить рассмотрение вопроса. На все про все у Нацсовета ушло 1,5 часа, а у вас есть целая неделя, чтобы обдумать эту историю.
Источник: mediananny.com
blog comments powered by Disqus