Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Украинская индустрия гладиаторских телебоев

30 декабря 2013

Внутриотраслевые расклады украинского телевещания вполне соответствуют специфике украинского государства: принципиальным фактом его внутреннего устройства является развитый институт олигархов, под которыми принято понимать бизнесменов, способных конвертировать свой экономический вес в политическое влияние. В случае украинских медиагрупп задача политического влияния изначально рассматривается как важнейшая, а деловая сторона вторична.



КАК БЫ ЭКОНОМИКА


К 2012 году ТВ­-рынок, измеряемый по связанным между собой показателям охвата (рейтингам) и доходам от продажи коммерческой рекламы, оказался разделен между четырьмя игроками: медиагруппой «Интер», принадлежащей Дмитрию Фирташу, Украинской медиагруппой Рината Ахметова, медиахолдингом Виктора Пинчука, включающим «Новый канал», СТБ, ICTV, М1 и М2, и «1 + 1 медиа» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. На сегодняшний день представители индустрии озвучивают совокупный дефицит этих основных медиагрупп в пределах $400–450 млн. ежегодно. Это разница между доходами от рекламы и расходами на закупку и производство контента без учета других операционных расходов. «Рынок прямой ТВ­рекламы не растет и не превышает $450 млн.», — заявил Валерий Вареница, коммерческий директор группы «1 + 1». — В Украине ТВ — не бизнес, инвестиции покрывают только половину стоимости контента, а есть еще стоимость распространения, персонала, исследований...». Резко изменить эту ситуация не представляется возможным. Даже самые оптимистические прогнозы не обещают рост рынка более чем на 15% в год.

Этот принципиальный факт имеет множество следствий. Поскольку во главу угла поставлено электоральное влияние, в Украине продолжает доминировать унаследованная от СССР модель бесплатного телевидения, ориентированная на максимальный охват населения. Готовность же акционеров дотировать бизнес провоцирует менеджмент каналов на непрерывное раскручивание затратной части. Несмотря на распространенное мнение о дешевизне, низкопробности и убожестве отечественного эфира, по факту ведущие телеканалы предлагают аудитории несоразмерно дорогой контент. Гладиаторские бои, которыми развлекали жителей Римской республики ее наиболее авторитетные и уважаемые граждане, тоже были зрелищем воистину низкопробным и отвратительным. При этом бюджеты на проведение многодневных игрищ с участием тысяч гладиаторов и сотен зверей, морскими боями в специально построенных грандиозных декорациях тянули на миллионы золотых сестерциев. А полит­экономическая роль гладиаторских боев вполне сопоставима с задачами современного телевидения: «продавать» того или иного патриция избирателям, отвлекать от плохих новостей из провинций и занимать свободное время плебса.



КАК БЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Нездоровая рыночная среда усугубляется такой же непрозрачной политикой государства. Актуальная архитектура системы госполитики в сфере телерадиовещания была создана в 2008–2009 годах одной из групп влияния. Ее фронтменом выступал Валерий Хорошковский, на то время глава СБУ, владелец медиагруппы «Интер» и олигарх. Судя по всему, творцы существующей системы хотели, во‑первых, закрыть доступ на рынок для всех, кто не входит в узкий круг «серьезных людей». Во‑вторых, уже внутри этого тесного круга были созданы механизмы для перераспределения финансовых потоков в пользу людей не просто «серьезных», но еще и «правильных». К донорам можно отнести акционеров группы «Приват» и Виктора Пинчука. Выгодополучателями оказались Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ вместе с главой АП Сергеем Левочкиным.

Основными инструментами ручного управления рынком стала программа перехода эфирного вещания на цифровые технологии и ее провайдер, компания «Зеонбуд». Никому не известная офшорка с вечера на утро получила на откуп один из ключевых аспектов рынка — распространение эфирного ТВ­сигнала. Этот способ доставки сигнала охватывает свыше половины населения страны и традиционно рассматривается как ключевой с точки зрения и бизнеса, и политического влияния. В процессе перехода на цифровое телевещание (ЦТВ) созданы пять цифровых мультиплексов. Один из них до сих пор не используется, а в четырех транслируются 28 де­-факто общенациональных телеканалов. В качестве управляемой вручную калитки к общенациональному статусу используется механизм так называемой универсальной программной услуги. Кабельные операторы, которые охватывают еще примерно 30% аудитории, обязаны бесплатно транслировать любой канал, получивший место в цифровом мультиплексе.

Бесконтрольность «Зеонбуда» позволяет его фактическим владельцам реализовать второй аспект государственной политики — перераспределение средств рынка в пользу близких к власти структур. Вопреки здравому смыслу и опыту других стран переход на цифру привел не к снижению, а к увеличению расходов медиагрупп. По оценкам Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАТ), тарифы на распространение сигнала в сетях ЦТВ должны быть в шесть–восемь раз меньше, нежели для аналогового сигнала. Вместо этого им приходится платить примерно столько же «Зеонбуду» и по‑прежнему оплачивать услуги государственного Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ) по распространению аналогового сигнала. Иными словами, платить в два раза больше. По мнению экспертов, при этом «Зеонбуд» имеет возможность в любой момент навязать расширение своей сети с целью «улучшения покрытия» и увеличить тарифы еще в три–пять раз.



ПРЫЖКИ В ШИРИНУ


Последние два года приносят менеджменту медиагрупп все более неприятные новости. Во‑первых, пока что компания не смогла обеспечить полный переход на цифровое ТВ. Если в этом вопросе не будет существенных изменений, и в 2015­м произойдет намеченное отключение аналогового вещания, это приведет к потере телеканалами части существующей аудитории эфирного ТВ. Единственный способ избежать этой ситуации — расширять существующую сеть. Строить за свои «Зеонбуд» не станет, что означает для медиагрупп увеличение операционных расходов на значительную сумму вплоть до $300–400 млн. в течение полутора, двух лет.

Во‑вторых, на рынок вышла и начала агрессивно бороться за рейтинги и деньги пятая медиагруппа. С учетом существования эффективных механизмов нерыночной конкуренции это создает предпосылки для очередного передела. В‑третьих, неожиданно для всех проявил себя российский фактор. Располагая поддержкой амбициозных игроков масштаба «Газпрома», российские компании активно пытаются закрепиться либо расширить присутствие на украинском медиарынке. Инструментом экспансии выступает спутниковое вещание как практически недоступное для административного контроля. В прошлом году изрядного шума наделал дискаунтер «Лыбидь ТВ». В октябре этого года рынок потряс его старожил «НТВ­ Плюс Украина», предложивший цену в 29 грн за базовый пакет.

Новые политические реалии вынуждают задуматься о пересмотре существующей модели управления рынком. Осознав бесперспективность традиционных подходов, индустрия ищет альтернативные пути. С одной стороны, обсуждаются варианты постепенного перехода на модель платного телевидения, что означает появление у медиагрупп дополнительных доходов. С другой стороны, возникла идея проведения аудита цифровой сети «Зеонбуд», результаты которого нужны для содержательных разговоров между его акционерами и владельцами медиагрупп. Борьба с пиратством, переход на вещание в формате высокой четкости — индустрия готова рассмотреть любую новацию, если это может обеспечить дополнительный доход.

РОМАН ХИМИЧ
Газета Комментарии

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

631

blog comments powered by Disqus

Телевидение


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

17 декабря 2025 38,2'e-Paksat MMI
07 декабря 2025 16APSK на ресиверах с Е2