Почему не могут «поделить» КРРТ
Рано утром 29 сентября несколько десятков человек в военной форме без опознавательных знаков взяли под контроль один из ключевых элементов системы управления крупнейшего инфраструктурного предприятия национальной системы телерадиовещания Украины – Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). Формальным поводом стал протест «группы активистов» против трансляции российских телеканалов на территории Украины.
«Активисты» у входа в КРРТ
«Рейдерский захват с помощью подделки документов», – так в комментарии Forbes охарактеризовал происходящие в КРРТ события генеральный директор Александр Пивнюк. Именно с формулировкой «рейдерский захват» 29 сентября на официальном сайте появилась информация о проникновении «сторонников» предыдущего состава руководства на территорию государственного предприятия. На основании предъявленного решения Тельмановского районного суда Донецкой области экс-и.о. гендиректора Константин Захаренко потребовал отстранения действующего руководства.
«Что можно пока сказать – дележ продолжается. Телеком-сектор в Украине расталкивают по углам. У кого-то есть серьезные планы на КРРТ, и мы сейчас видим часть картины. Интересно, какой она будет, когда сложится пазл», – задается вопросом эксперт телекоммуникаций Украины и Евросоюза Елена Минич.
Невозможное возможно
«Я нахожу бессмысленным концентрироваться на обсуждении мотивов и личности нападавших, – говорит Роман Химич, член общественного совета при Национальном совете по телевидению и радиовещанию. – В условиях военного конфликта главным является то, что концерн де-факто, если не де-юре, является режимным предприятием, а неприкосновенность всех без исключения элементов его системы управления должна быть безусловным императивом для всех органов власти. Как минимум, для главнокомандующего страны, Генерального штаба и всей махины силовых органов государства».
Беспрепятственный захват и удержание группой так называемых «активистов» дирекции КРРТ стал еще одним экзаменом для государства, правительства и граждан. «К сожалению, чуда не произошло», – констатирует член общественного совета при Национальном совете по телевидению и радиовещанию Александр Глущенко, недоумевая, как такое вообще могло произойти, если еще в июне поднимался вопрос о военизированной охране объектов концерна.
«Неспособность государственной машины в лице Киевского главка МВД, премьер-министра и президента обеспечить физическую неприкосновенность руководства концерна и непрерывность его управления означают их фактический отказ рассматривать происходящее в стране в парадигме военного конфликта, – резюмирует Химич. – Риторика Яценюка и Порошенко не означает их решимости и готовности не то что воевать, но хотя бы готовиться к военным действиям «настоящим образом». Приходится признать, что задача информационной безопасности Украины не является сколь-нибудь значимой для правительства и президента».
Стратегический актив
Накал страстей вокруг КРРТ происходит уже не в первый раз. Напомним, 9 мая этого года было приостановлено эфирное вещание ряда телеканалов, в частности, «Интера», «Первого национального» и нескольких радиостанций. Виной всему стал «коктейль Молотова», брошенный неизвестным злоумышленником в колодец с оптоволоконными линиями.
Сооружение, в котором расположен главный офис КРРТ, хорошо знакомо всем киевлянам – это Киевская телебашня. Однако «вышка» – только вершина айсберга; всего концерн объединяет 27 предприятий и филиалов в областных центрах и крупных городах Украины. Уникальная инфраструктура включает свыше 500 антенно-мачтовых сооружений, около 12 000 км радиорелейных линий связи, более 1500 передатчиков сигналов телевидения (в том числе цифрового в стандарте DVB-T) и радиовещания, и даже два центра спутниковой связи.
Компания обеспечивает функционирование всей системы эфирного телевидения, практически всего радиовещания, а также предоставляет услуги множеству телекоммуникационных компаний, чье оборудование размещено на его телерадиовышках. КРРТ играет ключевую роль в донесении информации до широких слоев населения и является своего рода «последней милей» для доставки телевизионного и радиосигнала.
По словам Елены Минич, к тому, чем владеет КРРТ, остается добавить частоты, оптику – и готова инфраструктура нового оператора связи. «А если использовать монополию на мачты, можно и вовсе загнать в угол не только мобильных, но и телевизионных операторов», – предупреждает экс-директор FreshTel.
Кроме того, это государственное предприятие в настоящий момент входит в состав структуры Государственной службы специальной связи и защиты информации, которая в нем тоже имеет свой «интерес». Как утверждает Роман Химич, оккупация Крыма и военный конфликт на востоке Украины наглядно продемонстрировали роль и значение КРРТ в сфере информационной безопасности страны. Предприятия и сотрудники концерна неоднократно оказывались в буквальном смысле на передовой, выполняя свои уставные задачи под угрозой физического уничтожения.
Серые кардиналы
На события в государственном предприятии на своей странице в Facebook незамедлительно отреагировал народный депутат Николай Княжицкий: «Вот прямо сейчас сепаратисты во главе со ставленником Левочкина и Януковича, бывшим директором Захаренко, захватывают концерн РРТ, прикрываясь решением суда из зоны АТО». Ранее в интервью Forbes он не скрывал, что фактически является совладельцем телеканала «ТВi», которому «помогали» ВО «Батьківщина» и глава ее парламентской фракции Арсений Яценюк, ныне – премьер-министр Украины.
На том же «ТВi» нынешний глава РРТ Пивнюк занимал должность заместителя директора по развитию. На сайте телеканала еще сохранилась статья бывшего менеджера, в которой он призывает «вернуться на несколько ходов назад, отменить кодирование, сделать новые ходы и выиграть партию в первую очередь для зрителей, для телерадиокомпаний, для всего рынка цифрового вещания в целом». Речь идет о компании «Зеонбуд», которая выступает провайдером единственной общенациональной цифровой телесети.
Пивнюк пришел на смену Захаренко 23 апреля в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины №404-р непосредственно из штата «ТВi». Однако до этого он долгое время занимал должность заместителя генерального директора КРРТ. Примечательно, что именно в этот момент создавался тот самый «Зеонбуд» – в определенном смысле конкурент КРРТ. В декабре 2010 года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания провел конкурс, по результатам которого «Зеонбуд» и стал уникальным провайдером.
В комментарии «Украинской Правде» Княжицкий заявлял, что «Зеонбуд» – это бизнес «на троих»: бизнес-империи Рината Ахметова, группы Валерия Хорошковского – Дмитрия Фирташа и семьи экс-президента Виктора Януковича. В соответствии с логикой депутата становится понятно, интересы какой структуры может лоббировать Захаренко. По данным же Forbes, компания контролируется структурами Рината Ахметова.
Источник: forbes.ua
blog comments powered by Disqus