Потроха телевизора
Кабмин хочет выявить истинных владельцев отечественных ТВ-каналов и прессы.
В конце апреля разразился громкий корпоративный скандал вокруг телеканала ТВі. Обе стороны конфликта обвиняют друг друга в рейдерстве.
Формальный собственник ТВі — ООО «ТелеРадіоСвіт» — принадлежит ООО «Медиа Инфо». Это юрлицо неоднократно переходило от одной офшорной компании к другой. В итоге контроль над структурами, управляющими каналом, перешел к Константину Кагаловскому, бывшему акционеру концерна ЮКОС. А у того, по данным СМИ, были тесные деловые отношения с Романом Абрамовичем и двумя опальными российскими олигархами — Владимиром Гусинским и Борисом Березовским.
С 19 апреля нынешнего года 95% акций «Медиа Инфо» оказались у компании Balmore Invest Limited (Лондон), которая принадлежит бизнесмену из Одессы, а ныне гражданину США Александру Альтману. Одновременно на сайте появилась информация о том, что директор TVi Наталья Катеринчук уволена, на ее место назначен один из сотрудников канала Артем Шевченко.
Кагаловский заявил, что переговоров о продаже канала с Альтманом не проводил. В свою очередь, Альтман на собрании коллектива ТВі заявил: «Я не являюсь владельцем канала, я лишь хочу вложить в него деньги».
В прошлом генеральный директор телеканала, а ныне глава подкомитета Верховной Рады по телевидению и радиовещанию Николай Княжицкий (фракция «Батьківщина») пояснил «Эксперту», что оба главных фигуранта конфликта ранее были бизнес-партнерами, но впоследствии между ними произошел конфликт.
В контексте этого скандала несколько иначе смотрится желание правительства получить доступ к сведениям о собственниках украинских СМИ. Появившийся в апреле правительственный законопроект №2731 обязывает все телерадиокомпании, а также печатную и интернет-прессу предоставлять государству (в лице Министерства юстиции или Национального совета по телевидению и радиовещанию) подробную информацию о своих владельцах — включая всю цепочку юридических и физлиц, которые могут быть аффилированы с формальными учредителями СМИ.
Два рентгена
Формально закон готовится в рамках переговоров по зоне свободной торговли с Евросоюзом, а также в соответствии с рекомендациями Парламентской ассамблеи Совета Европы. Среди ключевых норм правительственного законопроекта — запрет медиа иметь прямые или связанные (через несколько родственных юрлиц) материнские структуры в офшорных зонах. Кроме того, государство намерено выяснить, не нарушают ли медиадельцы антимонопольное законодательство.
Документ предлагает внести изменения в четыре действующих закона: «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «Об информационных агентствах», «О телевидении и радиовещании» и «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания». Первые три из них предлагается дополнить абзацем о полном запрете деятельности телерадиокомпаний, печатных СМИ и информагентств, «учредителем (соучредителями), владельцем (совладельцами) которых является нерезидент (нерезиденты), зарегистрированный в одной из офшорных зон, перечень которых утвержден Кабинетом министров».
Николай Княжицкий полагает, что неясность процедур проверки данных и размытость некоторых формулировок в законопроекте может оказаться «неслучайной». И добавляет: «Любые финансовые инструменты инвестирования не должны запрещаться, в том числе офшорные, ведь то, как инвестор будет заводить деньги в медиа Украины, — его частное право. Государству достаточно знать, что это за инвестор».
К слову, оппозиция подала альтернативный законопроект №2074. В нём предлагается обязать СМИ подавать в Минюст (для прессы и интернет-СМИ) и Нацсовет по телевидению и радиовещанию (для теле- и радиоканалов) всю информацию о бенефициарах, а Нацсовету предоставить функцию проверки ее достоверности. Правда, до какого уровня государство должно проверять аффилированные компании, а главное, каким образом — неясно.
Офшоренные и зашоренные
В официальном перечне признаваемых Украиной офшоров (согласно правительственному распоряжению №143-р) присутствует большинство знаменитых «налоговых гаваней» — Андорра, Гибралтар, Монако, Виргинские, Сейшельские, Багамские острова и т. д. Однако отсутствует Кипр (он сейчас меняет свое налоговое законодательство, но пока именно кипрские компании числятся среди собственников огромного количества украинских бизнесов, и не только медиа).
В проекте Кабмина дается также определение понятия «связанные лица», по которым СМИ обяжут подавать информацию: «Связанное лицо — юридическое или физическое лицо, осуществляющее контроль за учредителем (соучредителем), владельцем (совладельцем), а также юридическое лицо, в отношении которого учредитель (соучредитель), владелец (совладелец) осуществляет соответствующий контроль. В случае если одним из соучредителей, совладельцев является физическое лицо, связанными с ним лицами считаются также члены его семьи (муж, жена, дети и родители, мачеха и отчим), вместе с которыми оно осуществляет контроль за телерадиоорганизацией». И далее говорится, что информация должна подаваться по всем материнским юрлицам, связанным с акционерами, которые управляют более чем пятипроцентным пакетом акций.
