Телегруппы и провайдеры договорились наказывать пиратов и демпингующих
Свершилось: телегруппы и провайдеры будут контролировать минимальную стоимость услуги телевидения в Киеве, зафиксированную на уровне 50-60 грн в месяц. Специально для телегрупп провайдеры создадут список своих коллег, демпингующих и злоупотребляющих маркетинговыми акциями. Телегруппы же поделятся с провайдерами списком онлайн-ресурсов, предоставляющих абонентам возможность смотреть телевидение пиратским способом (для блокировки интернет-провайдерами). Об этом игроки рынка договорились вчера во время круглого стола, посвященного развитию платного телевидения.
Минимальная цена на услугу «Телевидение» в Киеве в этом году должна держаться на уровне 50 грн в месяц. Все, кто предлагают меньше, попадают под прицел провайдеров и телегрупп. Первые пообещали телегруппам определиться с четкими критериями дефиниции «демпинг» и сроками, которые могут быть отведены для маркетинговых акций. Провайдеры готовы продолжить обсуждение минимальной стоимости кабельного телевидения для других областей – цена, установленная для Киева, не обязательно должна быть такой же для регионов. Телегруппы обещают оперативно реагировать на обращения провайдеров и наказывать нарушителей договоренности повышением стоимости своих каналов.
О том, что телегруппы и провайдеры оговорили минимальную стоимость ТВ-услуги, рассказал Виктор Мазур, собственник третьего игрока кабельного телевидения – группы компаний «Ланет». Он также пожаловался на отсутствие маржинальности ТВ-услуги – у «Ланет» она составляет всего 2%: «Когда мы договаривались с телегруппами о ценах на 2018-й, был один неформальный пункт – телегруппы будут следить за минимальной ценой на услугу телевидения, и провайдеры будут подтягиваться к ней. Не может телевидение в Киеве стоить 9 или 15 грн... Сегодня маржинальность ТВ-услуги составляет 2%. Нам нужно поднимать цену за пакет до 100 грн в месяц. Прошел февраль, март – результатов нет. Когда «Ланет» подключился к обсуждению, нас обвинили в том, что мы хотим решить свои бизнес-проблемы за счет других». Кстати, именно группа «Ланет» и выступила инициатором проведения круглого стола, организацией которого занимался отдел маркетинга компании.
С Мазуром не согласен директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia Федор Гречанинов – именно SLM боролась с бесплатными пакетами каналов телегрупп у провайдеров (такие пакеты были, в частности, и у «Ланет»). Также среди успешных примеров борьбы с демпингом в этом году – изменение цены на ТВ-услугу киевского провайдера «Нашнет» (Троещина), который вместо 9 грн теперь предлагает 49 грн. Кроме того, в числе успешных кейсов – смена ценовой политики ОТТ-услуг от «Тринити», Oll.TV и «Укртелекома» - все они выровняли цены.
В противовес глава Интернет-ассоциации Александр Федиенко рассказал о компании «Киевстар», которая предлагает ТВ-услугу с каналами телегрупп за 37 грн в месяц. На вопрос Мазура о стоимости телеканалов для перечисленных выше в StarLightMedia ответили, что все без исключения провайдеры платили телегруппе по полному тарифу (сегодня это 1,5 грн с абонента в месяц). В SLM также заверили провайдеров, что у телегруппы одни правила для всех игроков рынка: нет длинных льготных периодов – есть правило двух недель для бесплатного пользования каналами и месяц, когда свои каналы группа позволяет транслировать в тестовом виде (в бесплатных пакетах). На вопрос, как именно исправили подход этих провайдеров к ценам, Гречанинов ответить отказался, сославшись на то, что круг присутствующих слишком широк для таких откровений.
Федиенко настаивает, что именно у телегрупп есть возможность влиять на провайдеров лоукост-сегмента. В понимании SLM, провайдеры должны сами определиться с понятием демпинга и злоупотреблением акциями, публично поднимать этот вопрос, громко озвучивая свою позицию, и предоставлять телегруппам жалобы на провайдеров, которые этим грешат. Взамен телегруппа обещает поднимать нарушителям тарифы, а в «тяжелых случаях» - разрывать договоры. «Во всех случаях, где мы видим демпинг, мы боремся. Пока не так жестко, мы не отзываем массово права. Но чем громче провайдеры будут говорить о том, что у кого-то цена меньше 50 грн, тем большая вероятность того, что мы не будем с ними [нарушителями] работать. Важно, чтобы не мы устанавливали минимальную цену на рынке, а чтобы рынок установил эту цену. Рынок – это провайдеры, их ассоциации. Мы не должны быть организацией, которая устанавливает цены», - объяснил Гречанинов. Также Федор отметил, что телегруппа выравнивает цены, когда к ней обращается провайдер-конкурент в регионах. В то же время есть случаи, когда региональные провайдеры как раз из-за конкурентов боятся поднимать стоимость ТВ-услуги еще больше.
Ассоциации провайдеров не согласны с Гречаниновым в вопросе, кто должен следить за демпингом. Ассоциации не будут следить за демпингом, уверяет глава АППК Наталья Клитная, поскольку юридически это «добровольные объединения, которые не могут вмешиваться в хоздеятельность провайдеров», а именно так это будет трактоваться демпингующими. Поэтому нужна третья сторона, которая будет этим заниматься. От предложения создать публичный «реестр демпингующих» провайдеры тоже отказались, сославшись на риски, связанные с антимонопольным законодательством. Последние беспокоят и SLM: если телегруппа отошлет 300 провайдерам письма о несбалансированной цене, то получит массовый иск в АМКУ. Попытки создать юридический консилиум телегрупп и провайдеров, чтобы продумать, как все это увязать с антимонопольным законодательством, не увенчались успехом. Сошлись на том, что обсуждать такие вопросы нужно в более узком кругу (имея в виду присутствие прессы). При этом ни один из участников дискуссии не предложил жаловаться на демпинг в АМКУ – видимо, наперед зная о нулевом результате. Хотя, нет: один участник – Галина Полхович из «Информационных технологий» – все же высказал готовность жаловаться.
Собственник провайдера «Информационные технологии» Юрий Лабунский указал на то, что минимальная стоимость ТВ-услуги должна составлять не 50, а 60 грн в месяц: «Для услуги телевидения в Киеве точка безубыточности – 60 грн за пакет в месяц. Не думаю, что у кого-то может быть точка безубыточности ниже. Если у кого-то тарифы ниже точки безубыточности – это демпинг. Реакция телегрупп должна быть однозначной – увеличить цену на телеканалы», - отметил он. Коллеги из «Ланет» считают, что подняться к этой планке можно в следующем году. Не в восторге Лабунской и от разного ценового минимума для регионов – по его мнению, он должен быть единым для всех.
Федиенко также поднял вопрос смешанных пакетов «интернет + телевидение»: зачастую ТВ-услуга все еще продается как бесплатное дополнение к интернету. Гречанинов уверяет, что телегруппа просит провайдеров отделять цену за телевидение в таких пакетах. Директор «Ланет» Марьян Ивасюк пообещал поднять стоимость смешанных пакетов в Киеве в сентябре.
Коротко о пиратстве. Федор Гречанинов готов поделиться списком онлайн-пиратов, но продумает, как это сделать, учитывая риски со стороны АМКУ. Ивасюк божится, что «Ланет», как только получит список, заблокирует доступ своих абонентов к пиратским ресурсам. А вот что делать с нелегальными кабельными провайдерами, участники дискуссии пока не знают. Например, у телегруппы «1+1 медиа» подписаны соглашения с 400 провайдерами, тогда как в реестре таких – более 700. Судиться с пиратами Плюсы готовы только в единичных случаях: «У нас есть 4 кейса, по некоторым сбор материалов начался еще в сентябре, по последнему – в марте. Два кейса – общие со SLM. Это уже немало. На сбор информации потрачено 150 тыс. грн. Как только будут конкретные производства, мы будем об этом говорить. Это будет сигналом для рынка. Мы принципиально не пойдем на подписание мировых и доведем суды до конца», - обещает директор направления платного телевидения «1+1 медиа» Ярослав Пахольчук.
Признаться, такой подход к делу мне нравится. Но удастся ли провайдерам и телегруппам победить демпинг, узнаем лишь со временем.
Источник: mediananny.com
blog comments powered by Disqus