В России продолжается работа над документом, который должен определить и зафиксировать основные направления стратегического развития телевизионного вещания страны на ближайшие десять лет. По информации замминистра связи и коммуникаций Алексея Волина, работа над документом вышла на финишную прямую, и вскоре его обнародуют для общественного обсуждения и экспертной оценки.
Алексей Волин, выступая в Крыму на ІІ общероссийской конференции, посвященной обсуждению вопросов и проблем кабельной и медиаиндустрии, сообщил о 16 ключевых позициях будущей стратегии развития телекоммуникационной отрасли России.
1Контент
Отправной точкой развития телевизионного вещания становится его информационное наполнение. Именно тот, кому удастся создать качественный и востребованный зрителем телепродукт, займет устойчивое положение на рынке телекоммуникации.
2Инвестиции в контент
Поскольку создание такого продукта очень затратное мероприятие, позволить его себе могут далеко не все. На российском телерынке найдется около шести крупных телевизионных каналов, способных делать миллиардные вложения в производство качественного контента. Именно они будут задавать тон и определять приоритеты и стандарты развития. По сути, эти каналы и представляют собой российское национальное телевизионное вещание.
3Конкуренция
Телевизионного информационного продукта, как профессионального, так и любительского, будет становиться все больше, что приведет к росту рыночной конкуренции и количества узконаправленных, нишевых телевизионных каналов.
4Многоэкранность
Мы уходим от одного доминирующего способа передачи вещательного сигнала. Он будет доступен в эфире, приниматься через кабель и спутник, транслироваться на мобильных устройствах и IPТV.
В связи с многоформатностью и разнообразием современного телевизионного вещания государство по-иному видит свои задачи по развитию телекоммуникационной отрасли. В недавнем прошлом все усилия государственной политики в этой области были сконцентрированы на обеспечении доставки каждому зрителю цифрового телеэфирного сигнала и построении соответствующей инфраструктуры. Сегодня этот вопрос практически решен.
В будущем свою новую задачу государство видит в том, чтобы предоставить возможность зрителю смотреть телевидение таким способом и на таком оборудовании, которое ему нравится.
5Технический прогресс
Сегодня технический прогресс постоянно удивляет потребителя различными новинками, заставляя его вместе с создателями новых устройств думать над областью их применения. Очень часто именно новые изобретения подталкивают пользователей обновлять быстро технически устаревающие телевизоры, декодеры и антенны.
6Обратная связь со зрителем
Все более популярными становятся услуги многоэкранности и интерактивности, что акцентирует внимание на необходимости обеспечивать в телевизионном вещании обратную связь со зрителем.
7Библиотеки контента
В сегодняшних условиях телевизионные каналы – это не только передатчики информационного контента, но зачастую и его создатели. Они превращаются в крупных производителей телевизионной продукции, становятся полноправными участниками телекоммуникационного рынка. Собственные библиотеки телевизионного контента создают и серьезные операторы. Вместе с телеканалами они часто образуют многопрофильные холдинги и компании.
8Телеизмерения
Исследования, которые сегодня проводятся в медиаотрасли, уже не в состоянии отразить реальное состояние дел. Этот вопрос требует основательного пересмотра с целью учета тех изменений, которые уже произошли и происходят в телекоммуникационной сфере. Учитывая широкое распространение многоэкранности, измерение количества домохозяйств уже представляется не корректным, поскольку в домохозяйстве может быть представлен разный способ телевизионного просмотра.
9Сетевое партнерство
Одна из главных проблем, которую вскоре необходимо будет решать государству, – как быть с частотами. Ранее лицензию на частотный ресурс получали сетевые партнеры, представленные федеральным и региональным каналом. Сегодня это партнерство постепенно уходит в прошлое. С юридической точки зрения в таком случае эфирная частота возвращается государству, и на нее снова объявляется конкурс, однако с этической точки зрения это не совсем справедливо.
С другой стороны, местным каналам необходимо активнее наращивать производство собственного контента, больше покупать в библиотеках, использовать систему телевизионной синдикации.
10Отключение аналога
Исчезновение аналогового телевидения должно произойти естественным путем с утратой спроса на него. Этому будет способствовать отмена государственного финансирования аналогового вещания общероссийских обязательных каналов в населенных пунктах, где проживает меньше 100 000 человек. Ожидается, что это произойдет с 2019 года. Люди вынуждены будут получать сигнал через мультиплексы, и сравнение цифрового и аналогового сигнала будет, очевидно, не в пользу последнего. Наличие разнообразных способов телевизионного вещания в течение двух лет приведет к полному исчезновению аналогового телевидения.
11Оптика
Одна из ближайших задач государственной политики в сфере телекоммуникации – создание разветвленной инфраструктуры волоконно-оптических сетей, обеспечивающих широкополосный доступ в интернет в городах, где проживает больше 250 000 человек. Это открывает широкие возможности для неэфирного вещания.
12Кадры
Сегодня очень остро стоит вопрос подготовки кадров для телекоммуникационной отрасли. И в этой ситуации сама отрасль, телевизионные каналы должны принимать активное участие в подготовке тех кадров, которые им необходимы.
13Импортозамещение
В ближайшие годы отрасль все больше будет переходить на отечественную продукцию. Причем это касается как материалов и оборудования, так и информационного наполнения. Увеличению производства российского контента поможет и законодательство, которое обязывает неэфирные каналы наполнять вещательную сетку отечественным продуктом на 75%, если они хотят зарабатывать на рекламе.
14Устойчивость системы передачи
Больших вложений в телеканалы требует обеспечение бесперебойности и устойчивости системы подачи телевизионного сигнала, что является гарантией предоставления качественной услуги.
15Платные сервисы
Постепенно те телевизионные операторы и каналы, которые обеспечивают качественную телевизионную услугу, придут к необходимости уменьшить предоставление бесплатных сервисов. Соответственно количество платных услуг будет возрастать, потому что бесплатное не может быть качественным.
16Реклама
Возросшая доля платных услуг, предоставляемых телевидением, не сможет соперничать с доходом, который приносит телеканалам реклама. Однако и реклама не будет стоять на месте. Поиск целевой аудитории для рекламы, который уже доступен в интернете, распространиться и на телевизионную рекламу, сделав таргетирование непременным условием телевизионной рекламной деятельности.