В то же время в документе никак не прописаны механизмы проверки государством достоверности данных.
Трудности в применении таких законодательных норм признает и госрегулятор. «При регистрации или перерегистрации лицензий мы руководствуемся документами, которые подают сами учредители телекомпаний. Дополнительно проводить какие-то мероприятия по изучению связей с офшорами, определять окончательного бенефициара, аффилированного с тем или иным юрлицом, — такой возможности у Нацсовета просто нет. Если законодатели желают, чтобы эта информация проверялась, нам как минимум потребуется дополнительный штат», — отметила первый заместитель главы Нацсовета Оксана Головатенко. По ее словам, многие украинские телерадиокомпании сегодня связаны именно с кипрскими материнскими структурами, что создает преграды для контролирующих органов.
Медиамонополии
Что действительно может стать знаковым для рынка, так это «антимонопольная» норма. После того как государство соберет исчерпывающую информацию по всем цепочкам собственников, в сферу повышенного интереса Антимонопольного комитета могут попасть основные гиганты телеиндустрии: U.A.Inter Mediа Group Дмитрия Фирташа (телеканалы «Интер», «Кино-ТВ», «Пиксель», НТН, К1, К2, «Мегаспорт»), StarLightMedia Виктора Пинчука (Новый канал, СТБ, ICTV, М1, М2, QTV), группа «Приват» Игоря Коломойского («1+1», «2+2», ТЕТ), TRK Holdings Limited Рината Ахметова (ТРК «Украина», «Футбол», ряд региональных телекомпаний).
Первые два холдинга, по их собственным оценкам, совместно удерживают более 70% рынка общенациональной телерекламы. Кроме того, вся четверка упомянутых компаний имеет разветвленные материнские структуры на Кипре и в других офшорах. Например, кипрская компания TRK Media Holding Limited, входящая в СКМ, помимо ТРК «Украина» с 2010 года управляет ЧАО «Телевизионная служба Днепропетровска» совместно с Jassen Enterprises Corp. Последняя — родом с Британских Виргинских островов, через нее СКМ владеет еще и киевским ЦУМом.
Гипотетически вопросы могут возникнуть и к «Украинскому Медиа Холдингу» Бориса Ложкина («дочка» United Media Holding, зарегистрированной в Нидерландах), который консолидировал десятки СМИ (газеты «Комсомольская правда в Украине», «Аргументы и факты в Украине», «Теленеделя», журналы «Forbes Украина», «Фокус», «Корреспондент» и многие другие известные бренды). По данным самого холдинга, доля тиражей его изданий на рынке печатной прессы сегодня составляет более 30% (около 115 млн выпусков в год), а на рынке радиорекламы — около 35% его денежных оборотов. Кстати, в конце апреля стало известно, что Ложкин купил у Петра Порошенко его доли в совместных проектах «Наше Радио» и KP Media.
Иностранцам откроют шлюзы
Генеральный продюсер «5 канала» и народный депутат (фракция «Батьківщина») Юрий Стець утверждает, что большинство парламентариев готовы поддержать идею повышения прозрачности СМИ. Он считает целесообразным доработать документ в рамках правительственной рабочей группы и включить в итоговый проект предложения и правительства, и оппозиции (как это было в ходе принятия закона о доступе к публичной информации). «Новый принцип, по сути, формализует то, о чём и так все хорошо знают — кто на самом деле владеет крупнейшими украинскими телеканалами», — признает Стець.
Член фракции Партии регионов, первый заместитель главы Комитета ВР по свободе слова и информации Елена Бондаренко, в свою очередь, отмечает: «Новый закон заставит перерегистрироваться лишь некоторые крупные медиахолдинги, добавив хлопот тем, кто до сих пор прятался в офшорах». В то же время она утверждает, что парламентарии намерены пойти на либерализацию взаимоотношений СМИ с государством. Так, в проекте нового закона о телевидении и радиовещании, который может быть принят уже в этом году, «действующий разрешительный принцип касательно деятельности большинства сфер телерадиорынка будет заменен уведомительным».
Кроме того, по словам депутата, скорее всего будет упразднена законодательная коллизия, из-за которой иностранные юрлица до сих пор не имеют права напрямую учреждать в нашей стране телерадиокомпании, хотя еще с 2006 года (в связи с переговорным процессом о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию) для иностранцев сняты все ограничения на участие в уставных фондах украинских телеканалов. То есть сегодня иностранцу учреждать СМИ напрямую нельзя, но владеть ста процентами акций — можно.
Юрий Лукашин
Эксперт.UA
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus