Еще в августе прошлого года президент МТС Андрей Дубовсков обещал «Интерфаксу»: к концу 2014 г. отток абонентов в фиксированной сети оператора завершится. 

Обещание начало исполняться: по итогам 2014 г. база подписчиков платного телевидения от МТС выросла на 4% до 2,7 млн домохозяйств, следует из отчета «ТМТ консалтинга». Представитель МТС Дмитрий Солодовников не стал называть цифры, но подтвердил: абонентская база платного ТВ в 2014 г. увеличилась.

В конце 2011 г. МТС обслуживала, по собственным данным, 2,99 млн подписчиков платного ТВ; год спустя их стало на 1,7% меньше — 2,94 млн, а еще через год их количество уменьшилось на 12,2% до 2,61 млн. С I квартала 2014 г. МТС прекратила раскрывать их численность. А пользователей фиксированной связи (к которой относится в том числе и платное ТВ) у МТС было в конце сентября 2014 г. 7,16 млн — на 6,7% меньше, чем годом раньше. Оператор объяснял это оттоком низкодоходных подписчиков социальных пакетов телеканалов из-за перевода абонентской базы с аналоговой на цифровую платформу.

Директор по проектам «ТМТ консалтинга» Елена Крылова считает, что все дело в методике учета: с I квартала 2014 г. МТС причисляет к своим клиентам ТВ-подписчиков дочерней МГТС. Их база в течение прошлого года росла (в первую очередь за счет домохозяйств, подключившихся к оптоволоконной сети GPON от МГТС), а в регионах количество телезрителей снижалось из-за продолжающегося оттока подписчиков аналоговых сетей, объясняет она. Но отток этот был все-таки слабее, чем в предыдущие годы, и за счет московских домохозяйств телевизионный бизнес МТС в целом вырос, заключает Крылова.

Сколько подключенных к GPON домохозяйств пользуется платным ТВ, представители МТС и МГТС не раскрывают. В целом же дополнительными услугами (в том числе ТВ) к концу 2014 г. пользовалось более 50% абонентов этой сети, говорит Солодовников. Подписчиков платного ТВ, подключенных МГТС, МТС включала в свою абонентскую базу и раньше, утверждает он, а число телезрителей росло не только в Москве, но и в регионах. Отток пользователей аналогового ТВ практически остановился, теперь абонентская база растет за счет цифрового ТВ, добавляет он. А в дальнейшем она будет расти еще и благодаря собственной платформе спутникового ТВ, запущенной МТС в конце 2014 г., надеется Солодовников. По его словам, за три года МТС хочет стать одним из лидеров рынка спутникового ТВ. Это будет непросто, сомневается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: МТС придется конкурировать с такими мощными брендами, как «Триколор ТВ» и «Орион экспресс», а тарифы и цена оборудования у всех одинаковые.

«Вымпелком» обещает рассказать о результатах бизнеса в сегменте платного ТВ позже, но численность подписчиков его цифрового телевидения и в Москве, и в регионах в 2014 г. выросла, заверяет представитель компании Анна Айбашева. Привлечь новых абонентов, по ее словам, удалось, запустив продажи услуги в новых регионах и представив рынку удачные пакеты услуг. В том числе увеличивался спрос на мобильное ТВ, добавляет она.

«Ростелеком» в первые девять месяцев 2014 г. рос в сегменте IP-ТВ значительно быстрее рынка, говорит его представитель Валерий Костарев. Доходы всего рынка платного ТВ выросли за это время на 6,1% (к аналогичному периоду 2013 г.), а у «Ростелекома» — на 20% с лишним, в первую очередь за счет роста абонентской базы IP-ТВ (+26%), отмечает он. Популярность набирали и дополнительные сервисы — например, количество заказов на видео по запросу за девять месяцев 2014 г. выросло до 4,8 млн, более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., рассказывает Костарев.

Ведомости