Рынок платного ТВ меняет структуру
Аналитики iKS-Consulting обнародовали предварительные итоги развития российского рынка платного ТВ в 2014 году.
Согласно рейтингу iKS-Consulting, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число российских абонентов платного телевидения выросло на 7% и по предварительным итогам 2014 года составило практически 37,5 млн пользователей. Проникновение услуги составило 67%
Драйверами роста рынка аналитики называют рост абонентской базы спутниковых операторов, которые активно развивались, несмотря на сложные экономические условия, увеличение числа подписчиков у операторов IP-TV – в первую очередь, у компании «Ростелекома», а также рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IP-TV и цифрового КТВ.
В 2014 году прирост в 2% показал крупнейший сегмент платного ТВ – кабельное телевидение (18,4 млн абонентов). Однако, темпы прироста кабельного ТВ замедляются, уступая спутнику (14,8 млн абонентов) и IP-TV (4,4 млн абонентов).
Эксперты отмечают заметный сдвиг в сторону увеличения доли цифрового кабельного ТВ. Число подписчиков цифрового КТВ увеличилось за год на 33%, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 2%. Такой активный рост цифрового КТВ происходит за счет усилий компаний «ЭР-Телеком» (выпустившей в этом году новую приставку и позиционирующей ее как конкурентное преимущество), а также «Акадо» и МТС. Эти операторы не только активно подключают новых абонентов, но и переключают уже существующих клиентов на цифровое ТВ, увеличивая таким образом и средний чек на одного потребителя услуги.
Больше всего в абсолютных показателях – более чем на 1,7 млн – выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией – например, в ЮФО его доля составляет 83%. Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IP-TV – число подписчиков по данной технологии выросло по сравнению с 2013 годом на 17%.
В итоге структура рынка по технологиям за год заметно изменилась. Доля спутникового ТВ выросла на 1 п.п. и составила по итогам 2014 года 39%, доля IP-TV — на 1 п.п. (12% по итогам года), доля КТВ сократилась за год на 2 п.п (49%).
В 2014 году у «топ-7″ операторов платного ТВ с абонентской базой свыше 1 млн пользователей рыночная доля по абонентам превысила 77% от всего рынка. Первое место в рейтинге iKS-Consulting занимает оператор «Триколор ТВ» с показателем 10,9 млн абонентов (рост за год 9%). Второй – «Ростелеком» (7,8 млн абонентов, рост за год 4%). Третье место за МТС (2,8 млн абонентов, рост за год 9%), а на четвертом «ЭР-Телеком» (2,6 млн абонентов, рост за год 5%). Прирост абонентской базы «Орион-Экспресс» составил 30% по отношения к 2013 году, что в четыре раза больше средних темпов роста рынка. Такая динамика вплотную приблизила компанию к «ЭР-Телекому» и МТС, но пока он на пятой позиции – 2,5 млн абонентов по итогам 2014 года. Шестое место за «Акадо» (1,15 млн абонентов, рост за год 3%), а замыкает «топ-7″ «ВымпелКом» с показателем 1,10 млн абонентов и ростом 7% за год.
Помимо активного роста базы у «Орион-Экспресс», среди своеобразных «рекордов» ушедшего года аналитики отмечают следующие результаты деятельности операторов: Компания МТС, начавшая было терять абонентов платного ТВ в 2013 году, в 2014 наоборот вошла в положительную динамику и показала отличные темпы роста на одном из самых конкурентных рынков страны – Московском (за счет увеличения проникновения GPON). Компания НТВ-Плюс, скорректировавшая торговое предложение в конце 2013 года, продолжила активное наращивание абонентской базы и в 2014 году (достигнув при этом практически миллионной абонентской базы).
Доли рынка распределились между игроками следующим образом: «Триколор ТВ» — 29%, «Ростелеком» — 21%, МТС, «ЭР-Телеком» и «Орион-Экспресс» — по 7% каждый. На долю «прочих» приходится 29% рынка.
Разброс в проникновении услуги по федеральным округам остается значительным – от 51% на Дальнем Востоке до 79% в Ц ФО. Подобная географическая структура рынка предоставляет рост, прежде всего, спутниковым операторам за счет регионов Дальнего Востока, Сибири и Юга.
По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2015 года рынок платного ТВ, несмотря на трудную экономическую ситуацию, продолжит развитие: объем рынка превысит 64 млрд рублей, число абонентов достигнет 38,8 млн. Рост обусловлен прежде всего тем, что телевидение остается доступной для населения услугой, и в условиях оптимизации семейного бюджета россияне откажутся скорее от лишнего похода в кино или кафе.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus