Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Константин Грицак: Планы на закон

03 апреля 2013

Главной причиной всех бед телевизионного рынка остается, мягко говоря, несовершенное законодательство. Это более, чем очевидно. Вопрос пока не решен и прогнозы неутешительны. Хотя, казалось бы, участники рынка не сидят сложа руки и предлагают проекты нормативно-правовых актов (НПА). Так что же с ними не так? Константин Грицак, директор Телекоммуникационной палаты Украины, рассмотрел основные проекты в докладе «О перспективном законодательстве в сфере платного телевидения» на конференции «Актуальные вопросы перехода кабельных провайдеров на цифровые технологии» (Яремча, 25 февраля – 1 марта 2013 г.). Также на сайте MediaSat можно ознакомиться с выступлением народного депутата Украины, президента АППК Елены Бондаренко, которая сделала акцент на основных проблемах телерынка в связи с переходом на цифровые стандарты. Доклад Константина Грицака приводится практически полностью, с незначительными купюрами и редакционными правками.



На текущий момент в стадии разработки в госструктурах находится более десятка проектов НПА, которые касаются индустрии. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить:

  • устаревшее законодательство, которое не позволяет эффективно регулировать правоотношения при стремительном развитии технологий (например, ОТТ)
  • необходимость разработки подзаконных НПА (например, штрафы Кабмина Украины для телевидения, отчетность Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информации (НКРСИ)
  • новые вызовы рынку - доступ к инфраструктуре, в т.ч. и совместное ее использование.

С сожалением необходимо отметить, что большинство инициатив по регулированию нашей индустрии исходят от госорганов, а не от бизнеса, и в этом наша слабая позиция, так как вынуждены разговаривать с позиции защиты.

Нормотворчество проходит с соблюдением регуляторных процедур, хотя разные органы по-разному подходят к этому важному элементу работы с рынком, некоторые, как например НКРСИ, ведут реальный диалог с ассоциациями и участниками рынка. В регуляторной деятельности других профильных органов, к сожалению, прослеживается формализм, все ограничивается лишь вывешиванием на сайте некоего проекта и сбора письменных предложений. Общественные слушания, дискуссии – пока являются редким исключением.

 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

1.1. Новая редакция ЗУ о ТВ

  • в рабочей группе задействованы ведущие эксперты в сфере медиа, принимают участие депутаты профильного комитета
  • слаженная и конструктивная работа
  • единое мнение всех экспертов и депутатов: о необходимости отмены лицензирования для провайдеров и внедрения для них регистрации

1.2. Изменения в Закон о ТВ № 2074 (Томенко/Княжицкий)

  • с целью внедрения прозрачности в сфере организации медиа - выявление конечного владельца (физического лица)
  • но под раздачу попали и провайдеры, которые наряду с медиаорганизациями должны показывать своих номинальных владельцев и учредителей, но мы полагаем, что это нецелесообразно, т.к. деятельность провайдеров не несет такой большой социальной нагрузки, как медиа, и не производит контент.
  • имеются положительные моменты в виде прямого запрета адаптационных списков, уточнение регуляторных обязанностей Нацсовета

1.3. Изменения в Закон о ТВ и о телекоме относительно отмены лицензирования в сфере платного телевидения (инициатор – Телекоммуникационная палата Украины (ТПУ)

  • проект содержит нормы, полностью исключающие лицензирование услуг по техническому обслуживанию и лицензирование провайдеров, вместо этого предлагается практика регистрации
  • сейчас проект находится на доработке и будет передан депутатам для рассмотрения

1.4. Закон о ликвидации Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (НЭК)

  • проектом предполагается исключения из действующего Закона о защите общественной морали всех положений, которые касаются НЭК
  • передача части полномочий Нацсовету и Минкульту

1.5.  Законопроект о совместном доступе к инфраструктуре

  • призван повысить эффективность использования инфраструктуры телекоммуникаций, минимизировать затраты на ее строительство и обеспечить масштабное проникновения на рынок ТВ и Интернет
  • будет регулировать как активную, так и пассивную часть сетей
  • урегулируется вопрос о взаимоотношениях с муниципальными владельцами путем запрета:

- устанавливать необоснованные цены

- взимания систематических платежей за доступ в дома и сооружения

- запрета препятствовать развитию сети

2. ИНИЦИАТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА
ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ

 2.1. Постановление Кабмина Украины о штрафах

  • непосредственный автор-разработчик - Национальный совет, хотя подается формально от Гостелерадио
  • в проекте перечислены правонарушения, возможные в сфере медиа, которые разбиты на четыре группы в зависимости от тяжести нарушения. Для провайдеров это:

- І гр.: непредоставление абонентам универсальной программной услуги, невключение ее во все пакеты программ; передача лицензии другому лицу.

- ІІ гр. - отсутствие договора с оператором; ретрансляция программ не предусмотренных в составе программной услуги.

- ІІІ  гр. - отсутствие договора с абонентом; непредоставление в Нацсовет информации о выполнении концепции подбора программ за предыдущий год для перерегистрации приложения к лицензии.

- ІV гр. - внесения изменений в характеристики программ без официального согласования с абонентом.

 

S – размер минимальной заработной платы в Украине, в данном случае 1147 грн.

N – коэффициент учета численности населения, которое проживает на территории распространения программ в рамках административно-территориальной единицы.

  • также провайдеры дифференцированы в зависимости от населенного пункта, по аналогии с системой для получения лицензии
  • минимальный штраф для самого маленького населенного пункта в 1 группе правонарушений 2 268 грн. (в 4 группе - 1134грн.), а самый большой для Киева, за самое тяжелой правонарушение 226 тыс. 800 грн.
  • несмотря на приемлемость указанных размеров, удивляет, почему провайдер в областном центре уплатит столько же, сколько телеканал “Интер” за нарушение, совершенное по всей Украине и содержащее большую общественную опасность
  • при всех недостатках этого документа, его следует поддержать, т.к. его внедрение раскрывает некий путь к отмене адаптационных списков и отказа от приложения к лицензии со списком программ
  • при подготовке проекта Нацсовет продемонстрировал открытость, и пусть не все пожелания индустрии были учтены, но это был хороший шаг навстречу рынку
  • в настоящее время проект находится на согласовании ведомств, среди замечаний к нему - большой абсолютный размер штрафов

 

2.2. План развития телепространства

  • действующим законом о ТВ четко определены две составные части Плана развития телепространства, а именно: плана использования радиочастотного ресурса и соотношения форматов вещания в каждом из территориальных сегментов телепространства.
  • несмотря на это в Плане имеется целый раздел относительно провайдеров, в частности регулируется порядок и последовательность наполнения пакетов
  • АППК и ТПУ неоднократно обращались в Нацсовет с просьбой исключить указанный раздел, но Нацсовет на это предложение никак не отреагировал
  • более того, на обращение ассоциаций в Минюст не регистрировать незаконные нормы, был получен ответ, что все делается на основании закона и  в пределах компетенции Нацсовета
  • такая позиция и регулятора, и Минюста нам откровенно не понятна, но вопрос крайне важен для индустрии, поэтому, возможно, единственным вариантом развития событий это будет обращение в суд

 

3. ИНИЦИАТИВЫ НКРСИ

3.1. совместный доступ к инфраструктуре

- концепция закона построена на международном опыте регулирования

- требует глубокого анализа возможного практического применения и определения рамок активной и пассивной инфраструктуры

- закон регулирует отношения:

регулятор - оператор - собственник (владелец) инфраструктуры;

оператор - собственник (владелец) инфраструктуры;

- оператор-оператор.

- на уровне закона закреплены основные принципы доступа и совместного использования инфраструктуры:

возможность отказать в доступе только при отсутствии технической возможности,

- разовая оплата за доступ по единой методике расчета при правоотношениях  оператор -  собственник (владелец) инфраструктуры (не оператор);

- рыночное ценообразование при взаимоотношениях оператор - оператор (в т.ч. собственник (владелец) инфраструктуры).

3.2. отчетность операторов

- ЗУ о телекоме определяет обязанность для субъектов телекомрынка предоставлять отчетность в НКРСИ и право этого органа устанавливать Порядок ее подачи и формирования

- действующий Порядок подачи отчетности на практике для индустрии дает возможность направлять регулятору “пустышку”

- новая инициатива НКРСИ в изменении Порядка расширяет перечень отчетной информации по таким видам услуг, как проводное, кабельное ТВ, а также спутниковые технологии, определяя их как услуги в сфере телекома

-  распространяется на субъектов внесенных в реестр операторов, провайдеров НКРСИ

- новый классификатор продукции и услуг все вышеперечисленные виды услуг относит к телекомуслугам, что теоретически позволяет утверждать, что с принятием нового Порядка отчетности НКРСИ, большая часть кабельщиков окажется вне законодательной базы и возникнет необходимость прохождения процедуры регистрации в НКРСИ.

3.3. Правила Интернет

- по выполнению ЗУ о телекоммуникациях подготовлен свод правил для нелицензионного вида деятельности;

- четко определены составляющие этого вида деятельности

- включает общие правила начала деятельности (регистрация, технические требования к организации, персонал)

- по состоянию на сегодняшний день документ проходит согласования в госорганах и дополнительное обсуждение с рынком. 

3.4. Правила по ТО

- подготовка Правил предшествует отмене лицензирования деятельности по техническому обслуживанию

- рабочий вариант Правил уже верстается структурными подразделениями НКРСИ и после госрегистрации Правил Интернет будет вынесен на обсуждение общественности.

- Правила будут включать в себя некий свод требований и условий для начала деятельности

 4. ИНИЦИАТИВЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

- местные органы власти продолжают инициировать НПА (в частности в Харькове), но уже в ближайшее время с принятием постановления Кабмина  возникнет необходимость их пересмотра и отмены.

 

- законопроекты, инициированные депутатами (об авторском праве, о возможности проведения комплексной проверки предприятия)

5. ИНИЦИАТИВЫ АССОЦИАЦИЙ

внесение изменений в Методику Кабмина относительно возможности получения лицензии на всю Украину независимо от технологии, которая используются, в т.ч. ОТТ.

ВЫВОДЫ

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ПРОГНОЗ

  • несмотря на задекларированный курс на дерегуляцию, индустрия становится все более зарегулирована
  • индустрия подвержена значительным рискам (речь идет о 6 уголовных делах, возбужденных против провайдеров АРМА и других подобных случаях)
  • нет единой ассоциации, которая бы эффективно защищала всю индустрию
  • демпинг и антиконкурентые действия, пиратство
  • в целом не лояльное отношения отраслевого регулятора

НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • наработать пакет инициатив (дорожная карта), которые будут поддержаны всей индустрией, разработать план их продвижения, распределить зоны ответственности
  • презентовать дорожную карту и доложить об уже выполненном необходимо на ближайшем отраслевом мероприятии Крым Медиа Ком.

 

© Журнал MediaSat

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

817

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума