Telco Trends – 2015: На пути к Единому европейскому цифровому рынку
Mediasat в третий раз выступил медиапартнером конференции TelcoTrends, проходившей в августе в Риге, Латвия. Показательно, что главной темой TelcoTrends – 2015 стал переход к Единому европейскому цифровому рынку, в то время как на предыдущих конференциях больше обсуждали ситуации на рынках разных стран и опыт цифровизации.
Цифровая Европа
Эдмундс Бельскис (Министерство транспорта Латвийской Республики) рассказал о программе “Цифровая Европа” и создании единого цифрового рынка.
Цифровая повестка дня для Европы заключается в следующем:
— к 2013 году: широкополосный доступ для всех.
— к 2020 году: обеспечение всеобщего доступа к гораздо более высоким скоростям интернета (30 Мбит / с или выше).
— к 2020 году: 50% или более европейских домохозяйств подключены к интернету со скоростью выше 100 Мбит / с.
Общеевропейский роуминг и сетевой нейтралитет также являются пунктами плана.
“Проект поддерживает развитие волоконно-транспортной инфраструктуры для массового обеспечения услугами широкополосной связи тех сельских районов, где она сейчас не доступна”, обещает г-н Бельскис.
К середине 2015 было построено 177 точек доступа и около 1870 км оптической сети. До 2020 года в планах 300 точек доступа и около 3 000 км оптической сети.
Также г-н Бельскис упомянул о некоторых проблемах рынка:
— Необходима модернизация законодательства по авторскому праву, так как пользователь хочет иметь доступ к привычному контенту, находясь за границей.
— Только 59% европейцев имеют доступ к 4G, этот показатель падает до 15% в сельских районах.
— Только 22,5% абонентов пользуются быстрым (выше 30 Мбит) широкополосным интернетом.
Андрейс Домбровскис, Заместитель директора департамента электронных коммуникаций и почты детализировал ситуацию на латвийском рынке и рассказал о восточно-европейском сотрудничестве.
Идея создания единого цифрового рынка представляется достаточно серьезной, ее реализацией занимаются власти ЕС, а также такие организации как BEREC (The Body of European Regulators for Electronic Communications), которая не является органом управления ЕС.
Монополист латвийского рынка, оператор Lattelecom заявил о том, что приветствует новые инициативы и взял курс на интеграцию в рынок ЕС, отсутствие чрезмерного регулирования и равные возможности привлекают компанию. Mediasat писал о быстром и успешном опыте перехода на цифровое вещание в Латвии, благодаря компании Lattelecom. Оператор предоставляет услуги широкополосного интернета, телевидения и передачи данных решений и гордится своим высокоскоростным интернетом. Благодаря компании Lattelecom, Ригу называют Wi-Fi столицей Европы. Могу подтвердить, что это действительно так. Практически повсеместно в центре города есть открытые сети Wi-Fi, что является огромным преимуществом Риги по сравнению с другими столицами Европы, где туристам не так просто найти доступ в интернет. Томс Мейстис, директор юридического Департамента компании Lattelecom, заявил, что одной из главных тенденций для европейских операторов будет предоставление полного спектра услуг (ШПД, ТВ, мобильный интернет, голосовые услуги и передача данных и др.)
Спутниковые новости
Обычно спутниковые сессий на конференциях не пользуются большой популярностью, но не в этот раз. Живая дискуссия между двумя глобальными операторами, компанией SES и Eutelsat, оказалась довольно интересной.
SES, генеральный спонсор Telco Trends, представила Ultra HD решение, которое и стало главной темой обсуждения. Представитель конкурирующего оператора Eutelsat усомнился в том, что у сервиса есть реальный шанс стать популярным. Онно Зонневельд, глава представительства в Украине, России и СНГ, отметил, что сервис и не предназначен для масс-маркет. “Ultra HD видео относится к премиум-сегменту, и станет эксклюзивной лакшери услугой высокого качества. Если появляется новая технология, она рано или поздно будет разрабатываться, SES решила выступить первопроходцем в Ultra HD”, сказал г-н Зонневельд.
Нильс Филип Абрахамссон, Менеджер по продажам в Северной Европе, Балтии и Восточной Европе, описал достоинства стандарта Ultra HD.
Каковы же преимущества?
— прогрессивная развертка дает изображение лучшего качества, чем чересстрочная;
— лучше передаются цветовые нюансы, в Ultra HD нет цветовых полос;
— Ultra HD обеспечивает яркость изображения, что увеличивает контраст, и детали становятся более заметными;
— высокий динамический диапазон (HDR) — диапазон между самыми темными и самыми яркими образами – расширяется от 100 -300 кд/м2 (нит) сегодня до 1000 – 2000 кд/м2 (нит) в будущем;
— доступна более широкая цветовая гамма, 75% вместо обычных 35%;
— доступна высокая частота кадров, вместо 30 кадров в секунду ранее, сейчас возможно 50-60 FPS и даже 100-200 FPS;
— достигнута более плавное отображение движений.
Прогноз SES для Ultra HD выглядит довольно оптимистичным, и результаты исследований, имеющихся в распоряжении компании это подтверждают. Г-н Абрахамссон настаивает, что не корректно сравнивать появление Ultra HD с форматом 3D, который несмотря на многоообещающее начало, так и не завоевал популярность, говоря об Ultra HD слово “когда” более уместно, чем “если”.
Пользователи покупают все больше и больше 4К телевизоров, это означает, что они будут заинтересованы в доступе к 4K видео. Прогноз следующий:
Следующей мировой тенденцией является покупка телевизоров с большими экранами, утверждают аналитики Futuresource: 60% респондентов говорят, что они собираются в следующий раз купить телевизор большего размера, чем предыдущий. Больший экран требует более высокого разрешения – Ultra HD.
Скорее всего, путь Ultra HD будет похож на путь HD-каналов, которые сначала появились на DTH-платформах, а потом пришли в кабельное телевидение. Лидерами являются Северная Америка и Восточная Азия, но тенденции одинаковы для всех регионов. Там доступно не только тестовое вещание в Ultra HD, предоставляемое SES или Eutelsat, коммерческое вещание уже доступно в Японии, Южной Корее и Индии. Ожидается, что к 2024 году будет около 430 Ultra HD каналов благодаря инвестициям в развивающиеся рынки.
Ultra HD каналы — драйвер для DTH платформ, который позволит конкурировать с растущими ОТТ провайдерами и увеличит ARPU. Вещание программ в высоком качестве с акцентом на спортивную тематику и фильмы VOD поможет DTH платформам противостоять OTT и IPTV, которые в Западной Европе занимают особенно сильную позицию.
Г-н Абрахамссон рассказал о роли SES в экосистеме Ultra HD: “SES развивает технические инновации, чтобы развернуть Ultra HD в 2016 году и первыми транслировать Ultra HD со спутника в новом стандарте HEVC”. Напомним, Mediasat писал о том, что SES впервые в Европе будет транслировать демоверсии Ultra HD-каналов и в дальнейшем увеличивать их число.
Михаил Сандлер, менеджер по развитию бизнеса в России, сообщил о достижениях SES в Европе и рассказал о различиях на рынках европейских стран. Mediasat писал ранее о последних показателях компании.
Апостолос Триантафиллу, старший вице-президент по продажам в странах Центральной и Восточной Европы и Евразии, рассказал о компании Eutelsat и исследованиях, проведенных в странах Балтии. Оператор обслуживает этот регион с трех позиций: 13° , 9° и 36° в.д., предоставляя услуги 178 тысячам домохозяйств, в то время как число опосредованных абонентов достигает 1,2 миллиона домохозяйств или 75 % кабельного и IPTV рынков. Если говорить об уровне проникновения HD, то в среднем 30 % пользователей обладают HD телевизорами, а 16 % из тех, кто не обладает, заявили, что собираются их купить в течение ближайших 12 месяцев. “Из 806 тысяч домохозяйств, владеющих HD телевизорами, 28 % пользуются HD предложением; 13 % не смотрящих HD видео собираются подписаться на услугу в течение ближайших 12 месяцев. В целом 64 % опрошенных знают об Ultra HD и/или видели демо, 5 – 8 % домохозяйств, не пользуюшихся услугами DTH платформ намерены приобрести спутниковую антенну в течение ближайших 12 месяцев”, сообщил г-н Триантафиллу.
Также компания Eutelsat представила оборудование для услуги Triple-Play и новинку — дихроичный субрефлектор для приема сигнала с нового спутника Eutelsat 9В. Г-н Триантафиллу обратил внимание на преимущества этой позиции для стран Балтии.
Борьба с пиратством
Аспекты борьбы с пиратством обсуждались на нескольких сессиях конференции. Проблема действительно глобальная и ее обсуждение было актуально для большинства присутствующих, здесь вполне уместен лозунг: «Операторы всех стран, объединяйтесь!»
Компания Irdeto (Андрей Силанчев) представила интересные результаты исследований пиратской деятельности. Вместе с ростом популярности ОТТ растет и пиратство.
Правообладателей и легальных игроков не может не настораживать возрастающий интерес потребителей к ОТТ ресиверам, предоставляющим пиратский контент. Согласно результатам исследования запросы Google на такие ресиверы начали рости с 2013 года, а запросы на устройства без защиты превысили запросы на легальные устройства в конце 2013 года. Пики запросов приходятся на конец года, когда возрастает покупательская активность.
Проанализировав цены на предоставляемые пиратами услуги, аналитики смогли определить доходы нелегальных игроков, они немаленькие.
Рыночная цена OTT устройства с подпиской составляет от $50.00 до $1,602.74, средняя — $
387.49
Рассказывая о ситуации в Украине, Константин Грицак, Телекоммуникационная палата Украины, особое внимание обратил на проблему пиратства:
«По нашим оценкам, нелегальными платформами пользуется миллион абонентов, и наша с Вами задача – вывести их оттуда и сделать их нашими потребителями наших услуг.
Легальные участники рынка постоянно говорят о необходимости ведения бизнеса по-честному, но по факту мы имеем демпинговые войны и under-reporting, порожденные, прежде всего, отсутствием реальных шагов со стороны государства и правообладателей в борьбе с пиратством».
На панельной дискуссии представители разных стран обменялись опытом в данной сфере.
Вячеслав Василевский, генеральный директор IP MediaGroup, рассказал о проблемах связанных с пиратством в Украине и путях их решения. По его словам хозяйственный спор оказывается более эффективным и менее травматичным способом борьбы с уличенными в пиратстве организациями. Юозас Юрелионис (Директор Ассоциации кабельного телевидения Литвы) рассказал о том, что 10% граждан Литвы пользуются пиратскими сервисами, 20% — готовы это делать. Эдмундс Бельскис (Директор Департамента Связи Министерства Сообщений Латвийской Республики) отметил, что коло 25% граждан Латвии могут пользоваться и легальными и нелегальными сервисами одновременно. По украинским меркам процент небольшой, но, тем не менее, проблема достаточно серьезна. В ходе дискуссии звучали предложения о запрете производства и продажи незащищенных ресиверов и тех, которые распространяют пиратский контент. Интересно, что представители стран Балтии в ходе обсуждения акцентировали внимание на роли государства и законодательной регуляции, представители украинского рынка, также упоминали о необходимых изменениях законодательства, но большая часть предложений относилась к сфере саморегуляции, речь шла, скорее, о том, как вести себя в этой ситуации отдельно взятому легальному игроку.
Ситуация на локальных рынках
В рамках Telco Trends представители разных стран обменивались опытом развития телекоммуникаций, цифровизации. В прошлых материалах мы знакомили читателя с ситуацией на рынке стран Балтии.
В этом году Национальная Телекоммуникационная Ассоциация Казахстана рассказала о том, как у них проходит цифровизация. С 2012 по 2014 год организовано цифровое эфирное телевещание с 336 РТС, охвачено уже 72% населения. Особенно активным был 2014 год:
— 2012 – 5 РТС (Астана, Алматы, Караганда, Жезказган, Жанаозен);
— 2013 год – 34 РТС (Областные центры, Мангистауская область);
— 2014 год – 297 РТС (Алматинская, Жамбылская, ВКО, ЮКО).
К 2019 году будет планируется
95% охват населения (6900 населенных пунктов), будет построено 827 РТС.
Стоит отметить, что развитие телекоммуникаций Казахстана в целом проходит достаточно быстро.
Мероприятие отличилось не только интересными докладами и обсуждениями за круглыми столами, но и, возможно, даже более плодотворным неформальным общением на вечеринках и ивентах, особенно хотелось бы отметить SES cocktail party, которое уже второй год становится фаворитом по отзывам гостей Telco Trends.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus