За российские сериалы телеканалы ежегодно отдавали около $300 миллионов – глава Нацсовета
О необходимости замены на нашем телевидении российского контента, что на некоторых каналах и по сей день "зашкаливает", в Украине речь идет уже длительное время. События, инспирированные российской пропагандой, и открытая военная агрессия РФ заставили страну кардинально пересмотреть свою культурную и информационную политику. Госкино, в частности, 4 июня запретил к показу 162 российских фильма и сериала, вышедших после 1 января 2014 года, а также продукцию, пропагандирующую деятельность правоохранительных органов, вооруженных сил, других военных или силовых формирований РФ или отдельных их представителей. И по сей день комитет дополняет запретный список новыми названиями.
Между тем, процесс замены российского контента на украинский продвигается медленно, и далеко не все каналы придерживаются соответствующего законодательства.
Какие меры принимает Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, чтобы улучшить ситуацию, какие полномочия у него есть - в беседе корреспондента Укринформа с его главой Юрием Артеменко.
ЧТОБЫ У НАС ПОЯВИЛИСЬ ОСКАРОНОСНЫЕ ЛЕНТЫ, НАДО ВЫПУСКАТЬ В ТЫСЯЧУ РАЗ БОЛЬШЕ ФИЛЬМОВ
- Юрий Анатольевич, почему каналы не спешат с исполнением закона? Возможно, у них нет в достаточном количестве украинского, - и просто нероссийского, - продукта для наполнения сетки вещания? Что происходит?
- На самом деле, это вопрос к каналам. Умные топ-менеджеры, а я верю в то, что у нас умные топ-менеджеры, эту ситуацию могли спрогнозировать еще в начале 2014 года, и должны были действовать, вести соответствующие переговоры и так далее. Кто-то вел, кто-то создавал, запускал свои сериалы на новую тематику. А функция Национального совета - только способствовать этому.
- Ясно, все остальное - не в ваших функциях. Но как Нацсовету все это представляется сверху? Как замещать? Чем замещать?
- Во-первых, нужно помогать каналам это делать и заставлять их это делать. С помощью предупредительных норм, законопроектов. Запрет российских сериалов еще, пожалуй, будет продолжаться, будут вноситься какие-то новые нормы.
Во-вторых, на самом деле мы и напрямую стараемся способствовать наполнению вещания. Везде, где ездим - члены Нацсовета, или госпожа Герасимьюк отдельно поехала, или мы поехали вместе, в странах-регуляторах, встречаясь с представителями каналов или регуляторных органов, - мы просим помочь нам своей продукцией.
В-третьих, чем замещать? Ранее за год из Украины выводилось до 300 миллионов долларов - в Россию за их сериалы. Это бешеные деньги. Сейчас мы понимаем, что эти деньги лучше направить на что-то свое. То есть сейчас каналы создают свои продакшины (productions). В лучшем случае они находят какого-то партнера, таким образом минимизируя риски. Скажем, "1 + 1" для сериала "Гвардия" нашел польских партнеров. Другие каналы делают свою продукцию. Они нам сообщают, что за последние полгода в три раза увеличили объемы собственного производства. Это хорошо. Значит, прогресс есть.
- Достаточно нам наших сериалов, наших программ для наполнения сетки вещания?
- Конечно, достаточно. Здесь вопрос в качестве. Качество страдает. Помните, была большая дискуссия в соцсетях по поводу выхода сериала "Последний москаль»? О его качестве можно спорить. Я, например, не доволен им, но отношусь к этому по-философски. Это один из первых продуктов. Он, может, иногда не слишком удачно и метко попадает в тему украинского юмора, но он первый!
Скажем, мы восхищаемся Голливудом. Но для того, чтобы у нас появлялись оскароносные ленты, нужно сделать в тысячу раз больше фильмов. С этой тысячи где-то шестьсот будут просто провальными. Около двухсот как-то будут восприниматься. От сотни будут в восторге. А десять или пятнадцать будут претендовать на "Оскар" и принесут деньги. Поэтому я приветствую появление первых сериалов! Нам нужно больше работать, и у нас появятся наши оскароносные фильмы.
- Отслеживает ли Нацсовет качество телепродукции?
- Нет, мы не можем. Мы отслеживаем нарушение закона. Для нас - чем больше собственных программ, тем лучше. Мы можем давать предупреждения за уклонение от программной концепции, где указано, количество программ собственного, иностранного и национального производства. Так вот, если норма нарушается в сторону увеличения собственного производства или патриотического, национального, мы, конечно, не даем предупреждения, хотя формально должны. Но мы только приветствуем это.
- А к какой ответственности привлекаете за нарушение? Были уже прецеденты, когда вы забирали лицензию?
- Знаете, я сразу хочу сказать: то, что рассказывает один из каналов - что Нацсовет у них забирает лицензию - это ложь и бред. Нацсовет не забирает лицензию и не может сделать это. Мы можем обратиться в суд, и суд, как правовая инстанция, должен выносить решение. У нас есть много примеров, когда мы проигрываем суды. Иногда эти решения суда, как по мне, сомнительные. Но это решение суда, и я их выполняю.
Скажем, мы подали в свое время в суд с прошением о лишение лицензии телеканала Меню-ТВ, который просто перестал вещать, так как у него не было денег. Они не хотели отдавать лицензию, надеясь, что, может, когда-то у них эти деньги найдутся. И суд нам отказал, потому что мы не выполнили процедуры, потому что сначала нужно было зафиксировать три нарушения, затем вручить предупреждение, а затем наложить штраф. Правда, потом был найден компромисс. Владельцы пришли и по своей инициативе отдали лицензию.
То есть, мы лицензий не забираем. Сейчас у нас есть обращение в суд еще на некоторые каналы, которые просто не вещают, потому что закончились деньги. Но лицензию отдавать они не хотят. И у нас есть открытые судебные дела.
ПРЕМЬЕР СЧИТАЕТ, ЧТО ШТРАФЫ ДО МИЛЛИОНА ГРИВЕН ДЛЯ НЕКОТОРЫХ КАНАЛОВ СЛИШКОМ МАЛЫ
- Теперь, кроме предупреждений, у Нацсовета будет действительно реальный механизм воздействия на каналы. На той неделе Кабмин утвердил положение о штрафах.
- Да, наконец, Национальный совет сможет применять штрафы. Говорю "наконец", поскольку уже более десяти лет мы имеем закон о телевидении, и в нем предусмотрено - что Нацсовет имеет право применять штрафы, устанавливать их размер, согласовывать это в Кабмине.
Но почему-то на протяжении всех этих десяти лет ни Нацсовет, ни Кабмин не вносили положения о штрафе. Хотя были какие-то слабые попытки, на уровне рабочих заседаний в Нацсовете, но они не выходили наружу. А мы внесли это в Кабмин. Мы считаем, что штрафы - это лучшая норма, чем предупреждение.
Мы предложили чистые, прозрачные правила. Там три категории: за мелкое нарушение - 5%, среднее - 10% и за большое - 15% от стоимости лицензии. Мелкое - это когда забыли или не предоставили своевременно документы, нарушили какие-то другие условия лицензии. А большое нарушение - это уже такое, как призывы к ксенофобии, к разжиганию вражды. Кабмин согласовал нам эти размеры на два месяца. Но сказал, что надо эти штрафы делать больше. Это была позиция Премьер-министра.
- Насколько большими?
- Существенно. Премьер считает, что, например, для таких телеканалов, как "Интер" или "1 + 1", за нарушения третьей категории - 15% от стоимости лицензии, а это где-то около миллиона - 800 000 гривен, маловато.
- Хочу сразу уточнить: каждый отдельный случай - это отдельный штраф?
- Я не думаю, что таких случаев будет много. Будет один случай - штраф заплатили. Опять продолжают - подаем в суд об аннулировании лицензии. Но Премьер-министр считает, что это мало. И, кстати, я как гражданин и член Национального совета согласен с ним. Поэтому в течение двух месяцев мы переделаем это положение, существенно увеличим штрафы и вынесем на общественное обсуждение. А тем временем будем пользоваться этими, которые нам утвердил Кабмин.
- Как скоро вы уже сможете ввести систему штрафов?
- Есть определенная процедура оформления документов, потом мы регистрируем их в Минюсте. Я думаю, через две недели у нас все будет на руках, и они заработают. И это правильно. Я исхожу из того, что, если мы понимаем телевидение как бизнес, то бизнес всегда наказывается деньгами, а не предупреждениями, увещеваниями и так далее.
- Нацсовет отслеживает вещание на телеканалах. Прекратили ли они использовать запрещенный российский контент?
- Все каналы используют российский контент и по сей день. Но это российский контент, произведенный до 2014 года. Иногда крутится какой-то сериал, какая-то, условно говоря, "Любовь-морковь", то там же есть первый сезон, второй. Есть и нарушения, нас пытаются как-то обмануть. Ну, например, мы видим, что в этом сериале написано: 2014 год. Мы говорим: 2014-й запрещен. Они возражают: мол, он произведен был в 2013-м, а показан в 2014-м.
То есть, здесь есть особенности, и закон не очень четко прописан, норма в нем расплывчатая. Нам нужен какой-то устоявшийся протокол. И мы уже встречались по этому поводу с руководством Госкино. Возможно, потребуются определенные изменения в закон. Но этот процесс идет. Мы наведем порядок.
Могу сказать, что на 99% закон о запрете на российский контент выполняется. И людям надо понимать, что если крутятся российские сериалы, то они выпущены до 2014 года.
ЗАКОН "ОБ ИНОВЕЩАНИИ" НАДО ПРИНИМАТЬ ПОСКОРЕЕ
- Юрий Анатольевич, расскажите о ситуации с каналом БТБ. Это канал Арбузова или государственный? Нацсовет предоставляет Генпрокуратуре какие-то документы. Между тем известно, что БТБ официально передали Мининформполитики.
- Сейчас речь идет о том, был ли канал БТБ законно создан. И очевидно, что нет. Национальный банк в то время не имел по своему уставу права основывать какие-то телерадиоорганизации. Но для господина Арбузова - закон как дышло. То есть, для своих разрешалось все. И канал принадлежал Национальному банку, но контролировался Арбузовым - видимо, для использования в политических целях.
Но это отдельная тема, и с Арбузовым должна разбираться Генпрокуратура.
Мы же проводили проверку, пытаясь выяснить, когда и как создавался канал, для того, чтобы передать материалы в прокуратуру, чтобы она уже принимала меры персонально к бывшему руководству Нацбанка.
Но канал как был государственным, так и остается. И сейчас на базе этого канала Министерство информационной политики хочет создать канал иновещания Ukrainian Tomorrow. Мы им, конечно, будем помогать, но это их ответственность.
- Нацсовет поддержал проект Закона "О Системе иновещания Украины". У вас есть некоторые замечания к нему.
- Закон правильный. Мы предлагаем создать рабочую группу, чтобы его доработать - либо при Нацсовете, или при Госкомтелерадио, или при Мининформполитикы. Мы высказали свои замечания. Сейчас они идут в Госкомтелерадио, который должен их проработать. Затем Кабмин внесет законопроект в Верховную Раду, где в зале 450 умных людей, у которых есть друзья-журналисты, свои организации, газеты или телевидение, они подскажут. Но закон правильный. Это нужный закон, и чем скорее он будет принят, тем лучше.
Валентина Пащенко, Киев.
Источник: www.ukrinform.ua
blog comments powered by Disqus