Телеэкспорт. Туда, где нас не ждут
Как закрепить первые успехи украинского телеконтента за рубежом, что может заинтересовать зарубежных партнеров и какие новые страны открывают отечественные телепроизводители?
Бурное развитие собственного телепроизводства за последние годы приобрело новые обороты, и теперь продукт made in Ukrainе не только заполнил основные праязыку линейки отечественных каналов, но и нацелился на внешние рынки. Ближайшее постоянным партнером, как и раньше, остается Россия . И сегодня это не только первичный рынок для сериалов - северный сосед уже интересуется украинскими талантами в производстве реалити и других телевизионных шоу.
Отечественный продукт попадает и дальше от России - в Казахстан, Беларусь, Молдову, Польшу, Литву, Финляндию, Италию, Китай, Норвегию, Японию, Израиль, Францию, он интересен даже в США. Крупнейшие украинские производственные студии Star Media и Film.ua продают продукт в 30-40 странах. Но воспринимать эти первые шаги как международный успех украинского контента преждевременно. Ведь системных продаж пока нет, и на упомянутых рынках, по словам продюсеров , « нас никто не ждет». Как сделать, чтобы ждали - рассуждают телеменеджеры .
Экспорт как одна из моделей монетизации телебизнеса
Продюсер, медиаменеджер и владелец медиакомпании AR Films Александр Роднянский убежден, что Украина уже созрела для других рынков. «Смотреть на российский рынок, как на единственно возможный, - неправильно, стоит попробовать открыть для себя и восточноевропейский, и, если получится, турецкий. Иными словами, думаю, что одной из моделей монетизации телебизнеса является производство качественного контента, способного эксплуатироваться и за пределами Украины», - сказал он на пресс-конференции, предшествовавшей Kiev Media Week.
По этой схеме уже действуют продакшн, стремящиеся оставлять себе права на фильмо-сериальный продукт и предлагать его в разные страны. Недавно к ним присоединились телеканалы: в начале года о твердых намерениях зарабатывать на экспорте заявила телегруппа «1+1».
В поисках возможностей быть представленными на международном рынке отечественные производители заключают соглашения с крупными дистрибьюторской сетями. В частности, Film.ua, «Студия Квартал-95» и Star Media сотрудничают со шведской компанией Sparks Network, президент которой Никола Зюдерлунд на «Формат-шоу» даже хвастался удачной продажей кварталовского формата «Рассмеши комика» за границу. О сотрудничестве с крупной международной компанией с дистрибуционной сетью уже договорилась и группа «1+1», однако пока не разглашает подробностей сделки. По мнению генерального директора «1+1 медиа» Александра Ткаченко, такое сотрудничество позволит расширить возможности для предлагаемых телегруппой форматов.
Александр Ткаченко считает хорошим примером развития телерынка для Украины турецкую модель. «Турецкий рынок такой же маленький, как и украинский, там есть такие же убыточные телекомпании. Но задумайтесь: турецкий экспорт вдвое больше турецкого телерынка», - отмечает он. Александра Ткаченко поддерживает и владелец Film.ua Сергей Созановский, который обращает внимание на то, что продажа «Великого века. Роксоланы» и еще целого ряда турецких сериалов на 78 территорий - это значительное достижение (в Украине турецкие сериалы транслирует «1+1», где они выходят в основных праймовых и предпраймових линейках).
Однако с ними не согласен Александр Роднянский. По его мнению, Турция своим телерынком похожа разве что на Россию: «Потому что это бывшая метрополия - Османская империя, продает свой контент на территории бывших колоний, которые на сегодня являются самостоятельными государствами. Они действуют, используя свой потенциал, как это пытается делать российское телевидение, распространяя свой контент на территории бывшего Союза».
Украинский телерынок, конечно, проигрывает российскому в плане экспорта. Ведь российские правообладатели в случае удачной продажи отражают стоимость сериалов, телемувиков, художественного кино. Экспорт одной лишь компании СТС в Украине составляет 30 млн $ ежегодно. Если бы каждая украинская компания зарабатывала на экспорте в Россию столько, наш рынок не был бы убыточным, отмечает Александр Ткаченко.
Сергей Созановский оценивает доходы от продаж украинского контента в миллионы долларов. Но заявлять о коммерческой успешности пока рано. «Продажа формата "Рассмеши комика" в Россию, Казахстан и Литву несет для нашей компании более имиджевый интерес, чем коммерческий, - рассказывает «Хронике» руководитель «Студии Квартал-95» Владимир Зеленский. - Но, тем не менее, огромный успех "Комика" в Прибалтике и Казахстане с точки зрения рейтингов привел к тому, что Европа и такая компания, как Sparks, заинтересовались этим продуктом».
При этом, по словам господина Зеленского, средства от продажи лицензии на производство формата «Рассмеши комика» в Европу и другие страны идентичны сумме сделки с одной лишь Россией. Именно поэтому эта территория остается наиболее привлекательной для наших производителей .
Сначала для себя
Руководитель телегруппы StarLightMedia и телеканала СТБ Владимир Бородянский, который имеет достаточно мощные инхаусы - продакшн на базе СТБ, утверждает, что продавать контент в России крайне трудно. Ведь на ее внутреннем рынке сильная конкуренция со стороны производственных компаний.
«Действительно, нас не желают видеть в России, - подтверждает директор по развитию медийного направления бизнеса компании СКМ Екатерина Лапшина. - "Медиа Группа Украина" достаточно давно занимается производством собственного контента. Но то, что всегда было ликвидным на российском рынке, почему-то не очень хотят покупать в Украине. При том, что его качество и себестоимость от российских каналов не слишком отличается. Но нужно иметь большие амбиции, чтобы выходить на все рынки и создавать нечто, адресуется широким аудиториям».
По словам Владимира Зеленского, не все проекты выгодно продавать в Россию, и именно форматные проекты имеют большой потенциал в Европе и мире. Например, в Таиланде приобрести формат «Рассмеши комика» изъявили желание одновременно несколько каналов. Это в дополнение к продажам в Россию, Казахстан, Литву и опциона на формат в Финляндию, Китай, Италию.
Российский рынок имеет довольно похожую по ментальности с украинским аудиторию, но с выходом на другие территории появляются новые вызовы, ориентация на международного зрителя, отмечает экс-президент компании Sony Pictures Television International Майкл Гриндон. «Такие вызовы были в свое время и в США, потому что даже там, несмотря на большой ресурс рекламодателей, не все проекты окупаются», - напоминает он. Продюсер отмечает, что опасность появляется тогда, когда каналы хотят ориентироваться на абстрактную международную аудиторию и удовлетворять все вкусы. «Стоит сосредоточиться на качестве продукции: когда ты что-то делаешь для собственного зрителя, это может потребляться и за пределами страны», - советует он.
Того же мнения и Александр Роднянский. «Принципиальной задачей является создание собственного здравого телевидения, прежде отвечает на запросы своей аудитории. Я верю в то, что украинское телевидение должно заботиться прежде о нахождении собственного языка и химии отношений со зрителями Украины. А дальше, если этот контент что-то из себя представляет, его можно продавать за пределы страны. Но поставить перед собой задачу реализовывать продукт куда-то и при этом не преуспеть в отношениях с собственной аудиторией - значит убить компанию», - уверен он.
Пессимистично на перспективы экспорта смотрит Владимир Бородянский. Он считает, что успех продукта украинского производства за рубежом - это единичные случаи, тогда как системного экспортного потенциала пока нет. «Надо вообще понять, кто мы и что хотим делать. Мы собираемся производить Amazing Race (украинская адаптация реалити - квеста выходила на «1+1» под названием «Большие гонки». - ТК) для других стран? Тогда вопрос: для каких? Потому что нужно понимать и чувствовать аудиторию, для которой ты производишь. Ты не можешь прийти в Америку и что-то произвести, не понимая американского зрителя », - отмечает руководитель СТБ.
Польша, Казахстан, на очереди США ?
У Сергея Созановского оптимистичный взгляд. «В хорошей истории нет аудитории, она нравится всем», - сказал он в комментарии «Телекритике». Такой историей, всколыхнула в начале года телевидения в Польше, стал сериал Star Media «Анна Герман». Лента вышла в прайм-тайме (20:30) на канале TVP1, который приурочил показ до 77 - летия со дня рождения польской певицы. По информации Star Media, показатели премьеры по общей аудитории (4 +) достигли 17,78 % ( рейтинг) / 38,81 % (доля). По коммерческой аудитории (16-49) - 8,89 % / 25,04 %, соответственно. Показ фактически удвоил общую аудиторию канала в упомянутом слоте и в полтора раза увеличил коммерческую аудиторию .
«Фантастические цифры! Когда взрослый поляк с Disney, с которым мы ужинали, рассказывал мне о сериале, и у него на глаза наворачивались слезы, это было удивительно. Я сразу перезвонил Владу Ряшину и рассказал об этом. Это действительно настоящий прорыв, следовательно, модель работает, и надо пробовать», - убеждал господин Созановский на конференции. А потом в комментарии «Телекритике» добавил: «Я уверен, что "Анна Герман"- это первая ласточка. Если мы найдем хорошую историю, мы прорвемся на другие рынки - восточноевропейский, западноевропейский, азиатский».
Владимир Зеленский приводит в пример еще один сериал - «Сваты» , который стал не только безусловным хитом в Украине и России, но и после того, как занял третье место по популярности среди комедийных сериалов в 2012 году на фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло, вызвал большой интерес среди западных и восточных компаний-производителей. Например, Казахстан приобрел формат «Сватов» и производить свою историю о казахской семье. Германия и Турция также заинтересованы в реализации этого формата.
Возможно, вскоре украинскому контенту удастся пробить себе путь не только в Европу, но и за океан. По крайней мере, «Студия Квартал-95» сейчас ведет переговоры с крупной американской киностудией (информацию о ней господин Зеленский пока не разглашает) по продаже формата полнометражного фильма.
«Ознакомившись с фильмом "Любовь в большом городе", она (киностудия. - ТК) проявила интерес к производству одной из трех полнометражных историй, разработкой которой мы сейчас занимаемся. Речь идет о покупке формата фильма, по жанру напоминает "Мальчишник в Пегасе". Вполне возможно, что наша картина выйдет сразу на американский рынок с американскими актерами», - рассказал господин Зеленский.
Телекритика
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus