Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Кому принадлежат права на дистрибуцию украинского телеконтента?

18 декабря 2012
Кто владеет правами на телеконтент, если автор телепрограммы переходит в другую компанию? Как телекомпании могут защитить свои права? Именно вопросы авторского права на создаваемые телепродукты и обсуждались 29 ноября украинскими телепроизводителями на круглом столе ”Дистрибуция телеконтента местных телеканалов — от контента ”для собственного эфира” до продажи прав”, проходившем в Киеве во время десятой конференции ”Техника ТВ” в рамках шестого Телефестиваля “Открой Украину!”. В дискуссии приняли участие несколько десятков экспертов из различных регионов страны, среди которых были представители региональных телевещателей, производители контента и др.




В качестве докладчиков на мероприятии выступили Василий Яцура (Телерадиокурьер), юрист и независимый медиаэксперт Али Сафонов, Владимир Халяпин (дистрибутор кино- и телепродукции), Денис Михеев (компания “МК-Дистрибьюшн”).

Проблема защиты авторских прав в Украине была и остается актуальной. В стране, где многие привыкли пользоваться контентом, доступным бесплатно через различные файлообменники, телекомпании стараются защитить свои права. Ведь нередко случается ситуация, когда автор программы переходит на другой канал или телекомпанию, и забирает с собой мастер-копии своих передач. И телекомпаниям потом крайне сложно доказать, кто является собственником такого контента. Согласно действующей практике первичным владельцем авторских прав является тот, кто указан в титрах к передаче. Всем другим желающим, которые претендуют на авторство, придется доказывать через суд свои права на такой контент. Поэтому эксперты рекомендуют заключать трудовой договор с автором, даже если это — бюджетная компания. Если же компания ограничивается приказом и/или должностной инструкцией, то обычная подпись в таких документах не позволяет однозначно утверждать, что телепродукт принадлежит компании.

В то же время, если автор создал программу и поменял место работы, а потом контент был кем-то изменен, но передача транслировалась в эфире и есть мастер-копии в архиве, то это может служить доказательством авторства.

В любом случае телекомпании целесообразно подписывать договор с автором с целью минимизации возможных проблем в будущем касательно авторских прав и роялти. Причем если телекомпания хочет избежать каких-либо проблем, она должна заключать договор о передаче авторских прав по каждому произведению и с каждым автором. Иначе все права на произведение останутся за автором, и сложно будет доказать, что передача прав имела место.

Рассматривая отличия между фильмами и передачами, участники круглого стола отметили важность легализации контента путем получения прокатного удостоверения, что закрепляет права на вещание. Однако положение о выдаче данного документа не предусматривает такового для фильмов (фильм это законченный продукт, а передача — нет). Поэтому программа на телеканале фактически “облегчает жизнь” телекомпании. При этом, по словам Владимира Халяпина, сам автор может считаться правовладельцем, так как он может иметь одновременно авторское свидетельство и прокатное удостоверение. В любом случае, участники дискуссии сошлись во мнении, что чем шире востребованы программы, тем больше пользы они могут принести телеканалам.

Денис Михеев рассмотрел вопрос распространения региональных украинских программ за пределами Украины. Понятно, что если канал создает передачу “просто для себя” или “чтобы закрыть” лицензию, такой контент продаваться не будет. По словам докладчика, за последние несколько лет украинскими телеканалами продано около 200 часов документальных циклов и сериалов потребителям в Канаде, США, Пакистане, Польше, Шри-Ланке, Словакии, Словении и, само собой, в России и странах СНГ. При этом “социалка” (местные проблемы отдельных областей) практически неинтересны зарубежным потребителям, даже если программы выполнены на высоком профессиональном уровне. Если же речь идет о потребителях на территории СНГ, то заработать каналы смогут на кулинарных передачах или сюжетах на историческую тематику. Кстати, потребителям в самой России украинские политики, как, впрочем, и локальные новости, будут малоинтересны. Среди продаваемого за пределы Украины контента котируются тематики сад/огород, охота/рыбалка и др.

Как было отмечено в ходе обсуждения, российские каналы готовы платить за хороший, качественный и интересный контент, созданный в Украине. При этом отмечается не просто востребованность такого контента, но и конкуренция в борьбе за право показывать тот или иной сюжет на определенном канале. Каналам же следует учесть, что циклы документальных программ всегда продаются лучше, чем обычные фильмы. Правда, нередки случаи, когда интересная и востребованная передача отбраковывается из-за неинтересной/некачественной заставки.

Для избежания возможных проблем с контентом продюсерам необходимо помнить о важности указания всех авторов программы в титрах к передаче. Если же планируется выход на зарубежный рынок — целесообразно создавать многоязычные версии.

Конечно же, как отметили участники мероприятия, определенную часть программ в Украине составляют продукты образовательного содержания, которые обычно не имеют коммерческой составляющей и ориентированы на локальный рынок.


Как продемонстрировало мероприятие, украинские телестудии способны создавать конкурентоспособный контент. Но они должны более тщательно подходить к вопросу передачи авторских прав, чтобы потом не остаться “у разбитого корыта”, когда авторский материал начнет выходить на другом конкурирующем телеканале.

Олег Никитенко
Журнал Mediasat

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

2155

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

17 декабря 2025 38,2'e-Paksat MMI
07 декабря 2025 16APSK на ресиверах с Е2