Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



На что Госкомтелерадио тратит бюджетные миллионы. И кому это нужно

26 ноября 2015

Совсем скоро количество бюрократических органов в медиасфере страны может сократиться: ликвидация угрожает Госкомтелерадио (Государственный комитет по телевидению и радиовещанию) – главному аппарату по финансированию государственных СМИ. Ходят слухи, что заняться этим надумал Юрий Стець и уже агитирует нардепов поддержать его идею. Поскольку Госкомтелерадио упоминается в Конституции, для его ликвидации необходимо конституционное большинство – 300 голосов. В самом же Госкомтелерадио сдаваться собравшемуся в отставку министру не планируют, и готовятся сохранить влияние на государственное книгоиздание.  

Напомню, Государственный комитет по телевидению и радиовещанию существует с 1960-х годов, и в советские времена был инструментом формирования информационной политики УССР. Сейчас ведомство аккумулирует деньги на Национальную телекомпанию Украины («Перший», «Перший Т2», «Перший Ukraine» и Euronews), Национальную радиокомпанию Украины (УР-1, «Проминь», «Культура»), около 30-ти областных ГТРК, спутниковый телеканал «Культура», киностудию «Укртелефильм», программу «Украинская книга», информагенство «Укринформ» и телеканал иновещания UA TV (экс-УТР). Но совсем скоро Госкомтелерадио остается ни с чем – в первом квартале 2016-го все государственные телеканалы окончательно войдут в структуру Общественного вещателя, программу «Украинская книга», возможно, откусит «Институт книги» Николая Княжицкого, а два последних актива уже вошли в платформу иновещания МинСтеця.

Несмотря на отсутствие активов, за Комитетом сохраняется ряд расходов – к примеру, на содержание аппарата Госкомтелерадио, который обходится госбюджету в 16,5 млн грн. Сравним с другими органами, влияющими на информполитику: Министерство Юрия Стеця обходится государству в 4 млн грн, а Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания тратит 20,6 млн грн. Последний, впрочем, лицензирует и проверяет вещателей, а чем занимается аппарат Госкомтелерадио, остается тайной, как и количество его работников. Со структурой вещателя можно ознакомиться здесь.

Не менее любопытны и другие статьи расходов – в частности, «Украинская книга». Если в начале года на программу по поддержке книгоиздания планировали потратить 15,5 млн грн, то уже в марте, несмотря на кризис, товарищи из Госкомтелерадио сумели выбить у государства дополнительные 35,5 млн грн – итого 50 млн грн в год. То, что программа не вписывается в профиль Комитета – никого не волнует, кроме нардепа «Народного фронта» Николая Княжицкого. И, судя по выделяемой сумме, не просто так.

Кроме того, за Комитетом остаются другие программы на общую суму почти 15 млн грн. В частности, в бюджете ведомства указаны расходы на стипендии, курсы повышения квалификации и даже некие разработки в СМИ и книжной сфере. Впрочем, смотрите сами:

Госкомтелерадио

Общее финансирование Госкомтелерадио в 2015 году составило порядка 920 млн грн

Если отбросить финансирование гостелеканалов и программы «Украинская книга», у Комитета остается порядка 30 млн грн, что тоже, согласитесь, очень даже неплохо. Естественно, когда в верхах заговорили о ликвидации Госкомтелерадио, руководство попыталось противостоять коварным МинСтецю и Николаю Княжицкому. Начали с главного – финансирования. Потеряв ТВ-активы, Комитет пытается сохранить за собой влияние на книгоиздание и просит заложить в госбюджет-2016 ровно 9 млн грн – на «популяризацию Украины» в рамках разных форумов, конференций и выставок. В этом году на это заложено каких-то 40,1 тыс. грн… Чувствуете разницу? И это все, друзья, при живом Министерстве культуры, которое, вроде бы, должно заниматься культурными вопросами.   

Госкомтелерадио

Планы Госкомтелерадио рассекретила журналистка Ирина Славинская

Пока люди, далекие от книгоиздания, поражаются аппетитам Госкомтелерадио, представители книжной индустрии удивлены распределением финансов – на финансирование малоизвестных выставок предполагается тратить в несколько раз больше, чем на крупные мероприятия. «На ХІІ Киевскую международную выставку (апрель-май) предназначено 3 млн. грн., на какие-то «Книжные контакты» (декабрь) - 750 тыс. грн., а на «Форум издателей» - всего 450 тыс. грн. Тогда как на «Книжный Арсенал» вообще ничего, - говорит глава львовского «Форума издателей» Александра Коваль. – Но хорошо, что я вижу в списке Вильнюсскую книжную ярмарку... Нужно добить Гостелерадио, чтобы средства были выделены не только на стенд, но и на поездку, в частности авторов, без которых там будет просто нечего делать».

Чтобы безболезненно ликвидировать Госкомтелерадио, нужен хороший информационный фон. И, похоже, Стецю и Ко напрягаться не придется – стоит лишь вспомнить коррупционные скандалы, в которых замешано Госкомтелерадио. Несмотря на солидные суммы, которыми воротит ведомство, публично Комитет и его руководство попадались всего несколько раз – редко, не метко.

В 2010-м Госкомтелерадио запятнал репутацию в истории с цифровым телевидением. Несмотря на отсутствие соответствующих полномочий, Комитет вдруг порекомендовал Нацсовету закодировать сигнал цифровых телеканалов. Это было сделано, чтобы в 2012-м освоить денежку на программу по обеспечению населения телетюнерами с кодировкой – за два захода (весной и летом 2012-го) было освоено 450 млн грн из госбюджета. Тендер на освоение проводил Госкомтелерадио, отдав госденьги только двум фирмам: 350 млн грн –компании Strong (на приемники), еще 100 млн – компании «Ромсат» (через родственную компанию RCI-Consulting). В то время Госкомтелерадио руководил Александр Курдинович, который, как говорили, пребывает в дружеских отношениях с небезызвестным Юрием Мороко.

Впрочем, на досуге чиновники Госкомтелерадио любят не только посмотреть цифровое телевидение, но и отобрать книги для программы «Украинская книга». Существует она с 2005-го и каждый год тянет из бюджета порядка 20-30 млн грн. Информация о профинансированных книгах находится в свободном доступе. Программа формирует не только госзаказ на выпуск издательской продукции, но и ее распространение по библиотекам Украины, чего не происходит – книги попадают в продажу. Качественных критериев отбора, как вы понимаете, нет: все решает Экспертный совет в составе 17 человек по принципу «нравится – не нравится».

Кто же решает, каким книгам дать госфинансирование? Глава совета – президент Украинской библиотечной ассоциации Ирина Шевченко, ее заместитель – писатель Иван Драч, секретарь совета – начальник управления издательского дела Госкомтелерадио Алексей Кононенко. Среди рядовых членов совета – президент Ассоциации книгоиздателей Александр Афонин, глава Национального союза писателей Михаил Сидоржевский, нардеп БПП Николай Томенко, нардеп «Сомопомочи» Ирина Подоляк. С полным списком можно ознакомиться здесь.

Поработал уважаемый Экспертный совет на славу, только в этом году утвердив 318 изданий от 78 издательств. Чемпион в этом деле – «Фолио». Причем издательство представлено в трех видах: ООО «Фолио», ООО «Издательство «Фолио» и ФЛП Красовицкий (господин Красовицкий – директор и собственник «Фолио»). Договоры со всеми издателями (на 20 мон грн) подписали еще в августе. Как 17 человек сумели физически ознакомиться с тремя сотнями книг, профинансированными в этом году, видимо, останется маленьким секретом Экспертного совета.

Среди изданий, профинансированных в 2014 году, я обнаружила книгу Павла Загребельного о заместителе главы Экспертного совета Иване Драче, изданную «Фолио» под названием «Иван Драч». На нее потратили 85 тыс. грн. А в списке на этот год есть сборник «Украинская поэзия детям» издательства «Фолио», где нашлось место для стихотворений секретаря Экспертного совета Алексея Коненко. Причем подборку готовил директор «Фолио» Александр Красовицкий. Общая сумма, выделенная государством на сборник, – 108 тыс. грн.

Попасть в «Украинскую книгу» не так-то просто. К примеру, директор львовского издательства «Урбiно» Анатолий Ивченко рассказывал журналистам «Фактов» (ICTV) об очень интересной схеме: чтобы 4 книги его издательства попали в программу, директор «Фолио» Александр Красовицкий попросил его выплатить 21% отката от заложенной сумы. Директор «Фолио» ответил на обвинения просто – откаты, мол, никто не сможет доказать. Почему взятку просил именно директор «Фолио», а не чиновники Госкомтелерадио, почему размер отката составляет именно 21% и кому предназначались эти деньги, Ивченко, к сожалению, не сообщил.

Претензии к программе возникали не только у издателей. В июле на монополиста в «Украинской книге» министру культуры Вячеславу Кириленко жаловался секретариат Национального союза писателей: «Порядок реализации бюджетной программы «Украинская книга» должен быть максимально прозрачным… Должны быть усовершенствованы критерии отбора книжной продукции. Не может предоставляться преимущество отдельным «избранным» издательствам вроде «Фолио», которое ежегодно получает миллионные заказы на выпуск печатной продукции за государственные средства», - заявлял Михаил Сидоржевский из секретариата Национального союза писателей. Публичной реакции министра на заявление почему-то не было. 

Ну и вишенка на торте – классическая коррупционная схема: Госкомтелерадио закупает у издательств книги по завышенным ценам. Журналисты программы «Нашi грошi» (Zik), проанализировав часть списка изданий, нашли несоответствие стоимости одних и тех же книг в розницу и по госпрограмме. В сюжете упоминаются книги вполне известных авторов:

 

1) А. Кокотюха «Справа отамана Зеленого». Издательство: «Клуб сімейного дозвілля». В розницу: 36 грн, госпрограмма: 63 грн

2) Л. Дашвар «На запах м’яса». Издательство: «Клуб сімейного дозвілля». В розницу: 44 грн, госпрограмма: 76 грн

3) Н. Доляк «Чорна дошка». Издательство: «Клуб сімейного дозвілля». В розницу: 44 грн, госпрограмма: 77 грн

4) В. Шкляр «Маруся». Издательство: «Клуб сімейного дозвілля». В розницу: 44 грн, госпрограмма: 66 грн

5) Є. Сверстюк «На полі чести. Книга 1. Невже то я?». Издательство: «КЛИО». В розницу: 100 грн, госпрограмма – 227 грн

6) «Українська поезія дітям». Издательство «Фолио».  В розницу: 38 грн, госпрограмма: 56 грн

Директор издательства «КЛИО» Вера Соловьева объяснила журналистам, что государство взяло на себя все издательские расходы, в том числе, гонорары причастных лиц: печатая дополнительный тираж, издательство не выплачивает гонорары, а потому книги выходят дешевле. При этом в «дополнительном тираже» указано, что книги выпущены по госпрограмме – несоответствие слов фактам налицо.

А еще журналисты нашли связь одного из попавших в программу издательств с самим Алексеем Кононенко. Созданному осенью 2014-го издательствк «Веселад», учредитель которого – пасынок Коненко Тарас Бубнов, предложено профинансировать 13 книг на общую сумму около 5 млн грн. Сюжет канала Zik в Госкомтелерадио назвали спекулятивным, а разницу в ценах – «не до конца сформированной» (мол, после тендера она меняется). Естественно, никто не потрудился ответить, в какие библиотеки завозились книги (и завозились ли) и какой процент от продажи профинансированных книг получило государство. В чьих карманах оседает разница – предлагаю порассуждать в комментариях.

О коррупции в Госкомтелерадио я решила побеседовать с ключевыми лицами этой истории. С замом главы Экспертного совета – писателем Иваном Драчом, книгу о котором в прошлом году профинансировала программа – у меня состоялся милейший диалог:

- Пане Іване, як так сталося, що комісія дала добро на видання книги про вас за державний кошт?

- Це ще було минулого року. Так, видали. Ну, і що? Хочете, я вам цю книжку подарую? Але передзвоніть мені пізніше, бо я зараз на телебачення йду. І взагалі, я нічого не знаю, що там відбувається – мене вже рік як не кликали в цю Експертну раду. Там є такий Олексій Кононенко з Держкомтелерадіо. Знайте його? От у нього і питайте! Все, я не маю часу з вами розмовляти. Я занятий. Якщо хочете, то передзвоніть мені пізніше, і я вам подарую цю книжку.

Разговор с Алексеем Кононенко получился еще интереснее:

- Пане Олексію, я телефоную з приводу корупційних скандалів, які вирують довкола «Української книги». Як так сталось, що в проект потрапили ряд книжок видавництва вашого пасинка «Веселад»?

- Послухайте, я не даю коментарі по телефону. Приходьте до мене – в мене відкритий кабінет з девятої ранку до шостої вечора. І взагалі – видавництва «Веселад» там немає – ви список хоча б дивились? Ви хоча б на сайт заходили? Зайдіть на сайт – там чітко вказано, які книжки профінансовано (как же, заходила и видела, кроме прочего, книги, не указанные в проекте, - МН). За останні три місяці я вже дав інтервʼю на цю тему і знаю ваше наступне питання – чому різниця в ціні?

- І чому ж?

- Якщо б ви були професійним журналістом, то побачили б, що ми вже дали відповіді на це – ціна не проходидила ревізійну комісію. Всі ціни узгоджуються після тендеру. Ще раз – я не хочу з вами розмовляти… Тим більше по телефону…

- А скільки книжок ви встигли прочитали перед тим, як проголосували за видачу їм фінансування?

- Значить так – я читаю по одній книжці в день зi списку – це достатньо, аби «осилити» її! Я бачу вашу упередженність. Ще раз кажу – я не даю коментарі по телефону…

- А чому «Фоліо» отримує так багато замовлень на мільйони гривень?

- «Фоліо» отримує замовлення на мільйони гривень на рівні з такими видавництвами як «Кліо», «Либідь», «Дніпро», «Авіас» та ряд інших. Я не буду вам більше нічого коментувати – ви ставите упереджені питання.

- Пане Коненко, а от львівський видавець Анатолій Івченко журналістам ICTV розповів, що пан Красовицький вимагав у нього 21% відкату за те, щоб 4 книжки його видавництва попали в програму.

- А чого ви мені це питання ставите? Питайте Красовицького! Які взагалі тут відкати можуть бути? Що за відсоток? Не знаю я ніякого Івченка. Коли він це казав?

- Це було ще в травні в новинах «Факти» на ICTV. Є відео в iнтернеті. Не бачили?

- Нічого я не бачив! Ви кажете, що він комусь переказав – це не журналістика. Я також колись був журналістом… Послухайте, я не маю бажання з вами говорити. Всього вам доброго! Будьте здоровими! 

Поскольку господин Кононенко говорил очень уверенно, закрадывается подозрение, что у программы во властных кабинетах есть серьезный куратор. И ее финансирование было увеличено с 15 млн до 50 млн грн, видимо, не просто так. После выхода упомянутых материалов о коррупции в «Украинской книге» ничего не изменилось, хотя прошло более полугода.

Успеет ли Юрий Стець ликвидировать Госкомтелерадио до ухода с должности – большой вопрос. Напомню, в отставку господин Стець собирается 3 декабря, в годовщину создания министерства. Как по мне, общественности и «медиаспильноте» стоило бы помочь министру с ликвидацией Госкомтелерадио. А затем по той же причине ликвидировать и Мининформполитики – за ненадобностью.

Напомню, у «медиаспильноты» уже есть практика ликвидации ненужных ведомств. В начале года в расход пошла Нацкомиссия по морали, финансирование которой обеспечивало то же Госкомтелерадио (4 млн грн в год). Бои за устранение комиссии были долгими и мучительными – можно лишь догадываться, сколько времени понадобится на ликвидацию Госкомтелерадио. Впрочем, главное – начать.

Источник: mediananny.com

975

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума