Кроме шуток
На роскошной набережной Круазетт в Каннах, во Дворце фестивалей и конгрессов, где каждый год проходит знаменитый Каннский фестиваль, «зажигают» участники Ukrainian Party. Но в этот раз заказчики банкета не политики или олигархи. Показать себя миру на выставке телевизионного контента MIPCOM впервые приехал творческий тандем: коллектив «Студии Квартал‑95» во главе с Владимиром Зеленским и украинская продакшен‑компания Film.ua вместе с ее владельцем Сергеем Созановским. У обеих компаний уже имеется приличное портфолио реализованных за рубежом прав трансляции или готовых собственных продуктов. Это значит, что Украина наконец становится не только потребителем импортной интеллектуальной собственности, но и экспортером своего продукта. А телешоу и сериалы, сделанные для нашего зрителя, обретут аудиторию и за пределами страны.
Компания «Студия Квартал‑95», выросшая из одноименной команды КВН, прошла путь от востребованного юмористического коллектива до самостоятельной продакшен‑студии, которую знают далеко за рубежом. Бизнес и слава прирастали так быстро, что бывшие кавээнщики почти не заметили, как «Квартал-95» стал превращаться в вертикально интегрированный холдинг. Но творческие подразделения студии по‑прежнему самые успешные в компании и приносят Зеленскому и его коллегам наибольший доход. По подсчетам Forbes, за последний год «Студия Квартал‑95» заработала как минимум $3,5 млн. На данный момент в структуре группы функционируют подразделения по теле‑, кинопроизводству, анимационная студия, авторский и актерский цеха, а также промоутерское подразделение «Квартал‑Концерт».
Творческие разногласия
В сентябре 2012 года Владимир Зеленский оставил пост генпродюсера телеканала «Интер», который с небольшим перерывом занимал с ноября 2010‑го. По времени это совпало со сменой собственников крупнейшей на тот момент в стране медиагруппы. Якобы за баснословные $2,5 млрд Дмитрий Фирташ приобрел 100% акций «Интера» и еще семь каналов, входящих в группу, у Валерия Хорошковского. О сделке объявили в феврале 2013‑го. До начала событий на Майдане оставалось менее года. Власть чувствовала себя всесильной и увеличивала давление на медиа, прибирая все к своим рукам. «Хорошковского тогда поставили перед выбором: провести открытую продажу Фирташу и Левочкину (Сергей Левочкин на то время был главой Администрации Президента. – Forbes) или закрытую – Александру Януковичу (сыну президента Януковича)», – прокомментировал тогда сделку политолог Вадим Карасев. Сам Зеленский утверждает, что его уход никак не связан с продажей канала и был анонсирован раньше. «Причиной стало желание комфортно существовать. Хочу, чтобы моя голова была занята творчеством, а не решением вопросов», – объяснил он свое решение.
Понимается ли под «некомфортно» цензура выпусков «Квартала» собственниками «Интера»? «Да, Хорошковский общался с нами довольно часто. Иногда говорил: вот здесь жестковато. Но никакой цензуры точно не было, это наше обязательное условие везде», – уверяет Сергей Шефир, директор «Студии Квартал‑95». Тем не менее наблюдатели отмечали, что в период бытности Зеленского одним из руководителей канала, принадлежащего близкому к власти бизнесмену, градус политических шуток «Квартала» заметно снизился, а их вектор сместился в сторону оппозиции. Это никак не влияло на популярность юмористов: создаваемые «Студией Квартал‑95» шоу «Вечерний Квартал», «Киев Вечерний» и «Рассмеши комика» имели самые высокие рейтинги. По итогам 2012 года «Интер» стал «главной кнопкой страны» – лидером телесмотрения в аудитории 18–54 в городах 50+ тысяч жителей с долей 11,1%, которую отобрал у СТБ и «1+1».
Вместе с Зеленским «Интер» покинула и «Студия Квартал‑95», на которой тогда замыкалось 80% производства собственного продукта канала. Потеря юмористического коллектива сильно ударила по позициям «Интера» еще и потому, что Зеленский ушел к конкурентам – «1+1», и перетащил за собой все рейтинговые передачи.
«Интер» явно остался в обиде: для них это выглядело как «кидок». Представители канала сообщили прессе, что «Квартал» повысил и без того немаленькие цены на свои программы, а Зеленский к тому же при распределении бюджетов «тащил одеяло» в сторону продуктов собственной студии. При том что выпуски шоу «Студии Квартал‑95» и так обходились недешево: по оценкам участников рынка, за произведенные ею программы «Интер» раскошеливался на $11–12 млн в год.
Сегодня страсти поутихли, и стороны конфликта не хотят чернить друг друга. «Тогда было сказано много лишнего, и мы договорились, что больше не будем выносить сор из избы. Скажу одно: конфликта не было, были разные взгляды на один вопрос», – рассказывает Сергей Амеличев, занимавший на тот момент пост заместителя правления «Интера».
Одни плюсы
«Мы ушли, потому что в наших творческих планах нас связывали по рукам и ногам. Хотим что‑то сделать, а каналу это не надо. Но предложить рынку, будучи руководителями «Интера», мы это тоже не могли», – объясняет Шефир.
Свободным плаванием сотрудничество с «Плюсами» назвать трудно. Если на «Интере» «смотрящим» от власти, имеющим право вето на шутки, называли соратника Хорошковского Ярослава Порохняка (который в то время даже вошел в состав акционеров компании), то, по данным источников Forbes, на «1+1» куратором шуток является близкий соратник Игоря Коломойского, непубличный бизнесмен Тимур Миндич. Кроме того, согласно контракту, за каналом сохраняется право на все творческие идеи и разработки юмористов. Предлагать рынку студия может только то, что посчитает для себя неинтересным «1+1».
За три года сотрудничества с каналом Коломойского такой продукт появился лишь недавно: телеканал ICTV заинтересовался новым юмористическим сериалом «Пацики». По словам руководителя канала Александра Богуцкого, его трансляция в эфире ICTV начнется весной. «Плюсы» отказались от этого сериала: сказали, нам неинтересно, не наш формат», – поясняет Шефир.
Этот контракт хоть и приятная мелочь, но все же капля в море для бюджета «Квартала‑95». По данным источников Forbes, только за каждый выпуск «Вечернего Квартала», которых в год выходит около 35, «1+1» платит студии $100 000, столько же – за выпуск «Киева Вечернего». На правах анонимности сотрудники как канала, так и студии уверяют, что чувствуют себя абсолютно комфортно в созданных условиях и учитывают интересы друг друга. На данный момент партнеры ведут переговоры относительно условий контракта на 2016 год. Можно неплохо заработать и на продаже форматов за рубеж. «Мы продали опцион на формат «Майданс» в шесть стран. Сам опцион стоит недорого, но если он будет реализован, мы будем получать от $5000 до $30 000 за каждый выход шоу в эфир», – говорит Влад Ряшин, основатель и генпродюсер кинокомпании Star Media, с которой «Квартал» совместно делал формат «Майданс» для «Интера». Творческая свобода, которая хорошо оплачивается, – о чем еще можно мечтать?
Вот такое кино
«Думаю, Вова сам бы хотел снимать кино, давно об этом мечтает. У нас, кажется, все об этом мечтают! Но у него столько дел», – откровенничает Шефир.
В кинопроизводстве Зеленский попробовал себя в роли актера, сценариста и продюсера, не выступал, пожалуй, только режиссером. Студия всерьез занялась производством полнометражного кино в 2009‑м, и на данный момент ей удалось выйти на объемы один‑два «полных метра» в год. Каждая последующая версия романтической трилогии «Любовь в большом городе» приносила в российском прокате больше сборов, чем предыдущая ($9,12 млн, $10,2 млн и $15,88 млн соответственно). При этом бюджет первой части составил $3,5 млн, а двух последующих – $3 млн и $2,5 млн. Впрочем, и отечественный потребитель оценил продукт: в Украине первый фильм посмотрело больше зрителей, чем голливудский блокбастер «Пираты Карибского моря: На краю Света» с бюджетом в $300 млн.
Воодушевленные успехом, «квартальцы» взялись за новую трилогию о любви и снова, похоже, не прогадали. Первые две части – «8 первых свиданий» и «8 новых свиданий» – окупили бюджеты в несколько раз, выход третьей («8 лучших свиданий») ожидается весной. «Нам с Марюсом (Вайсбергом, режиссером многих картин, которые продюсировал Зеленский и «Студия Квартал‑95». – Forbes) удается делать очень хорошее коммерческое комедийное кино», – не скрывает гордости Зеленский.
