Почему АПЛ так привлекает американских инвесторов
Все прелести нового телевизионного контракта, о которых вы, возможно, не знали.
После того как в феврале английская премьер-лига подписала новый беспрецедентный трехлетний контракт с компаниями Sky Sports и BT Sports на сумму более 5 миллиардов фунтов (7,8 млрд долларов; и это только в пределах Великобритании), клубы АПЛ все больше напоминают горячие пирожки. Расхватать оставшиеся спешат до лета 2016 года, когда вступит в силу соглашение, которое на целый 71% лучше предыдущего и обещает даже аутсайдерам огромную выгоду. Условные «Норвич» с «Ньюкаслом», если повезет не вылететь в этом сезоне, смогут получить прибыль в районе 120-150 миллионов фунтов – сейчас, согласно подсчетам The Financial Times, именно столько стоит клуб АПЛ, не входящий в Топ-4. Получается, что в перспективе траты можно будет компенсировать всего за один сезон, а если даже и придется соскользнуть в чемпионшип, то продержаться на плаву помогут так называемые парашютные выплаты.
В начале декабря 13% акций City Football Group, которая управляет в том числе и «Манчестер Сити», купил китайский холдинг. Однако большинство других новых инвесторов имеет американские корни. В ноябре российский владелец «Борнмута» Максим Демин продал 25% акций клуба американской инвестиционной компании Peak 6 Investments, базирующейся в Чикаго и владеющей клубом НХЛ «Миннесота Уайлд». Перед Рождеством владелец баскетбольной «Филадельфии» Дэвид Блицер и хозяин хоккейного клуба «Нью-Джерси» Джош Харрис выкупили 36% акций «Кристал Пэлас» (выбор осознанный: лондонцы за прошлый год показали сумасшедший рост доходов – 523%).
Ожидается, что в ближайшее время еще одни американцы, ранее, кстати, приценивавшиеся к «Суонси», купят за 200 миллионов фунтов «Эвертон».
Один из сдерживающих факторов для потенциальных хозяев («Эвертон» может стать уже восьмым клубом АПЛ, в совет директоров которого входят инвесторы из США) – существенное отличие от североамериканских лиг. В Европе периодически кто-то понижается в классе. Поэтому как бы ни был красив пример семьи Глэйзер, вложившей 10 лет назад в покупку «Манчестер Юнайтед» всего 272 миллиона фунтов собственных средств (сейчас, по оценкам Forbes, бренд «МЮ» оценивается в 3,1 млрд долларов), это не повод забывать о менее удачном союзе «Фулхэма» и Шахида Хана. Пока миллиардер планирует избавиться от «Фулхэма», рассматривая вариант покупки «Тоттенхэма», его соотечественники тщательно просчитывают риски.
Как не трудно заметить, новые хозяева совершено не гонятся за полным контролем – их устраивают и миноритарные пакеты владения. «Премьер-лига предлагает практически идеальные условия для инвесторов, – просит не беспокоиться исполнительный директор АПЛ Ричард Скадэмор. – Поэтому даже частичные вложения могут принести хорошую прибыль».
Скадэмор не лукавит: английская Топ-20 показывает очень завидную динамику даже без шикарного нового телевизионного контракта. Так, по информации Deloitte, в прошлом году клубы АПЛ впервые за 15 лет получили общую прибыль до вычета налогов в размере 190 миллионов фунтов. Кроме того, удалось опустить планку расходов на зарплаты – сегодня клубы тратят на них в среднем 58% от того, что зарабатывают (по итогам сезона-2012/13 этот показатель был рекордным и составлял 71%).
Как клубы чемпионшипа сходят с ума в погоне за мечтой
Что же привлекает в АПЛ именно инвесторов из Штатов? Прежде всего это существенный рост популярности премьер-лиги у американских телезрителей – по оценкам телевизионной сети NBC, в сезоне-2014/15 рейтинг вырос на целых 114% в сравнении с предыдущим годом. А The New York Times недавно констатировала, что, несмотря на показ матчей АПЛ в Америке рано утром, английский футбол в прошлом сезоне посмотрело в США больше зрителей, чем матчи НХЛ (в среднем 414 тысяч футбольной против 342 тысяч хоккейной аудитории).
Также в данном контексте важно учитывать, что АПЛ планирует получить не только 5 миллиардов фунтов от ТВ внутри Великобритании, а еще более трех миллиардов – от продажи прав за границу, где США являются одним из главных потребителей. Почувствуйте разницу, сколько выкладывают телекомпании в Европе и остальном мире за один сезон (цикл 2013-16; звездочкой помечены предложения на 2016-19 годы).
Продажа телевизионных прав на показ матчей АПЛ за границу в самом разгаре, но американцы уже все подписали – и не на три года, а сразу на шесть. За право показывать английский футбол до 2022 года NBC будет платить каждый сезон 110 миллионов фунтов (период 2013-2016 обошелся в два раза дешевле). Конечно, невозможно не обратить внимание на практически идентичную американской популярность АПЛ в скандинавских странах.
В глобальном значении новый телевизионный контракт позволил АПЛ войти в топ мировых спортивных лиг. На графике The Financial Times показано, сколько (в долларах) принесет за один сезон новое соглашение и на сколько (в процентах) оно лучше предыдущего. Цифры приведены без учета продажи прав за границу.
«Пять лет назад считалось, что стоимость телевизионных контрактов для ведущих лиг достигла своего пика. Многие даже называли это мыльным пузырем, который скоро лопнет, – рассуждает ведущий аналитик Deloitte Остин Холихэн. – Но что мы видим? С тех пор стоимость спортивных событий топ-уровня возросла на треть, до 28 миллиардов долларов! И пока что нет никаких предпосылок, чтобы тенденция прервалась. Столь большой спрос отражает фундаментальные сдвиги в телевизионной индустрии. Зрители хотят смотреть только то, что им нужно, желательно без рекламы. Разумеется, в таких условиях ценность прямых трансляций резко возрастает, а потребители готовы платить больше».
Приподготовке использованы материалы The Financial Times, The Guardian, Daily Mail, Deloitte, The New York Times и других СМИ.
Александр ХарламовИсточник: www.sports.ru
blog comments powered by Disqus