Украинские производители сериалов теряют заказчиков из России
За последние полгода количество заказов на фильмы и сериалы, которые украинские продакшн-студии получают из России, резко упало. Об этом «Капиталу» сообщило сразу несколько участников рынка. Собеседники, в основном, связывают такую тенденцию с ухудшением украино-российских отношений. «Сейчас ситуация тяжелая, потому что российский рынок как таковой закрыт для наших производителей. А даже когда и есть заказы, наши боятся брать, потому что их заклюют», — делится основатель и директор продакшн-студии «ГОСТ-медиа» Артем Марчевский.
По его оценкам, сейчас объем всего кинопроизводства в Украине, включая сериалы и шоу, составляет около $ 1 млрд в год. 50‑60 % украинского сериального производства до недавнего времени было ориентировано на Россию. В структуре цены поступления из России, как правило, составляли порядка 80 %, добавляет руководитель Fresh Production Group Олег Щербина. Продажи в Украине, по его словам, приносили около 15 %, а оставшиеся 5 % приходилось на страны СНГ.
Война и деньги
Самые дорогие в производстве фильмы создавались для каналов первого эшелона — «Первого» и «РТР», рассказывает Олег Щербина. Бюджет фильма в первую очередь зависит от платежной способности канала-заказчика, и во вторую — от особенностей сюжета и дополнительных договоренностей с каналом, объясняет он. Наиболее резко в зависимости от заказчика продукта отличается стоимость милицейских или военных боевиков — «стрелялок». «НТВ может позволить себе более дорогой продукт, чем, например, «Рен ТВ» или «5 канал», — говорит Щербина.
60 % произведенных в Украине сериалов продается в Россию. Ежегодно в РФ уходит от $150‑500 млн за права на сериалы
В сюжетном плане самой дорогой категорией, по оценкам участников рынка, являются военные фильмы. Стоимость съемки одного эпизода может достигать $ 1 млн, в то время как, например, эпизод драмы обойдется в $ 300 тыс. «Фильмы военной тематики всегда сложны в производстве, потому что там есть определенная сложность реквизитов, сложность костюмов, в общем большая затратная часть. Но такие фильмы дают и больше дохода», — говорит Марчевский. Несмотря на коммерческую привлекательность, из этических соображений студии сокращают производство таких фильмов, говорит руководитель аналитического отдела компании «Медиа Ресурсы Менеджмент» Артем Вакалюк. «Если раньше были проекты на военную тему, например, сериалы о Великой Отечественной войне, то сейчас не слышно, чтобы такие проекты кто‑то снимал», — отметил он, добавив, что сейчас больше делают мелодрам, комедий и нейтральных продуктов. Вместе с тем он не исключает ухода кинопроизводителей «в тень». «Они могут продавать контент, но этого не афишировать», — говорит он.
Новые требования
По словам представителя одной из украинских продакшн-студий, к тем заказам, которые все еще остались, россияне предъявляют специфические требования. Например, существует негласный запрет на украинских актеров и локации в кадре. Это доставляет неудобства, в первую очередь, небольшим студиям, у которых нет ресурсов в соседних странах (павильонов и команды). Большие студии, по словам собеседника, смогут перенести съемки в соседние страны. «Star Media будет снимать в России, а Film.ua, скорее всего, в России и Беларуси», — предполагает он. Представитель Film.ua Анастасия Миронова сообщила, что компания не комментирует взаимоотношения с российскими партнерами.
Председатель совета директоров и основатель группы компаний Star Media, продюсер Влад Ряшин заверил «Капитал», что российский рынок по‑прежнему открыт для продукта украинских продакшн-студий. «Кстати, и англоязычный рынок тоже не закрыт. Все зависит от желания и профессионализма украинских кинопроизводителей», — отметил он, добавив, что сейчас Star Media работает над англоязычным проектом «Мата Хари», который уже затем будет дублироваться на русский, украинский и другие языки.
Кино в Европу
Гендиректор российской компании «НТВ+» в Украине Игорь Давиденко подтверждает: сотрудничество российских телеканалов и украинских продакшн-студий постепенно сводится к минимуму. Однако основная причина этого— подписание Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом, добавляет его коллега Инга Колесниченко. «Процесс перехода от ориентированного на Россию к европейскому контенту прошли многие страны, вступившие в ЕС», — говорит она. По ее словам, украинским контентом уже интересуются телеканалы Латвии, Литвы и Эстонии. По мнению Олега Щербины, в краткосрочной перспективе Украина может наладить сотрудничество с такими странами как Грузия, Азербайджан, Армения и в среднесрочной — с Болгарией, Польшей.
Программный директор «1+1 медиа» Андрей Коваль говорит, что украинским кинопроизводителям действительно придется искать новые рынки сбыта. «Когда у нас была Россия, продавец контента чувствовал себя более защищенным, не было мотива продвигать контент на другие территории. Сейчас мотивация есть, и достаточно большая», — говорит он.
Контент «для себя»
Украинские телеканалы также могут увеличить закупки локального контента за счет отказа от российских программ. По оценкам медийщиков, ежегодно из Украины в Россию переводится от $ 150 до 500 млн за покупку прав на показ сериальной продукции. По словам Щербины, эти затраты сопоставимы со стоимостью производства собственного сериального продукта.
Напомним, в мае «1+1 медиа» заявила о снятии с эфира 15 таких фильмов и программ. «Буквально через пару месяцев телеканалы поймут, что им нужно закрывать эфир и наращивать долю зрителей, и начнут обращаться с заказами», — уверен Артем Марчевский. По его словам, при наличии постоянных заказов студии смогут оптимизировать производство, закупать собственное оборудование и тем самым удешевлять стоимость продукта. «Соответственно, когда стоимость упадет, а качество продукта будет соответствовать потребностям современного зрителя, зарубежным заказчикам это будет интересно», — уверен он.
Источник: www.capital.ua
blog comments powered by Disqus