Шефир уверяет, что абсолютно все картины, сделанные студией для большого экрана, окупились. Кроме одной: фильм «Ржевский против Наполеона» снимался в 3D, из‑за чего его бюджет оказался намного выше, чем остальных. Да и непривычный жанр – эксцентричную историческую комедию – оценили не все зрители. «Нам очень хотелось попробовать снять в 3D. Это стало ошибкой, но мы не расстраиваемся – могли себе ее позволить», – уверяет Шефир.
Своих доходов от продажи картин «квартальцы» не раскрывают. Исходя из бокс‑офисов фильмов и за вычетом гонораров дистрибьюторов (обычно 15% от кассы) и прокатчика (50%), за уже вышедшие части двух трилогий, а также картину «Служебный роман. Новое время» «Студия Квартал‑95» с партнерами могла получить около $30 млн.
О каких партнерах идет речь? Иногда средства в фильм инвестировали российские заказчики. «По большому счету, инвесторов в наших фильмах не было. Они частично спонсировались теми или иными телевизионными каналами, которые хотели, чтобы у них было право показа этого фильма», – объяснил в одном из интервью Зеленский. Например, известно, что соинвесторами первой и второй частей «Любви в большом городе» были украинский канал ICTV и российская группа компаний «Леополис» (продюсерский и дистрибьюторский центр). Кинолента «8 первых свиданий» создавалась с российским продюсерским центром «ГОРАД» и кинокомпанией «Эталон‑фильм».
Почти всей административной работой в «Квартале» занимается лично Зеленский. По словам его соратников, Владимир обладает отличной деловой хваткой и, в отличие от других творческих руководителей студии, умеет считать деньги. «Он цепкий, креативный. Он тягач. А мы уже паровозы», – улыбается Шефир. «Железная хватка в нем прекрасно уживается с простотой и душевностью. Его сущность – быть лидером и романтиком одновременно», – добавляет финансовый директор компании Kiev Postproduction Ирина Колесник. Где бы комикам‑юмористам ни приходилось вести серьезные переговоры – визави хотят иметь дело лично с Владимиром. «Он не просто узнаваемое лицо. Для людей он несет позитивную эмоцию», – поясняет директор «Квартала».
Серийный успех
Нацеленность на российский рынок – это возможность поднять бюджет киноленты до такого уровня, чтобы можно было снять качественное кино, отмечают продюсеры. Прокат только в украинских кинотеатрах бюджеты не окупил бы. «Все начинания у нас делаются 50 на 50 с партнерами. Причем мы, как правило, берем на себя творческую часть, партнеры – продвижение и дистрибуцию. Но все риски, сложения и ответственность делятся пополам», – рассказывает руководитель «Кино Квартала» Андрей Яковлев.
«Киношное» подразделение «Студии Квартал‑95» приносит от 30 до 50% годового дохода, добавляет он. Правда, тут имеются в виду еще и деньги, полученные от продажи прав трансляции и лицензий на сериалы. После прорыва «Сватов», которые начали окупаться только с третьего сезона, «Кино Квартал» снял еще три сезона этой семейной комедии. Сегодня «1+1» платит, по данным Forbes, за 25‑минутную серию «Сватов» столько же, сколько за часовой выпуск «Вечернего Квартала» – $100 000. В 2013 году «Сваты‑6», по данным MRM, заняли первую строчку в топ‑10 лучших выходов сериалов с долей 31,8% и рейтингом 10,9 (в наиболее интересной для рекламодателей аудитории 18–54 в городах 50+ тысяч жителей).
С тех пор было снято еще несколько не таких рейтинговых телефильмов, которыми тем не менее канал с удовольствием заполнял свой эфир: «Семейный кодекс», «Ищу жену с ребенком», «Байки Митяя», «Между нами, девочками» и другие. «С ТВ‑продакшеном все проще, чем с «полным метром»: тут сразу понятна экономическая составляющая. Как договоришься с каналом, так и будет», – объясняет руководитель «Кино Квартала».
Конфликт с Россией поставил под угрозу выпуск полнометражных картин. «На данный момент никаких совместных проектов с РФ нет», – говорит Яковлев. Но студия ищет новых партнеров. В Украине таким уже стал один из лидеров рынка продакшена, компания Сергея Созановского FILM.UA. Формат и название будущих совместных проектов партнеры не разглашают. Идут переговоры по совместной адаптации популярного скандинавского детективного сериала «Мост» с польской компанией.
Темпы производства «Кино Квартал» не сбавляет и сейчас: в 2015 году компания выпустила три собственных проекта – политический комедийный сериал «Слуга народа», семейную телекомедию «Родственнички» и доснимала третью часть трилогии «8 лучших свиданий». «Слуга народа» с Зеленским в главной роли уже взорвал эфир «1+1», с первых серий заняв вторую строчку в десятке сериалов украинского эфира. Ряшин отмечает: «Таких цифр рейтинга в прайме давно не было ни на одном канале. Великолепная работа, поздравляю коллег!»
«Об объемах говорить некорректно, так как нужно учитывать качество. С его учетом «Квартал» однозначно входит в число крупнейших продакшен‑компаний Украины наряду с FILM.UA, Star Media, Pro TV, – констатирует руководитель отдела аналитики медиаконсалтинговой компании MRM Артем Вакалюк и добавляет: – А по производству полнометражных картин для проката «Студия Квартал‑95» – наиболее опытный игрок на украинском рынке. Большего количества картин у нас не выпускает никто».
«Тут никакого кризиса нет. В «Квартале» работа кипит, поэтому можно сделать любой проект», – уверяет режиссер Алексей Кирющенко, снимающий со «студийцами» «Слугу народа». Уже идут съемки второго сезона, контракт с «1+1» подписан сразу на 48 серий (по 24 в каждом сезоне).
Впали в детство
После того как Зеленский с командой покинули кабинеты «Интера», весь творческий костяк коллектива прописался в собственном скромном офисе – квартире в высотке у станции метро «Лукьяновская». Творческой атмосфере способствуют помещения с панорамными окнами и минимумом мебели. Именно здесь рождается основная часть шуток, идей и сценариев «Квартала». «На этих 20 квадратных метрах собирается человек 50–60. Одни авторы читают свои шутки, другие поправляют, направляют», – приоткрывает завесу творческого процесса Шефир. В студии, в штате которой более 100 авторов, не признают аутсорсинга. «Мы не верим в творческую работу на аутсорсе. Чтобы нам что‑то прислали по интернету – никогда такого не было. Все рождается здесь, обкатывается коллективом», – делится Шефир.
Примерно так же появляются и сценарии мультфильмов. Первый мультфильм студии предложил совместно сделать владелец FILM.UA Созановский. Его компания отработала технологию motion capture – создание мультфильма на основе записи движения актеров. «Мы показали тексты Владимиру Зеленскому и предложили сделать сериал. Он грамотно оценил предложение, и мы почти сразу запустили производство», – рассказывал тогда управляющий партнер Animagrad (дочернее подразделение FILM.UA. – Forbes) Егор Олесов.
«Квартальцы» оседлали привычный конек: герои мультика – знакомые по «Вечерним Кварталам» пародии на политических персонажей, ситуации тоже взяты из политических реалий. Необходимость актуальной привязки к реальным событиям требовала снимать очень быстро, что как раз позволяла выбранная технология. Однако она была не самой дешевой: по ней снимался, например, фильм «Аватар».
«Прошлой весной мы были на уровне производства 52 минуты в неделю. Это очень высокая скорость», – хвастается директор «Квартала». Стоимость всего комплекса работ, по его словам, – около $2000 за минуту. Обычно в мультпроизводстве бюджет анимации для ТВ стартует с этой цифры и может достигать $40 000–50 000.
Сегодня команда Зеленского перешла на самостоятельное создание мультфильмов, для этого в ее структуре появилось направление 95 Animation Studio. В 2014 году «Студия Квартал‑95» вывела на экраны юмористический сериал «Мульти Барбара», потом появилась идея создать «мультяшную» версию полюбившихся зрителям «Сватов» – «Сватики». Также сейчас на этапе предпродакшена находится мультсериал «Кухня» по мотивам российского комедийного сериала.
Незамкнутый цикл
На украинском телевидении «Студия Квартал‑95» давно стала синонимом качественного юмора. «Интер» еще долго после ухода коллектива Зеленского крутил старые выпуски «Квартала‑95» с неактуальными политическими шутками, но зрителю нравится и это. В чем же залог успеха и во всем ли так успешны «квартальцы»?
С вертикально интегрированной компанией пока не все складывается удачно. Первыми шагами в этом направлении стало создание собственного направления постпродакшена, а также компании по организации мероприятий «Квартал‑Концерт». Последняя взяла на себя не только продажу билетов на выступления «квартальцев», но занималась и сторонними заказами. «Они полностью перешли на самообслуживание. Но сейчас рынок в глубоком кризисе, 70% на нем составляли российские и иностранные звезды. У многих агентств работы нет», – рассказывает пресс‑секретарь компании karabas.com Юлия Головлева.
Сегодня «квартальцы» темпы концертной деятельности снизили: приятнее неспешно снимать кино дома, чем в плотном графике мотаться по гастролям. Тем не менее за год (с ноября 2014 по ноябрь 2015‑го) актеры студии дали 44 концерта, из которых 13 – за пределами Украины.
Неудачным оказалось начинание по созданию собственного прокатчика. «Прокатать» через свою фирму попробовали «Любовь в большом городе 2» – результат получился ниже ожидаемого. От идеи отказались. «Мы поняли, что невыгодно и неинтересно заходить на рынок, где есть прокатчики‑мейджоры, которые связаны с кинотеатрами и доминируют над их директорами и киносетями, продвигая свою продукцию», – объясняет Андрей Яковлев.
Для построения замкнутого цикла не хватает и собственных мощностей для кинопроизводства – помещений и павильонов. «Нужно иметь уверенность, что такие объемы выпуска, как у нас сейчас, сохранятся еще лет 10–15. Но такой уверенности нет, хотя еще два года назад планы обзавестись собственными павильонами были», – признает Яковлев.
Это отличает сегодня «Квартал» от конкурентов в продакшен‑индустрии. Например, FILM.UA стремится к созданию полностью независимого производства. «Сила в синергии. Выгодно иметь свой павильон, еще выгоднее – снимать в нем свой сериал, еще выгоднее – иметь свою дистрибуцию, которая этот сериал потом продаст», – уверял Созановский в одном из интервью. Согласен с ним и владелец Star Media. «У нас давно полный цикл продакшена, это наша добавочная стоимость и дополнительное преимущество перед конкурентами», – отмечает Ряшин.
Чемпионы юмора
На презентации сериала «Слуга народа», где по сюжету герой Зеленского неожиданно становится президентом Украины, главного «квартальца» спросили, хотел ли бы он когда‑нибудь занять эту должность. «Пожалуй, нет, я считаю, что каждый должен заниматься тем, что умеет», – последовал ответ.
Наибольшего успеха в индустрии юмора на постсоветском пространстве добились КВН и его создатель Александр Масляков. Не исключено, что лидер «Квартала» может стать украинским «васильевичем». «Студия Квартал‑95» запустила новый проект «Лига Смеха» – юмористическое телешоу, где состязаются команды из разных городов Украины. Кстати, возглавляет направление кавээнщик с многолетним стажем, капитан команды КВН ХАИ Андрей Чивурин, который работал в компании Маслякова «АМиК» вплоть до 2012 года, а недавно предложил Зеленскому подхватить умирающий в Украине КВН. Бессменный генеральный директор «АМиК» Наум Баруля теперь тоже работает в «Студии» Владимира Зеленского. Проект «Лига Смеха», по сути, занял нишу КВН после того, как украинские команды отказались ездить в Россию из‑за украинско‑российского конфликта. По словам Чивурина, Масляковы (отец и сын) далеко не в восторге от такого поворота. Но монополии на юмор у них нет, считают украинцы.
Канал «1+1» платит $60 000–70 000 за трансляцию одного показа шоу и, по словам Шефира, съемки пока выходят в ноль. Но, как посчитал российский Forbes, только на ТВ‑трансляциях компания «АМиК» зарабатывает $3,5 млн в год. Так что «Кварталу‑95» есть куда стремиться. Тем более, по заверениям организаторов, «Лига Смеха» уже выходит на международный уровень.
«Квартальцы» любят уверять, что деньги они не считают: идея и творческая задумка идут впереди бизнес‑плана во всех смыслах. «Мы сделали немало глупостей. По сути, каждый наш проект – это глупость, которая заканчивается или хорошо, или плохо», – шутит Шефир. Как вредные привычки для человека с крепким здоровьем – «квартальцы» могут их себе позволить.
Источник: forbes.net.ua
blog comments powered by Disqus