Триколор ТВ: Трудно быть Джобсом
Внедрение новых стандартов телевещания всегда сопровождается сменой маркетинговой парадигмы. Так было в начале 2000-х годов, когда с появлением жидкокристаллических панелей начал утверждаться и стандарт HDTV. Но бывает и так, что рынок не готов к новым стандартам. Например, появление самой идеи телевещания в начале 30-х годов прошлого века не привело к массовому распространению телевидения – долгое время оно оставалось уделом любителей-одиночек (в мире бушевал экономический кризис, и массовое производство телевизоров началось только после войны).
Приблизительно ту же ситуацию мы наблюдаем сейчас с новым стандартом телевидения сверхвысокой четкости, который носит название 4K или UHDTV. Если почитать любительские форумы или Википедию, у вас сложится впечатление, будто 4K – это формат, который не сегодня-завтра охватит весь мир. Это обманчивое впечатление особенно усиливается после ознакомления со стандартами Международного Союза электросвязи, в августе 2012 года утвердившего 4K как рекомендацию BT.2020. Кроме того, в конце января МСЭ утвердил новый кодек сжатия видео ITU-T H.265 (HEVC), предназначенный именно для 4K. В апреле 2013 года планируется утверждение H.265 в качестве международного стандарта. Новый формат предполагает минимальное разрешение 3840x2160 пикселей, то есть 2160p. На бумаге все выглядит идеально.
Однако когда мы идем в магазин электроники и спрашиваем, есть ли в продаже телевизор, поддерживающий UHDTV, мы получаем отрицательный ответ. Редкие модели, появляющиеся на рынке, являются, скорее, опытными образцами и стоят несоразмерно дорого. Например, телевизор LG 84LM960V, поддерживающий формат 4K, стоит в России около 800 тысяч рублей. Понятно, что подобная цена тормозит саму идею телевидения сверхвысокой четкости. Небольшое количество покупателей такого телевизора никогда не выведет на окупаемость хотя бы один UHD-телеканал.
И вот, в подтверждение этого тезиса, срочное сообщение из-за океана. 15 марта 2013 года компания Apple в очередной раз разочаровала миллионы своих поклонников, отложив на год старт брендированного телевизора iTV. Главная причина сдвига сроков все та же – сверхвысокая цена на экраны ультравысокого разрешения (3840x2160) у главных поставщиков дисплеев Apple – Sharp и LG.
Отсутствуют не только доступные по цене экраны. Нет доступных UHD-камер. На CES-2013 свою разработку показал Panasonic, но, к сожалению, только прототип. По сути дела, нет всей линейки оборудования, задействованной на этапах подготовки ТВ-передачи, от съемки до монтажа и выдачи в эфир в формате 4К. Никто не торопится – рынок не готов. Но значат ли подобные трудности, что мы должны похоронить саму идею UHDTV?
Должны ли мы безропотно опустить руки? Вряд ли Стив Джобс, будь он жив, остановился бы, поблагодарил своих сотрудников и закрыл проект iTV. Необходимо искать новые пути для удешевления продукта и совершенствования инфраструктуры. Тестовые запуски 4K во время летних Олимпийских игр-2012 в Великобритании показали высокую востребованность этого направления.
Чем скорее мировые производители телевизоров добьются приемлемой цены на сверхчеткие дисплеи с диагональю от 50 дюймов, чем быстрее появится оборудование для съемки и передачи сигнала, тем быстрее мы сможем создать нечто по-настоящему выдающееся, нечто, чем мы сможем гордиться перед нашими детьми и внуками. Трудно быть Джобсом. Но не быть им – попросту неинтересно.
Игорь Коцарев
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus