По мере того как количество «живых» телеканалов в Украине будет стремительно сокращаться, в ближайшее время встанет вопрос и о целесообразности дальнейшего развития цифровых эфирных сетей. Цифровой монополист «Зеонбуд» вложил в эту инфраструктуру 1 млрд грн, обеспечив возможность трансляции 32 бесплатных каналов в каждом регионе Украины.

У компании при этом остался дополнительный ресурс на еще около 20 вещателей в стандартом цифровом качестве или на 7‑8 каналов в формате HD (High Definition). В 2014 г. становится очевидным, что, несмотря на наличие у населения на руках довольно большого парка с поддержкой высокой четкости, соответствующих украинских каналов в эфире будет немного. Снимать такое кино дорого, а рынок бедный.

Опыт более состоятельных европейских стран показывает, что количество бесплатных эфирных каналов не должно превышать несколько десятков. В Великобритании их 30, в Италии — 25, в Германии — до 24.

Несмотря на то что легенда об успешном цифровом бизнесе в Украине превращается в утопию, не исключено что государство примет лоббистское решение для поддержания своего имиджа в пользу еще одного телевизионного оператора. Государственный концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения хочет получить еще одну лицензию на строительство сетей. Хотя бы одной — на 8‑10 каналов. Предприятие рассчитывает остаться на плаву после отключения аналога в 2015 г. и избежать сокращения половины штата. Но о том, будет ли спрос на места в новой сети, в компании не задумываются.

Европейский опыт показывает, что часть частот, используемых телевизионными вещателями, логично отдавать на нужды мобильного скоростного интернета. Это приносит гораздо большую пользу. Сотовые компании увеличивают свои доходы за счет запуска на новых частотах сетей 4G, в которых в, кстати, в онлайн-режиме может работать и сколько угодно телевизионных каналов. А государство улучшает экономику благодаря увеличению поступления налогов, лицензионных отчислений в бюджет и улучшению бизнес-климата.

К слову, частоты, которые используют телеканалы, в отличие от традиционных диапазонов, предназначенных под мобильную связь (GSM-900, GSM-1800, UMTS-2100), позволяют покрывать гораздо более обширные территории (базовая станция, работающая в экс-телевизионном спектре 700‑800 МГц, обеспечивает больший радиус распространения сигнала). Это делает их незаменимыми для предоставления скоростного мобильного интернета в сельской местности.

В Украине с интернетом нелады как раз в селах. В то время как многоэтажные кварталы уже укутали оптоволоконные сети, частный сектор остается без внимания телекоммуникационных операторов, так как проложить кабель к каждому дому — недешевое удовольствие, не гарантирующее дохода. В связи с этим количество интернет-абонентов в стране застопорилось на уровне 6 млн домохозяйств.

Главным образом это квартиры, а не частные дома. У их обитателей уже есть возможность принимать огромное количество каналов со спутника и из эфира, но до сих пор нет качественного доступа ко всемирной сети. Но на повестке дня у телевизионного и телекоммуникационного регуляторов вопрос о реформах в использовании национального ограниченного ресурса — радиочастотного спектра — пока не стоит.

Капитал