Тимур Вайнштейн: «Украинский рынок покупает практически все, что выпускается в мире»
"Происходит какая-то оптовая скупка форматов... Но в результате — они погибают. Их покупают не для того, чтобы осуществить, а — чтобы он не достался конкуренту", — говорит генеральный продюсер компании "WeiT Media" Тимур Вайнштейн об украинских особенностях.
В интервью "МедиаБизнесу" он сравнил российскую и украинскую аудиторию, цену производства телепродукта в Украине и России, рассказал о спросе на форматы, роли конфликта в телешоу, продвижении на евпропейские рынки и конкуренции.
- Вот-вот в эфире появится шоу "Як дві краплі", которое вы адаптируете для канала "Украины". Ранее аналогичный формат был на Новом канале, но вы не принимали участия в производстве. Почему?
- Weit Media владеет эксклюзивным правом на все проекты компании Endemol на территории СНГ. Мы можем как сами производить, так и предоставлять эту возможность. Когда Новый канал в прошлом году покупал формат, у нас попросту не было времени и ресурсов, так как в это же время мы занимались производством нескольких других больших проектов. Сейчас у нас эта есть и возможность, и удачный опыт российской версии проекта под названием "Один в один", которую делала наша команда и который мы обязательно используем для канала "Украина". Поэтому мы можем гарантировать, что это будет продукт высокого уровня. Я надеюсь, что в Украине шоу будет также популярно как в России, Испании, Италии, Вьетнаме, Таиланде и многих других странах. В нем заложен необходимый для этого "код успеха".
- Какова цена проекта? Новый канал делал его своими силами. Это дешевле?
- Разговоры о том, что присутствие большого производителя удорожает проект — ерунда. Стоимость проекта "Як дві краплі" — в рамках средней цены украинского рынка. Во всяком случае, не дороже, а то и дешевле некоторых шоу, которые выходят на украинском ТВ.
А когда говорят о производстве проекта силами канала, то есть одна хитрость, ведь люди, задействованные в нем, работают в штате канала, а значит затраты на них якобы не входят в бюджет проекта.
- Какое различие между аудиторией российской и украинской, на ваш взгляд, и какие особенности при адаптации вы учитываете?
- Украинский зритель добрее, прощает больше, любит атмосферные истории. В России телевидение сегодня, конечно же, пожестче. Но последние тенденции и в том числе успех "Один в один", показывают, что российский зритель уже подустал от "глухарей".
- Но украинское телевидение сейчас, на мой взгляд, тоже становиться жестче. В любом проекте у нас модно создавать конфликты — оправданные и неоправданные… Много социальных проектов, выяснений отношений.
- Да, я посмотрел одно талант-шоу: там жюри как бы ругается между собой. Рэпер Серега выясняет отношения со странным человеком Соседовым… Конфликты для драматургии, конечно же, важны, но это, если под конфликтом подразумевать не драку и матерные слова, а нечто более сложное. Посмотрев это я понял, почему при подготовке нашей съемки звукорежиссеры планировали сделать "уши" (передатчик в ухе) не только ведущим, но и всем членам жюри. Оказывается, в Украине практикуется постоянный редакторский контроль жюри, видимо в том числе и для создания этих самых конфликтов.
Но "Як дві краплі" будет позитивным шоу. Не будет "уха" ни у одного члена жюри, специальной "конфликтной" режиссуры, подсказывающей, что и как делать. Все происходящее будет честно и искренне исходить от членов жюри, — искусственного нагнетания не будет.
- А что касается бюджета данного проекта в других странах и у нас — можно ли сравнить?
- Это бессмысленное занятие. Во всех страх все по-разному. Вот "Форбс" написал, что в России проект "Один в один" стоил 1 млн долларов за эпизод. Они ошибаются.
- В сторону плюс или минус?
- В меньшую. Но вы же МедиаБизнес и прекрасно понимаете, что такое 3 часа в эфире, в прайм выходного дня, да еще и с выдающимися рейтингами. Каждый час эфира стоит огромных денег. Если сегодня за праймовые сериалы платят в среднем $300 тыс за час, то за три часа такого шоу можно потратить и миллион. Круговорот рекламного рынка, рекламных денег возвращает в России вложения больших каналов. Так что в принципе, это правильный подход к вычислению. Но в нашем случае цифра не совсем соответствоваует реальности.
- Вы производите разнообразные телепродукты. Какие тенденции спроса сегодня существуют, что вы учитываете при разработке новых идей?
- Большой спрос на развлекательные шоу сейчас во всем мире. Конечно, хорошие сериалы в любом жанре — тоже востребованы, для всех аудиторий. Так что ничего особо нового в плане форматов не происходит. Мне кажется, что будет уменьшаться число реалити, которые заполонили украинские телеканалы. Это закономерно: зритель "переедает", ему нужно что-то новое. Но в любом случае — все сейчас ориентировано на энтертеймент.
- А что касается стоимости производства в России и Украине…
- В Украине дешевле производить раза в 2.
- По-прежнему? Звучали мнения, что в Украине производство подорожало
- Но и в России оно подорожало. Так что соотношение остается примерно одинаковым. Это простой бизнес: качественный продукт и в России, и в Украине требует больших денег. Ну а дальше все зависит от цен, которые каждый из рынков может осилить...
- Украинский рынок готов покупать дорогой продукт?
- Важно различать покупку готового продукт, например, сериала "Пепел", и стоимость его производства. Это несравнимые цифры. Потратить каналу деньги на такое производство в Украине невозможно. Вторичную покупку совершить — вполне реально. Любое вложение средств требует возврата. Главный вопрос сегодня даже для украинских производителей сериалов — продадим ли на Россию? Иначе очень трудно. Пока украинский рынок не позволяет сам себя окупить и есть такой открытый, сильный соседний рынок России, с лучшими возможностями продажи, языком тем же, — это приходится учитывать.
- Рынки Европы — это реальная перспектива для производителей СНГ?
- Мы производим достаточно много продукта и некоторые форматы разрабатываем специально для продаж, в том числе и для стран Восточной Европы. С финансовой точки зрения их рынок похож на рынок СНГ. Они также настроены на недорогие в производстве проекты. Например, востребованы докудрамы. Мы продали в несколько стран наш формат "Настоящая жизнь". Местные адаптации уже идут в Литве и Сербии, снимаются пилоты в Чехии и Хорватии.
- Сериал "Анна Герман" продан в Польшу, этим у нас очень гордятся.
- Это большой успех, но это все же продажа готового продукта. А формат разработать — совсем другое дело, это другой бизнес. Благодаря Нашему партнеру — компании Endemol, который является ведущим мировым телепроизводителем, мы можем выходить на другие страны через их каталоги. Даже специально разрабатываем форматы сериалов, изначально закладывая международный потенциал. Разумеется, консультируясь все с теми же специалистами Endemol. Это все — очень нелегкий процесс, он занимает время… Идею нужно не просто разработать, но и проверить ее на оригинальность, отработать, снять. Много нюансов существует. Но мы работаем над этим, и я думаю еще года три — и "европейское направление" станет для нас вполне доступным.
- А как происходит выход на зарубежных партнеров: вы предлагаете им идею, делаете пилот... Или они заказывают: "сделайте нам то-то и то-то"
- Мы презентуем наш формат, чтобы заинтересовать их в создании его адаптации в этих странах. Сегодня телевизионный мир — без границ, нужно только иметь возможность донести информацию. Для этого нужен и Kiev Media Week, и другие форумы. Сейчас, например, нами разработано одно большое шоу, но сначала мы его покажем в России. Ведь покупатели все выжидают, когда выйдет проект, чтобы его увидеть, проанализировать, убедиться в успехе и т.п. Кстати, украинский рынок, например, покупает практически все, что возможно, практически все, что выпускается в мире. Происходит какая-то оптовая скупка.
- Все конкурируют друг с другом
- Конкуренция — это хорошо. Но в результате — погибают форматы. Они оказываются не нужны. Их покупают не для того, чтобы осуществить, а — чтобы он не достался конкуренту. Это странная история.
- А в России не бывает таких случаев?
- Везде бывает. Но в таких количествах, как в Украине — нет.
- Что вы скажете о тенденции дорогих костюмированных сериалов. В Украине чрезвычайно успешно идет "Роксолана". Насколько оправданно снимать такие дорогие проекты самим по сравнению с их покупкой? И в чем, на ваш взгляд, секрет успеха турецких сериалов? Ведь они стали сенсацией для нашего рынка.
- В данном ключе можно говорить только о конкретной "Роксолане". На этом сегодня список очень удачных костюмированных сериалов на рынке заканчивается. Но "Роксолана", кроме того, что она костюмированная, еще цепляет идеей и яркими характерами. Все же для зрителя п ервично содержание и интерес к истории. Но если я имею право рассуждать по поводу программных решений для той же "Роксоланы", я бы сказал что, в прайм-тайм такой сериал ставить нельзя. Свой прайм нужно уважать. Это предпраймовый продукт! Такой проект неизбежно отталкивает более платежеспособную, более качественную праймовую аудиторию. Так что этот эксперимент может иметь не самые позитивные последствия в будущем.
- Но трудно отказаться от сериала, которые демонстрирует столь высокие показатели...
- Я прекрасно понимаю. Откажись, поставь что-то другое сейчас — и оно вдруг не пойдет. Никто не хочет рисковать. Но с другой стороны приучать зрители к такому — очень опасно. Закончится сериал — и что будет дальше? Вряд ли в ближайшее время появится такой же успешный турецкий сериал. А праймовый зритель уже на другом канале. Но это сугубо мое мнение.
- Возможно, успех сериала все таки можно подгадать. Жанром например.
- Снимая сериальный продукт, сложно предположить, что тебя ждет. Зависит от многих факторов. До того момента, как проект вышел в эфир сами создатели вряд ли знают, какие рейтинги он обеспечит. Если кто-то вам скажет, что он может гарантировать успех продукта на ТВ, зовите меня, и я поссорюсь с ним на всю жизнь (улыбается).
Понятно, что сегодня есть разные тенденции. Например, высокорейтинговые американские сериалы и в России, и в Украине — совершенно непопулярны у массового зрителя. В тоже время у нас очень любят отечественные мелодраматические истории. Но и это — не догма. Кто-то успешно показывает ситкомы, остросюжетные сериалы, те же турецкие проекты… Так что жанры для производящей компании — это, по большом счету, не самое непринципиальное. Как я говорю: жанры разные важны, жанры всякие нужны. Потому и наша компания жанрово себя не ограничивает, производя все — от больших развлекательных шоу до сериалов, от художественного до документального кино. Главное, чтобы зрителю было интересно.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus