Константин Грицак: Планы на закон
Главной причиной всех бед телевизионного рынка остается, мягко говоря, несовершенное законодательство. Это более, чем очевидно. Вопрос пока не решен и прогнозы неутешительны. Хотя, казалось бы, участники рынка не сидят сложа руки и предлагают проекты нормативно-правовых актов (НПА). Так что же с ними не так? Константин Грицак, директор Телекоммуникационной палаты Украины, рассмотрел основные проекты в докладе «О перспективном законодательстве в сфере платного телевидения» на конференции «Актуальные вопросы перехода кабельных провайдеров на цифровые технологии» (Яремча, 25 февраля – 1 марта 2013 г.). Также на сайте MediaSat можно ознакомиться с выступлением народного депутата Украины, президента АППК Елены Бондаренко, которая сделала акцент на основных проблемах телерынка в связи с переходом на цифровые стандарты. Доклад Константина Грицака приводится практически полностью, с незначительными купюрами и редакционными правками.
На текущий момент в стадии разработки в госструктурах находится более десятка проектов НПА, которые касаются индустрии. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить:
- устаревшее законодательство, которое не позволяет эффективно регулировать правоотношения при стремительном развитии технологий (например, ОТТ)
- необходимость разработки подзаконных НПА (например, штрафы Кабмина Украины для телевидения, отчетность Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информации (НКРСИ)
- новые вызовы рынку - доступ к инфраструктуре, в т.ч. и совместное ее использование.
С сожалением необходимо отметить, что большинство инициатив по регулированию нашей индустрии исходят от госорганов, а не от бизнеса, и в этом наша слабая позиция, так как вынуждены разговаривать с позиции защиты.
Нормотворчество проходит с соблюдением регуляторных процедур, хотя разные органы по-разному подходят к этому важному элементу работы с рынком, некоторые, как например НКРСИ, ведут реальный диалог с ассоциациями и участниками рынка. В регуляторной деятельности других профильных органов, к сожалению, прослеживается формализм, все ограничивается лишь вывешиванием на сайте некоего проекта и сбора письменных предложений. Общественные слушания, дискуссии – пока являются редким исключением.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
1.1. Новая редакция ЗУ о ТВ
- в рабочей группе задействованы ведущие эксперты в сфере медиа, принимают участие депутаты профильного комитета
- слаженная и конструктивная работа
- единое мнение всех экспертов и депутатов: о необходимости отмены лицензирования для провайдеров и внедрения для них регистрации
1.2. Изменения в Закон о ТВ № 2074 (Томенко/Княжицкий)
- с целью внедрения прозрачности в сфере организации медиа - выявление конечного владельца (физического лица)
- но под раздачу попали и провайдеры, которые наряду с медиаорганизациями должны показывать своих номинальных владельцев и учредителей, но мы полагаем, что это нецелесообразно, т.к. деятельность провайдеров не несет такой большой социальной нагрузки, как медиа, и не производит контент.
- имеются положительные моменты в виде прямого запрета адаптационных списков, уточнение регуляторных обязанностей Нацсовета
1.3. Изменения в Закон о ТВ и о телекоме относительно отмены лицензирования в сфере платного телевидения (инициатор – Телекоммуникационная палата Украины (ТПУ)
- проект содержит нормы, полностью исключающие лицензирование услуг по техническому обслуживанию и лицензирование провайдеров, вместо этого предлагается практика регистрации
- сейчас проект находится на доработке и будет передан депутатам для рассмотрения
1.4. Закон о ликвидации Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (НЭК)
- проектом предполагается исключения из действующего Закона о защите общественной морали всех положений, которые касаются НЭК
- передача части полномочий Нацсовету и Минкульту
1.5. Законопроект о совместном доступе к инфраструктуре
- призван повысить эффективность использования инфраструктуры телекоммуникаций, минимизировать затраты на ее строительство и обеспечить масштабное проникновения на рынок ТВ и Интернет
- будет регулировать как активную, так и пассивную часть сетей
- урегулируется вопрос о взаимоотношениях с муниципальными владельцами путем запрета:
- устанавливать необоснованные цены
- взимания систематических платежей за доступ в дома и сооружения
- запрета препятствовать развитию сети
2. ИНИЦИАТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА
ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ
2.1. Постановление Кабмина Украины о штрафах
- непосредственный автор-разработчик - Национальный совет, хотя подается формально от Гостелерадио
- в проекте перечислены правонарушения, возможные в сфере медиа, которые разбиты на четыре группы в зависимости от тяжести нарушения. Для провайдеров это:
- І гр.: непредоставление абонентам универсальной программной услуги, невключение ее во все пакеты программ; передача лицензии другому лицу.
- ІІ гр. - отсутствие договора с оператором; ретрансляция программ не предусмотренных в составе программной услуги.
- ІІІ гр. - отсутствие договора с абонентом; непредоставление в Нацсовет информации о выполнении концепции подбора программ за предыдущий год для перерегистрации приложения к лицензии.
- ІV гр. - внесения изменений в характеристики программ без официального согласования с абонентом.
S – размер минимальной заработной платы в Украине, в данном случае 1147 грн.
N – коэффициент учета численности населения, которое проживает на территории распространения программ в рамках административно-территориальной единицы.
- также провайдеры дифференцированы в зависимости от населенного пункта, по аналогии с системой для получения лицензии
- минимальный штраф для самого маленького населенного пункта в 1 группе правонарушений 2 268 грн. (в 4 группе - 1134грн.), а самый большой для Киева, за самое тяжелой правонарушение 226 тыс. 800 грн.
- несмотря на приемлемость указанных размеров, удивляет, почему провайдер в областном центре уплатит столько же, сколько телеканал “Интер” за нарушение, совершенное по всей Украине и содержащее большую общественную опасность
- при всех недостатках этого документа, его следует поддержать, т.к. его внедрение раскрывает некий путь к отмене адаптационных списков и отказа от приложения к лицензии со списком программ
- при подготовке проекта Нацсовет продемонстрировал открытость, и пусть не все пожелания индустрии были учтены, но это был хороший шаг навстречу рынку
- в настоящее время проект находится на согласовании ведомств, среди замечаний к нему - большой абсолютный размер штрафов
2.2. План развития телепространства
- действующим законом о ТВ четко определены две составные части Плана развития телепространства, а именно: плана использования радиочастотного ресурса и соотношения форматов вещания в каждом из территориальных сегментов телепространства.
- несмотря на это в Плане имеется целый раздел относительно провайдеров, в частности регулируется порядок и последовательность наполнения пакетов
- АППК и ТПУ неоднократно обращались в Нацсовет с просьбой исключить указанный раздел, но Нацсовет на это предложение никак не отреагировал
- более того, на обращение ассоциаций в Минюст не регистрировать незаконные нормы, был получен ответ, что все делается на основании закона и в пределах компетенции Нацсовета
- такая позиция и регулятора, и Минюста нам откровенно не понятна, но вопрос крайне важен для индустрии, поэтому, возможно, единственным вариантом развития событий это будет обращение в суд
3. ИНИЦИАТИВЫ НКРСИ
3.1. совместный доступ к инфраструктуре
- концепция закона построена на международном опыте регулирования
- требует глубокого анализа возможного практического применения и определения рамок активной и пассивной инфраструктуры
- закон регулирует отношения:
регулятор - оператор - собственник (владелец) инфраструктуры;
оператор - собственник (владелец) инфраструктуры;
- оператор-оператор.
- на уровне закона закреплены основные принципы доступа и совместного использования инфраструктуры:
возможность отказать в доступе только при отсутствии технической возможности,
- разовая оплата за доступ по единой методике расчета при правоотношениях оператор - собственник (владелец) инфраструктуры (не оператор);
- рыночное ценообразование при взаимоотношениях оператор - оператор (в т.ч. собственник (владелец) инфраструктуры).
3.2. отчетность операторов
- ЗУ о телекоме определяет обязанность для субъектов телекомрынка предоставлять отчетность в НКРСИ и право этого органа устанавливать Порядок ее подачи и формирования
- действующий Порядок подачи отчетности на практике для индустрии дает возможность направлять регулятору “пустышку”
- новая инициатива НКРСИ в изменении Порядка расширяет перечень отчетной информации по таким видам услуг, как проводное, кабельное ТВ, а также спутниковые технологии, определяя их как услуги в сфере телекома
- распространяется на субъектов внесенных в реестр операторов, провайдеров НКРСИ
- новый классификатор продукции и услуг все вышеперечисленные виды услуг относит к телекомуслугам, что теоретически позволяет утверждать, что с принятием нового Порядка отчетности НКРСИ, большая часть кабельщиков окажется вне законодательной базы и возникнет необходимость прохождения процедуры регистрации в НКРСИ.
3.3. Правила Интернет
- по выполнению ЗУ о телекоммуникациях подготовлен свод правил для нелицензионного вида деятельности;
- четко определены составляющие этого вида деятельности
- включает общие правила начала деятельности (регистрация, технические требования к организации, персонал)
- по состоянию на сегодняшний день документ проходит согласования в госорганах и дополнительное обсуждение с рынком.
3.4. Правила по ТО
- подготовка Правил предшествует отмене лицензирования деятельности по техническому обслуживанию
- рабочий вариант Правил уже верстается структурными подразделениями НКРСИ и после госрегистрации Правил Интернет будет вынесен на обсуждение общественности.
- Правила будут включать в себя некий свод требований и условий для начала деятельности
4. ИНИЦИАТИВЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
- местные органы власти продолжают инициировать НПА (в частности в Харькове), но уже в ближайшее время с принятием постановления Кабмина возникнет необходимость их пересмотра и отмены.
- законопроекты, инициированные депутатами (об авторском праве, о возможности проведения комплексной проверки предприятия)
5. ИНИЦИАТИВЫ АССОЦИАЦИЙ
внесение изменений в Методику Кабмина относительно возможности получения лицензии на всю Украину независимо от технологии, которая используются, в т.ч. ОТТ.
ВЫВОДЫ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ПРОГНОЗ
- несмотря на задекларированный курс на дерегуляцию, индустрия становится все более зарегулирована
- индустрия подвержена значительным рискам (речь идет о 6 уголовных делах, возбужденных против провайдеров АРМА и других подобных случаях)
- нет единой ассоциации, которая бы эффективно защищала всю индустрию
- демпинг и антиконкурентые действия, пиратство
- в целом не лояльное отношения отраслевого регулятора
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- наработать пакет инициатив (дорожная карта), которые будут поддержаны всей индустрией, разработать план их продвижения, распределить зоны ответственности
- презентовать дорожную карту и доложить об уже выполненном необходимо на ближайшем отраслевом мероприятии Крым Медиа Ком.
© Журнал MediaSat
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus