Казусы EPG
Выпуски новостей на федеральных каналах нередко нарушают регламент. То есть, в соответствии с программой передач в эфире должно быть уже что-то развлекательное, а зритель все еще смотрит сюжеты про судьбоносные голосования и природные катаклизмы. Особенно склонны раздвигать временные рамки создатели итоговых программ. Сильно грешил этим, например, Евгений Киселев, ведущий «Итогов» на НТВ пятнадцатилетней давности. Но зрители его прощали. Понимали, что он говорит о самом главном, а всякие там шоу с сериалами… Ну выйдут на десять минут позже. Не рейс же задерживается!
За прошедшие годы ситуация на каналах принципиально не изменилась. Если их руководство при верстке эфира решает, что в новостях есть некая информационная бомба, оно продлит выпуск ровно настолько, насколько сочтет нужным. Но вот зрители теперь с этим мирятся далеко не все. Современные технологии, предлагающие абонентам цифрового телевидения массу дополнительных услуг, вынуждают их возмущаться, ерничать, делать скриншоты с экранов телевизоров и размещать их в сети.
В те времена, когда телепрограммы публиковались только в печатных СМИ, все было проще. Если вы замечали несоответствие эфира напечатанной программе, то просто чертыхались, и все. Изображение на экране в ваших головах не соединялось напрямую с текстом в газете.
Появление EPG (электронного телегида) позволило абонентам крупнейших провайдеров – а это десятки миллионов домохозяйств – видеть на экране и изображение, и программу передач одновременно. В единой, так сказать, «картинке». И несоответствие одного другому выглядят очевидными и в некоторых случаях весьма шокирующими.
Пример из последних. Итоговая программа «Воскресное «Время» (22.09.2013) вышла за пределы предназначенного для нее часа минут на пять. Понять можно: прошедшие семь дней включили в себя и Валдай, и очередной этап сирийского кризиса, и приамурское наводнение. Что такое пять минут?..
Но ровно в 22:00 на экранах в EPG появилось название передачи - «ДОстояние РЕспублики. Ирина Аллегрова». Такая информация была загружена в компьютеры. Что канал опубликовал в своей телепрограмме, то и высветилось. И все эти ничтожные минуты надпись с Аллегровой «висела» на фоне заключительного сюжета «Времени», рассказывающего о проблемах ожирения.
Возникает вопрос к редакторам: если уж вы видите, что не вписываетесь, может, заключительный сюжет снять? Чтобы не обманывать ни зрителей, ни партнеров. Покажете в следующий раз. Актуальности-то не убудет!
Между прочим, в договорах телеканалов с провайдерами непременно значится пункт о своевременном предоставлении не только телепрограммы, но и информации обо всех изменениях в ней. И практически любая правка может быть внесена в EPG в течение нескольких минут. Но почему-то программные службы каналов это обстоятельство игнорируют. Вот в результате и получается, как говаривал покойный Виктор Степанович, «никогда у нас такого не было и вот опять».
Впрочем, приведенный выше пример – чистой воды курьез. Но бывают ситуации и покруче. Несколько лет назад один из государственных каналов запланировал к показу «Разговор с Владимиром Путиным». Всем известно, что у нашего президента есть особенность: никто никогда не знает, сколько он будет говорить. На канале прикинули: «Ну, три с половиной часа, ну, четыре максимум». Переделали сетку вещания, что-то из программы убрали и разослали новый вариант провайдерам, которые его и загрузили. Но президент пошел на рекорд. Запланированное время закончилось, и больше часа «Разговор» шел с названием известного криминального сериала на экране, который должен был появиться в эфире спустя как раз четыре часа. Ребята, ау! Вы не могли поставить на «сомнительное» время что-нибудь нейтральное? Какой-нибудь там «парламентский час»?..
И еще пример. Совсем недавно другой федеральный канал внепланово решил показать прямую трансляцию с инаугурации мэра Москвы Сергея Собянина. Тут об изменениях вообще никого не оповестили. В результате Сергей Семенович, если верить EPG, стал «участником» вовсе не торжественной церемонии, а программы о профилактике мошенничества.
Конечно, и над этим можно было бы посмеяться, как над нелепостью. Но только не провайдерам. Зритель ведь не вникает, по чьей вине на телеэкране возникают надписи, не соответствующие эфиру. Он знает только, кто предоставляет ему услуги, «Акадо», «Триколор», НТВ Плюс… И делает вывод, что это именно они так «прокололись». Делает скриншот, размещает его в интернете. И понеслась! В результате во мнении большого числа людей «крайними» оказываются именно провайдеры, а не программные службы каналов.
Но это из области самых ярких, но все-таки частных примеров. А ведь бывают случаи, когда каналы перелопачивают программы полностью, не потрудившись известить об этом партнеров. Представляете себе бешенство, например, футбольных фанатов, когда вместо значащегося в EPG матча на крупнейшем спортивном канале идет какая-нибудь художественная гимнастика! Убедить их в том, что это канал все поменял, сложно: вы же написали! Трудно спорить с человеком, который, возможно все свои дневные планы перекроил ради этого просмотра.
Подобное – неуважение со стороны программных служб уже не просто к коллегам, но и к своей целевой аудитории.
А такой технологии, чтобы, например, в том же EPG объяснить зрителям, кто именно виноват в глупейшей ситуации, пока, увы, не существует.
Сергей Беднов, главный редактор "Акадо Телеком"
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus