ОТТ с пиратским флагом?
На российском рынке платного телевидения формируется новый сегмент: операторское ОТТ. Такое заявление сделали аналитики J’son & Partners Consulting в своём новом исследовании.
В нём говорится, что привлекательность операторского OTT для новых игроков состоит в том, что рынок не имеет регулятивных норм как, например, сегмент кабельного телевидения. Для игроков не требуются лицензии, а права на показ закупаются у каналов не для эфирного вещания, а для распространения в сети интернет. При этом компания, предоставляющая операторское OTT, оказывает услугу на базе специальной приставки, а контент передается по сети, а абонентская плата взимается в виде платы за подписку.
Аналитики J’son & Partners полагают, что даже при самом консервативном сценарии количество абонентов операторского OTT на конец 2018 года составит 1,3 млн домохозяйств, а объем рынка – 4,6 млрд рублей при среднегодовом темпе роста 74%. Если развитие сегмента пойдет по более ускоренному пути, то через четыре года в России будет уже 2 млн домохозяйств-пользователей подобных услуг, а объем рынка достигнет 10,4 млрд рублей. Есть и третий, максимально благоприятный прогноз: 4 млн домохозяйств к 2018 году и 19,2 млрд рублей доходов операторов: он предполагает, что операторы будут активно предлагать услуги ОТТ совместно с другими сервисами.
J’son & Partners называет всего одну компанию, которая на декабрь 2014 года использовала в коммерческом масштабе модель операторского OTT – Nemo TV: она предоставляет мультимедийную услугу в виде приложения, а также осуществляет продажу оборудования (мультимедийных приставок). Доступ к контенту организован по модели платной подписки. Сервис предоставляет более 150 телеканалов, облачный архив объемом более 25 тысяч телепередач в неделю, а также VOD-библиотеку на несколько тысяч фильмов и трансляции.
Запуск сервиса Nemo TV состоялся 1 марта 2014 года и, по данным компании на декабрь этого года, общее количество зарегистрированных пользователей превысило 380 тысяч. При этом общее число уникальных пользователей, совершивших платные транзакции, насчитывает более 20 тысяч.
Помимо Nemo TV на рынке имеются игроки, планирующие в скором времени осуществить запуск сервиса операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ: Tvzor, Moyo. На момент проведения исследования сервис Moyo проводил тестирование сетей, и услуги оператора оказывались на безвозмездной основе. Однако, опрошенные TelecomDaily участники рынка не согласны с тем, что Nemo TV – первопроходцы в данном сегменте. Ряд экспертов вспомнили в этом контексте сервис SpbTV, а также «Билайн ТВ».
Елена Сахарова, генеральный директор Rutube, говорит, что операторское OTT открывает новые возможности. «Так, например, Rutube станет одним из первых партнеров, который интегрируется в Nemo TV на условии разделения рекламных доходов. С другой стороны, такие сервисы еще больше легализуют рынок - чем больше у пользователя возможностей смотреть легально со всеми удобствами, тем меньше он будет ходить к пиратам, сервисы которых безнадежно устарели», - заявила она.
Правда, пока и сам сегмент операторского OTT остается «в тени»: схемы распространения контента не всегда прозрачны, а в некоторых случаях контент каналов может распространяться даже пиратском образом. Пока эффективных схем лицензирования ТВ-стиминга на рынке просто не существует, отмечают игроки рынка видео услуг. Провайдерам операторского OTT иногда удаётся договориться напрямую с каналами, но, например, в Nemo TV нет одного из ключевых эфирных каналов – «ТНТ».
Генеральный директор Bradbury Lab Евгений Новиков вообще считает, что выделение операторского OTT в отдельный сегмент «спорно». По его словам, под определение, которое дают аналитики J’son, «подходит большое количество сервисов, уже присутствующих на рынке». Например, мобильные платформы и SmartTV тоже являются базой для OTT, но они в данное определение (сервис через приставку) вообще не укладываются. Также, по его словам, TVzor уже запущен, и есть несколько сервисов, находящихся в стадии запуска. «Поэтому вызывает удивление, что, фактически, рассматривается только один представитель NemoTV», - добавил эксперт.
«С юридической точки зрения этот сегмент сейчас крайне плохо регламентирован. И при анализе конкретных кейсов стоит все же ориентироваться на практику кабельного вещания, как наиболее близкого по сути. То есть деятельность подобных операторов будет вестись, что называется, «до случая». Поэтому гарантированно утверждать, что лицензии не нужны, я бы не стал. Также хотелось бы услышать, что по этому поводу скажет Роскомнадзор», - заявил Евгений Новиков.
Дмитрий Голованов, руководитель юридического департамента ОАО «ВебТВ», также считает, что выделять в сегменты такие услуги, где всего один или даже несколько игроков – слишком рано. Что касается отсутствия административных ограничений, то это общие условия для всех игроков интернет пространства. В сравнении с «классическим» кабельным ТВ, отсутствие лицензирования выглядит преимуществом, но все же оно не столь значительно считает он. «Ключевые фигуры кабельного рынка уже имеют лицензии и сильное продуктовое предложение, при этом для них также нет проблем с вхождением в интернет. В тоже время и сама интернет среда насыщена различными медийными проектами, с которыми OTT приходится активно бороться», - пояснил Дмитрий Голованов.
В перспективе, если российское законодательство и правоприменение будут развиваться в русле общего тренда, не слишком увлекаясь «особенным» путем, речь будет идти о выравнивании регулирования различных сред распространения информации для расширения контент предложения и стимулирования конкуренции в сфере контент-сервисов, заключил он.
Симакина Анастасия
Источник: www.tdaily.ru
blog comments powered by Disqus