Цифровой «долгострой». Телегруппы хотят отключения аналогового ТВ уже в июне 2017-го
Крупные отечественные телегруппы – StarLightMedia, «1+1 медиа», Inter Media Group и «Медиа Группа Украина» – в начале 2017-го года начнут массовую кампанию по отключению эфирного «аналога» и перехода на цифровое эфирное телевидение стандарта DVB-T2. Такую информацию UADigital.TV получил из собственных источников на рынке, что подтвердили и в объединении телегрупп – «Индустриальном телевизионном комитете» (ИТК).
Телевизионщикам тяжело нести двойную нагрузку по оплате сигнала за «аналог» и «цифру». В планах чиновников отключение «аналога» не раньше конца следующего года, поскольку не утрясены вопросы с покрытием сигналом, цифровыми телеканалами сети Т2, а также собственностью и статусом провайдера услуги – компании «Зеонбуд».
UADigital.TV решил узнать, как отобразится на рынке возможное отключение эфирного аналогово телевидения, какие при этом могут быть последствия и риски для отрасли, а также для телезрителей и государства.
Двойная нагрузка
Цифровая сеть Т2 построена «Зеонбудом» еще осенью 2011-го. Согласно международному соглашению «Женева-2006», Украина должна была осуществить переход на Т2 в июне 2015-го, но срок был перенесен на 2,5 года – до 31 декабря 2017-го.
Ответственный за переход – госрегулятор телеком рынка – Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, а также Госпецсвязь, Концерн РРТ и другие ведомства. В ИТК уверяют, что не дадут снова отложить Т2 в «долгий ящик»:
«Мы будем поднимать тему отключения «аналога» уже в январе. Переход на Т2 нужно провести в июне 2017-го. И начать в начале года с Киева, где не должно быть особых проблем при отключении «аналога». Тянуть некуда – через два года (в августе 2018-го – Ред.) заканчиваются цифровые лицензии телеканалов. У телегрупп уже 5 лет идет двойная нагрузка по оплате за «аналог» и «цифру» – это очень накладно. Да и переходной период не может длится 5 лет», – говорит Игорь Коваль, исполнительный директор ИТК.
Сдвинуть сроки во второй раз регулятор не сможет, поскольку частоты «аналога» должны отойти под 4G. Единственное, что уже сейчас очевидно – Донбасс, из-за военных действий, пока не будет отключен от «аналога».
По подсчетам StarLightMedia, украинские телеканалы при годовом рынке телерекламы в 3,6 млрд. гривен тратят четверть на обеспечение сигнала вещания – почти 1 млрд. гривен: за «аналог» – 400 млн. грн. в год, за «цифру» – 300 млн. грн. и еще 250 млн. грн. – за спутниковое вещание. Не последний аргумент в пользу отключения «аналога» – это постоянный рост тарифов провайдера эфирного аналогового ТВ – Концерна РРТ.
«Мы возмущены, что одновременно платим за два вида доставки в эфире – «аналог» и «цифру». И мы очень ждем, что следующим летом состоится полный переход на цифровое эфирное вещание, – говорит финансовый директор «1+1 медиа» Ярослав Пахольчук. – Учитывая социальный уровень и достаток, каждый может выбрать подходящую услугу – ОТТ, «спутник», «кабель» или социальное бесплатное эфирное вещание».
Т2 существует уже 5 лет, но телезрители пока не спешат воспользоваться его преимуществами.
По данным ИТК (исследование КМИС, проведенное в начале 2016-го – Ред.), сегодня «цифрой Т2» пользуется 1,65 млн. домохозяйств по стране (без Крыма), что составляет 11% всех телезрителей. Последние два года рост практически остановился.
При этом заметен некий перекос абонентов Т2 в сторону провинции (населенных пунктов с населением меньше 50 тысяч) – 13% против 9% в городах с населением свыше 50 тысяч. Зрителей эфирного «аналога» – 6 млн семей (40%) против 5 млн (36%) кабельного ТВ и 4,5 млн (29%) – спутникового ТВ. В 2017-м именно зрителям «аналога» придется сделать выбор: либо приобрести телетюнер Т2, где доступно 32 телеканала, либо же стать абонентом спутникового ТВ, где кроме 100 украинских телеканалов доступны также российские вещатели.
При переходе на кабельное ТВ или ОТТ (IPTV) нужно готовиться к абонплате – в среднем 40 гривен в месяц.
Проблемы перехода на Т2
Со времени отсрочки перехода на Т2 прошло больше года, но ни одна из причин перенесения срока отключения «аналога» так и не разрешилась. Как основной аргумент Нацсовет называл защиту информационной безопасности страны: «рубильник» всех общенациональных телеканалов не может находиться в руках компании с неизвестными собственниками.
Принятый в октябре 2015-го закон о прозрачности медиа собственности не позволил изменить ситуацию. В апреле этого года провайдер раскрыл собственников – им якобы официально владеют три киприота Деметрис Феллас, Ренос Мичалаки Янгоу, Дякоу Грегорис и британец Томас Адриан Дэвид Майлз. При этом экс-нардеп Николай Томенко не раз связывал компанию с Ринатом Ахметовым, Дмитрием Фирташем и Александром Януковичем. Однако наказать за недостоверность поданных «Зеонбудом» собственников или отобрать лицензию закон не позволяет.
Также не разрешен вопрос законности лицензирования «Зеонбуда» – получил в 2010-м при странном стечении обстоятельств и был единственным претендентом. Тот же вопрос к цифровым лицензиатам – это 28 общенациональных телеканалов, из которых около 10 ведут так называемое тестовое вещание, а также 60 региональных вещателей, половина из которых чудным образом получили лицензии, в отличие от многолетних региональных вещателей.
Осенью прошлого года лицензированием занялась Генпрокуратура, но за год о результатах не уведомлялось. Также государству не удалось разрешить вопрос с покрытием сети Т2 – по данным компании оно составляет 95% населения страны, но регулятор уверял, опираясь на научные доводы Дмитрия Маковеенко из Одесской академии связи, что покрыто не больше 60–70% территории Украины. Методика, которая позволяет просчитать покрытие была утверждена только в феврале этого года, но государство так и не пришло к консенсусу о том, кто должен заняться исследованием покрытия, и сколько денег это стоит в масштабах всей страны.
Еще один болезненный вопрос – обеспечение малоимущих телетюнерами Т2, на что должны быть выделены деньги из госбюджета. Ранее в 2012-м году на их закупку ушло 450 млн. гривен из госбюджета, а весь процесс сопровождался коррупционными скандалами.
Едва ли не единственный успех – это снятие «кодировки» с сигнала 28 национальных телеканалов. Вопреки нормам законодательства, которыми предусмотрен открытый сигнал Т2, компания его кодировала. После долгого диалога с Нацсоветом в январе 2015-го «Зеонбуд» полностью снял ограничения.
Благодаря этому, рынок цифровых тюнеров Т2 освободился от дуополии двух компаний – Strong и «Ромсат». Эти компании оказались единственными продавцами тюнеров с системой условного доступа (способны принимать сигнал Т2) по цене $60 при обещанных $35. Сегодня тюнеры Т2 могут предоставить ряд других компаний с более лояльной ценовой политикой, но из-за скачков доллара понизить цену в гривне не удалось.
Снятие кодировки также сыграло на руку пользователям современных телевизоров – им не понадобятся дополнительные устройства – сигнал Т2 они могут принимать все без исключения. Хотя ранее приходилось покупать специальные САМ-модули стоимостью 250–300 гривен. С другой стороны, снятие кодировки затруднит развитие наземной цифры по модели бесплатные плюс платные пакеты.
Монополизм и тарифная политика
Еще год назад у телегрупп был ряд претензий к «Зеонбуду», в частности к необоснованным тарифам. И даже всерьез поднимался вопрос замены провайдера на консорциум телегрупп и Концерн РРТ. Первый вариант отпал из-за дороговизны, а второй – «мусолится» и по сегодня.
Концерт РТТ подсчитал, что ему для постройки хотя бы одного мультиплекса (от 8 до 12 телеканалов) нужен 1 млрд. гривен (у «Зеонбуда» 4 мультиплекса). Такую сумму государство выделить не может, а потому предприятие хочет оформить кредит ЕБРР под госгарантии. Этот вопрос продолжает подниматься на заседаниях Межведомственной координационной группы по внедрению «цифры Т2», куда входят все регулирующие этот вопрос госорганы, но пока безрезультатно.
Также не без давления телегрупп осенью 2015-го через нардепа Егора Соболева из «Самопомочи» был зарегистрирован законопроект о национализации предприятия, но за год он даже не прошел комитетские слушания. Национализация в законопроекте предусматривала полное возмещение ущерба. Сам монополист оценивал только строительство сети в $134 млн. Покрытие Т2 устраивает телегруппы – телереклама продается в городах с населением свыше 50 тысяч, где не должно быть проблем с Т2.
Сегодня телегруппы изменили свое отношение к провайдеру:
«Нам все равно, будь это «Зеонбуд» или Концерн РРТ – государственная или частная компания. Во многих европейских странах услуги по распространению эфирного сигнала оказывают частные компании, и там все равно есть бесплатный эфир. Нам такая услуга нужна, сами мы ее предоставить себе не можем, это очень дорого», – объясняет Федор Гречанинов, директор по стратегическому развитию StarLightMedia.
Позиция телегрупп по отношению к «Зеонбуду» стала лояльной после смены ценовой политики осенью 2015-го. Эффективным оказался бойкот по оплате со стороны StarLightMedia и «1+1 медиа», а также «5-го канала» и региональных вещателей (от имени «Независимой ассоциации вещателей»), начатый осенью 2014-го. Уже в марте 2015-го в компании появилось 17 млн. гривен долга перед Концерном РРТ (главный партнер, получает 80 млн. гривен в год).
В результате, осенью компания была вынуждена пойти на уступки. К новому тарифу, который вдвое меньше изначального, провайдер даже предоставил дополнительную скидку 50% до отключения «аналога».
Сегодня стоимость услуг составляет 1,4 млн. гривен в месяц, а со скидкой – 720 тысяч гривен. Но, несмотря на это, должников не стало меньше. В апреле «Зеонбуд» даже пошел на радикальные методы и отключил за долг в 20 млн. гривен телеканал «Винтаж» (не входит в телегруппы).
Хотя был ряд вещателей, к которым компания проявляла лояльность. Телеканалу НТН (группа «Интер») «Зеонбуд» зимой согласился списать половину долгов – с 122 млн. грн до 65 млн., а телеканалу «Тонис» реструктуризировал 45 млн. гривен долга до конца 2017-го.
Из-за такой тарифной политики «Зеонбуд» попал «под прицел» Антимонопольного комитета (АМКУ) только в декабре 2014-го. С подачи Нацсовета Комитет назвал провайдера монополистом цифрового эфирного телевидения, а через год – в декабре 2015-го даже оштрафовал на 44,5 млн. гривен.
Статус монополиста позволяет государству влиять на тарифную политику компании, а АМКУ – налагать штрафы. Тогда и начались судебные баталии. Весной 2015-го «Зеонбуд» сумел выиграть суд по монополии, но уже летом проиграл апелляцию.
Впрочем, в апреле этого года на кассации провайдер добился отмены двух решений судов, и сейчас спор будет рассматриваться по новому кругу. Штраф компании также удалось отменить – АМКУ в мае проиграл первый суд, а совсем недавно – в июле – «Зеонбуд» выиграл апелляцию.
Риски перехода на Т2
После отключения эфирного аналогового телевидения проблемы Т2 никуда не денутся, уверяет медиа эксперт Александр Глущенко. «Вынырнет» вопрос качества покрытия цифровой сети Т2, а в зоне риска – существование региональных аналоговых вещателей: без цифровых лицензий они могут исчезнуть вместе с Концерном РРТ, для которого аналоговые каналы – основной источник доходов на ряду с мизерными доходами от обеспечения сигналом радиостанций, предоставления услуг «Зеонбуду» и т.п. Возникнут также проблемы с приграничными с Россией (перенесла отключения «аналога» на 2018-й – Ред) территориями Харьковский, Сумской и Черниговской областей.
«Но главное – «рубильник» всего общенационального телевидения будет находиться в руках группировки людей, скрытых за офшорами. Это и есть прямой риск информационной безопасности всей страны», – подытожил Александр Глущенко.
Источник: uadigital.tv
blog comments powered by Disqus