По следам кардшаринга
Последнее время в России увеличилось число активностей по отношению к борьбе с пиратством. Правда, основные силы пока направлены на борьбу с этой напастью в интернете, хотя стоило бы, наверное, обратить внимание и на такое её проявление как кардшаринг.
По подсчётам телекомпании “НТВ-Плюс”, из-за кардшаринга (под этим термином подразумевается организация нелегального доступа к услугам платного спутникового телевидения сразу для нескольких ресиверов через одну карту доступа), российский рынок спутникового ТВ ежемесячно теряет порядка 64 млн рублей прибыли. И это по минимальным прикидкам. Не менее серьёзные потери рынок несёт и в отношении абонентов — более 1,5 млн человек выбирают нелегальный способ подключения к спутниковому контенту.
Пока оператор справляется с кардшарингом методами, доказавшими свою эффективность ещё в 2008 году, а именно — сбором доказательств, совместной работой с Управлением “К” и привлечением нарушителей к уголовной ответственности по ч.2 ст.272 УК РФ и по ч.1 ст.273 УК РФ (более подробно об этом “Кабельщик” писал в одном из своих предыдущих материалов). Но, видимо, этих мер недостаточно, и “НТВ-Плюс” сейчас планирует продвинуть в Госдуму идею приравнять кардшаринг к пиратству, тогда к борьбе с ним можно будет подключить и Роскомнадзор.
Ну а пока такого понятия как кардшаринг в законодательстве не прописано, операторам и правообладателям приходится довольствоваться проверенными способами борьбы с пиратством. Хотя, телекомпания “Первый ТВЧ”, например, решила пойти нестандартным путём и привлечь к этому делу следственный комитет. Недавно правообладатель обратился в СК РФ с просьбой провести проверку возможного причастия компаний “Торрент ТВ”, ООО “Петросвязь” и ООО “Хом-АП.ТВ” к неправомерному использованию объектов её авторских и смежных прав. Заявители подозревают перечисленные организации в распространении телеканалов посредством сети интернет и технологии IPTV неопределенному кругу лиц без согласия на то правообладателей. По оценкам “Первого ТВЧ”, деятельность компаний нанесла вещателю ущерб в размере порядка 10 млн рублей.
Под заявлением подписались и партнёры “Первого ТВЧ” — телекомпания “Столет”, “ТВЧ-2”, спутниковый оператор “Триколор ТВ”, а также ассоциация операторов КТВ СПб и МАКАТЕЛ. Отметим, что в случае подтверждения осуществления пиратских действий компаниями “Торрент ТВ”, ООО “Петросвязь” и ООО “Хом-АП.ТВ”, им грозит уголовная ответственность.
Информации об отклике следственного комитета на запрос о проверке на текущий момент нет, так что пока сложно говорить — действенным ли оказалось его привлечение. Однако, нам удалось побеседовать с исполнительным директором Ассоциации операторов кабельного телевидения г. Санкт-Петербурга (АОКТ) и по совместительству одним из главных организаторов сбора доказательной базы по кардшарингу и подачи заявления в СК РФ Юрием Осиповым.
Разговаривали мы не о конкретной ситуации с “Первым ТВЧ”, а о пиратстве в целом и о кардшаринге в частности, а также о законодательных нормах и о том, почему вещатели не столь активно проявляют себя в борьбе с пиратством, как, допустим, многие операторы.
Кабельщик: Для начала хотелось бы спросить — почему, на Ваш взгляд, именно сейчас усилилась активность вокруг вопроса борьбы с пиратством? Что и когда изменилось, что побудило перейти игроков рынка к активным действиям?
Юрий Осипов: Не секрет что с пиратством боролись и раньше. Известны случаи о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по заявлениям телекомпании “НТВ Плюс” и оператора спутникового вещания “Триколор ТВ” — за это отрасль должна сделать им поклон. Значит, практика есть. Что касается изменений, то лёд, как говорится, тронулся на форуме “Мультисервис 2013” — сразу после него начался обмен информацией о случаях нарушения авторских прав. Причем я вижу активность не только между телекомпаниями, но и что особенно важно — между телекомпаниями и операторами связи. Наладившаяся координация действий и некая сплоченность, собранные доказательства, вступление России в ВТО, начало подготовки антипиратского закона — все это позволило перейти к активным действиям.
К.: А как Вы считаете, хватает ли на текущий момент законодательных норм, средств воздействия на пиратов кабельным и спутниковым операторам, сталкивающимся с такой проблемой как кардшаринг?
Ю.Осипов: Думаю, что минимально достаточно. Ведь и без антипиратского закона для интернет-среды, который вступит в силу 1 августа , можно бороться с IPTV-пиратством. Технологии совершенствуются и вслед за кардшарингом может появиться что-то новое, либо его извращенная модификация, поэтому не нужно привязывать закон к технологии.
Считаю, что IPTV-пиратство — зло куда большее чем нарушение авторских прав в интернете. Например, всякие “Торрент ТВ” или мобильное приложение “Русское HD” доступны любому пользователю, если у него есть интернет (+ компьютер или смартфон), а значит доступны для принятия мер и правообладателям, Роскомнадзору и правоохранительным органам. Следовательно, доказательства этого пиратства очевидны и добыть их не представляет труда. Другое дело IPTV, оно процветает в сетях домашнего ШПД и доступно только абонентам конкретной сети.
Возвращаясь к вопросу, думаю, что рычагов хватает, но нет вектора тяги. Пираты солидарны, а среди правообладателей единства не наблюдаю.
К.: Раз уж разговор коснулся правообладателей — почему, на Ваш взгляд, они проявляют так мало активности в отношении борьбы с пиратством?
Ю.Осипов: Дело в том , что зарубежные правообладатели не ведут мониторинг российского рынка. Телекомпании с зарубежными корнями (например, Universal Distribution и т.д) очень инертны, ведь им все нужно объяснять своим зарубежным владельцам и согласовывать с ними. Российские и зарубежные телекомпании:
— стремятся заключать новые договоры в погоне за ростом клиентской базы,
— стремятся из пирата сделать партнера и тем самым почти узаконить пиратство, дав им амнистию (например, недавно произошел забавный случай: Viasat вдруг решил заключить договор с ООО “Хом-АП.ТВ”, узнав что они года 2 воруют у них телеканалы),
— не реагируют на сигналы о пиратстве, так как просто не верят в результат,
— не имеют координации в этом вопросе (например, деятельность операторов координирует АКТР),
— не имеют стратегии противодействия пиратству,
— не выделяют денежных средств на это дело (сбор доказательств и оформление документов требуют некоторых затрат — как финансовых, так и людских).
К.: Существует ли в России практика проведения каких-то совместных мероприятий операторов, вещателей и регуляторов, направленных на борьбу с пиратством? Если нет, то обсуждалась ли в отрасли такая возможность?
Ю.Осипов: Такой практики, увы, нет. Как бы это не казалось странным, но это факт. 1,5 года назад при АКТР открылась секция для телекомпаний, но она не провела ни одного заседания. В декабре 2012 года на заседании правления АКТР прозвучал мой доклад на тему пиратства, на том все и закончилось (наверное, мне не поверили). В апреле 2013 года на форуме “Мультисервис 2013” в Екатеринбурге был круглый стол на эту тему. Дискуссии были жаркими, выводы мрачными. Консолидации или поддержки со стороны телекомпаний не чувствуется. Такое впечатление, что телекомпании умеют только заключать договоры и раздавать права налево-направо. А ведь авторское право ценно тем, что позволяет не только разрешать, но и кое-кому запрещать. В итоге наше русское авторское право выглядит бесправным, раз мы не можем пиратам ничего запретить.
К.: А если говорить об Ассоциации Операторов кабельного телевидения гСанкт-Петербурга, которую Вы представляете, есть ли у неё какая-то выработанная стратегия по борьбе с пиратством? И вообще, насколько актуальна эта тема для членов ассоциации?
Ю.Осипов: Для членов нашей ассоциации эта тема важна, потому что пираты не только “отъедают” абонентов и создают у них восприятие бесплатности платного ТВ. У операторов КТВ цифровой пакет в 150 каналов стоит рублей 200, а у пиратов 200 лучших спутниковых каналов идут бесплатно. Это тупик! Есть ли жизнь после телевидения? Мы собираем сведения о нарушителях, проверяем их, осуществляем обмен информацией внутри ассоциации. Затем предоставляем эту информацию (доказательства) в телекомпании. Иногда даже слышу слова благодарности от них, но не вижу что этой информацией правильно распорядились и хотя бы на одного жулика стало меньше.
К.: По Вашей оценке — в какую сумму можно оценить ущерб, который ежегодно наносит отрасли платного телевидения пиратская деятельность (приблизительный порядок цифр)? Есть ли официальная статистика на этот счёт?
Ю.Осипов: Официальной статистики нет, потому что еще не всех пиратов взяли на учет. А по моим оценкам абонентская база IPTV пиратства = абонентской базе “Ростелекома”. Только лишь у одного хорошо известного в кругах кабельного ТВ контент-агрегатора подключено 300 сетей ШПД — это около 1,5 млн юзеров, получающих по 150 каналов платного ТВ совершенно бесплатно. Ущерб можете сами посчитать , у меня с математикой плохо...
К.: А приходилось ли Вам вести переговоры с пиратами или договариваться о чем-либо с ними?
Ю.Осипов: Да, приходилось. В Питере года три работает контент-агрегатор ООО “Хом-АП.ТВ”. Эта фирма торгует мультикастом и около 150 лучших спутниковых телеканалов продает операторам ШПД приблизительно за 30 тысяч рублей. Еще в 2010 году некоторые их партнеры были замечены в нелегальном использовании телеканалов. Тогда все обошлось претензией от одного телеканала, после чего нелигитимные каналы были выключены. Но затем постепенно и потихоньку все снова возобновилось. В 2012 году деятельность эта стала иметь огромные географические масштабы. В октябре 2012 года ассоциация “Уральские телевизионные сети” разослала по телекомпания и другим ассоциациям тревожное письмо, о том что холдинговая компания “Конвекс” из Екатеринбурга (оператор ШПД) в дополнение к доступу в интернет предоставляет бесплатно абонентам около 150 телеканалов. Звоню в “Конвекс”, а мне сообщают что у них имеется договор с контент-агрегатором “Хом-АП.ТВ”, и, мол, все вопросы к нему. Звоню по телекомпаниям, выясняется что у данного агрегатора на каналы линейки “НТВ +”, “Сигнал медиа” и “Первый ТВЧ” договора нет, карточки доступа не предоставлялись. К делу подключаются “НТВ +” и “Триколор ТВ”, идет длительный сбор доказательств и как результат — удивление беспардонному поведению.
Затем звонит мне однажды гендиректор “Хом-АП.ТВ” Юрий Москачев и просит встречи. На встрече после обычного приветствия и прочих церемоний он перешел к делу. Смысл его речи был таков: “Я 3 года занимаюсь пиратством.... У меня 4 головных станции с кардшарингом в Питере, Воронеже , на юге и за Уралом... Начал с малого, но сейчас у меня около 300 клиентов (небольшие сети ШПД по всей стране)... Странно, что ко мне ни у кого нет претензий, если меня не привлекли до сих пор, значит мой бизнес легален... Все же я опасаюсь проблем и решил всю деятельность легализовать...”. Я отказал в помощи и попросил прекратить незаконную деятельность до 15 мая, тогда мы все простим. Деятельность не прекратилась, а наоборот даже стала еще активней.
Вот такой весьма забавный случай произошел, который раскрывает реальность нашего российского рынка.
Слово “Хом-АП.ТВ”
Так как в данной публикации неоднократно упоминалась компания “Хом-АП.ТВ”, было бы некорректно не дать высказаться и её представителю. Поэтому “Кабельщик” попросил генерального директора “Хом-АП.ТВ” Юрия Москачева прокомментировать — что могло послужить поводом для обвинения его фирмы в пиратстве.
“Компания Хом-АП.ТВ работает на рынке уже более 4-х лет. За это время мы заключили договоры на вещание с крупнейшими медиахолдингами и правообладателями наиболее рейтинговых зарубежных каналов. Среди наших партнеров есть такие известные медиа-компании как: “Discovery Communication”, “НТВ Плюс”, “Телко Медиа”, ТПО “Рэд Медиа”, “Орион-Экспресс”, “Первый канал. Всемирная сеть”, “Лига-ТВ”. Разумеется, наше партнерство подтверждается соответствующими договорами.
Что касается возбуждения уголовного дела, то мы узнали об этом из прессы. Заметим, что о возбуждении уголовного дела всех заинтересованных лиц уведомляет следователь. Мы же таких уведомлений не получали.
Мы никогда не транслировали каналы телекомпании-заявителя. Мы были искренне удивлены тем, что в числе заявителей фигурирует компания “Столет”, частично принадлежащая “Первому ТВЧ”. Мы работаем с ней по договору уже не первый год, и за это время не получали от нее претензий.
Что касается заявителей со стороны кабельных ассоциаций и спутникового оператора “Триколор ТВ”, то в данном случае, как нам кажется, имеет место попытка вытеснить с рынка конкурента в нашем лице путем причинения нам убытков и распространения порочащей информации. Ведь хорошо известно, что в настоящий момент IPTV является золотой серединой между установкой дорогого и громоздкого спутникового приема телеканалов и дешевым, но низкокачественным аналоговым кабельным телевещанием”.
От редакции
Отходя от конкретных случаев и возвращаясь к ситуации с пиратством в целом, хочется сказать, что весьма интересно проследить за тем — как отреагируют чиновники на просьбу “НТВ Плюс” приравнять кардшаринг к пиратству. Еще интереснее, получит ли судебное развитие питерская история. Все это, без сомнения, станет своего рода мерилом отношения государства к данной проблеме — заинтересована ли власть в её решении, или разговоры о полномасштабной борьбе с пиратством всего лишь очередной пиар-ход.
Хотя, с другой стороны, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. К этому же выводу пришли участники круглого стола по пиратству, прошедшего на апрельской конференции Multiservice Telecoms в Екатеринбурге. И, помнится, порешили не ждать каких-то подвижек со стороны власти, а самим начинать шевелиться и делать всё возможное, чтобы защитить свой бизнес. Первым, зашевелился Питер. Кто следующий?
Дарья Бояринова
Кабельщик
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus