Золотая лига. Что сделает с АПЛ новый телевизионный контракт
Пять миллиардов фунтов. Еще пара витков кризиса, и на эти деньги можно будет купить всю Украину. Но в Англии такие деньги вливаются в футбол, причём всего в одну его спонсорскую составляющую. Телекомпании Sky и BT Sports объединились, чтобы выкупить у Английской Премьер-лиги права на показ матчей в 2016-19 гг.. Очередной текст цикла поясняет, как изменится АПЛ с новыми деньгами... и почему успехи в еврокубках англичанам всё равно будут не гарантированы.
Сакраментальный вопрос «откуда взялись такие деньги» подробного отчёта не требует. Англия не первый век безнадёжно больна футболом – и, что важно, эта болезнь тщательно подогревается. 168 миллионов фунтов от контракта будет направлено на создание новых полей. В прошлом году на площадках, финансируемых АПЛ, занимались 700 тысяч человек, а абонентская база Sky превышает 10 миллионов абонентов. И надо понимать, что болеет футболом не условный Уругвай, а страна с пятым ВВП на планете.
Интереснее понять, что станет с АПЛ, играющей по новым финансовым правилам.
Появление в футболе собственной версии НБА
«Премьер-лига превратилась в футбольную НБА: все хотят там играть – даже за маленькие клубы»
Президент «Марселя» Венсан Лабрюн
«Борнмут» за 7 миллионов фунтов подписывает Граделя в «Сент-Этьенне». «Сандерленд» за 8 покупает в «Динамо» Ленса. «Ньюкасл» за целых 14 миллионов вытаскивает из ПСВ Вейналдума. Даже команды, чьи реалии либо перспективы в последнее время связаны с термином «Чемпионшип», могут себе позволить звёзд более бедных лиг. С сезона-16/17 любой клуб АПЛ будет зарабатывать от телевидения больше любого голландского. Стадионы у английских команд тоже огромные, на маркетинге они зарабатывают тоже здорово – вот и получается, что зарплата уровня звезды «Аякса» будет если не в «Борнмуте», то в «Вест Бромвиче».
НБА-зация заметна уже сейчас. Самые разные футболисты в интервью прямо говорят: «Хочу играть в АПЛ», без указания какого-то конкретного клуба. Выступления в самой лиге почётны, даже если ты не борешься за титулы: Марк Шварцер или Брэд Фридель стали легендами футбола своих стран, играя за посредственные команды. Десятилетие назад средние команды удерживали у себя вратарей сборных США и Австралии – теперь в них играют голкиперы «ле блё» и «оранье».
Гонка вооружений
Новый контракт действует со следующего года, а швыряться деньгами середняки начали уже сейчас. Деньги от ТВ-контракта получат 20 клубов, и нужно любой ценой обеспечить себе пребывание в этих 20. Вот она, радость и боль клубов АПЛ – нужно тратить много денег, чтобы получить много денег. Огромные доходы не помешали «Портсмуту» тратить еще больше и в итоге обанкротиться; любой середняк АПЛ должен покупать топовых игроков, чтобы не финишировать в зоне вылета. Что бывает, когда отказываешься от затрат, можно было увидеть в прошлом сезоне: «Бёрнли» временами показывал отличный футбол, но не смог избежать возвращения в Чемпионшип.
Впрочем, это проблема больше менеджеров и руководителей клубов. «Горе» болельщиков состоит в том, что деньги тратятся на хороших футболистов, а не идут в карман владельцу. Хороший стадион, поле, маркетинг – развивать всё это в Англии стараются больше, чем где-либо еще.
Снижение интереса к другим турнирам
Бедный, бедный Кубок Англии. Самый первый турнир в истории футбола и раньше оказывался в тени самого дорогого, а сейчас в нём, как в Кубке Лиги, какой-нибудь гранд может выпускать полудубль в финале. Кстати, Кубок Лиги с таким повышением стоимости рядовой игры АПЛ может просто прекратить существование – он совсем уже никому не нужен, кроме команд низших лиг.
Давайте посмотрим правде в глаза: сезоны, когда «Бирмингем» и «Уиган» выигрывали трофеи и при этом вылетали в Чемпионшип, принесли для клубов гораздо больше вреда, чем пользы. Вреда не только в финансовом плане, но и в спортивном (с хорошими соперниками они играют сейчас?), кадровом (хорошие у них составы, Кубки помогли привлечь игроков?), маркетинговом (много фанов по всему миру?) и каком угодно еще. Разовый успех значит меньше, чем постоянное пребывание на элитарном уровне.
Проблема с воспитанием новых талантов
Когда клуб имеет возможность приобрести лучшего игрока Голландии/Португалии, ему не обязательно доверять академии. «Челси» вообще не подпускает в основной состав воспитанников после Джона Терри, «Ман Сити» первый год не тяготеет к нулю англичан среди 10 полевых игроков.
Дело не в том, что во главе клубов сидят идиоты (как раз наоборот) или «гнобители» талантов. Просто юниор в начале карьеры редко, практически никогда, показывает стабильно высокий уровень игры. В Примере за неимением вариантов его ставят в основу, терпят неудачные игры – в АПЛ, с её конкуренцией результат нужен здесь и сейчас. Нужно быть звездой уровня Руни или Джеррарда, чтобы в 18 лет быть лучше всех, кого может купить твой ливерпульский клуб.
Впрочем, слухи о смерти английского поколения в принципе сильно преувеличены. Сборную Англии не зря называют самой переоцениваемой командой в истории спорта: статус гранда не мешал им периодически не выходить в финальные части турниров. Когда в английском чемпионате играли сплошь британцы, сборная просто по спортивному принципу не выходила на чемпионаты мира-74, -78 и -94. Обогащение лиги позволило сборной Англии по крайней мере регулярно играть на ЧМ: да, юниорам стало труднее пробится в АПЛ, зато они стали заниматься на нормальных полях и с лучшими тренерами.
Перегрев рынка
Ну и самое главное – почему контракты в 5 или 55 миллиардов не гарантируют международных титулов.
Сами по себе деньги – не более чем бумага. Её покупательная способность формируется миллионом разных факторов, вовсе не одним курсом Центробанка. Стакан воды в вашем городе и посреди пустыни может стоить совершенно разные деньги. Устрицы веками считались едой бедняков, но когда бедняки их почти всех выловили, они стали редкостью – моллюсков внезапно «распробовали», посчитали деликатесом и стали продавать дорого. Чёрный перец в Средневековье женщины носили как украшение, пока пряности не стали доступными для всех... Товар неизменен, его стоимость скачет.
Если «Ньюкасл» и «Сандерленд» получают от телевидения n миллионов фунтов, то именно n они будут распоряжаться в попытках усиления. Пытаясь приобрести нужного игрока, «сороки» и «коты» будут так или иначе конкурировать друг с другом, предлагать больше и больше. В итоге значительная часть этого ТВ-контракта просто осядет на счетах португальских клубов и лично Жорже Мендеша, а за нужного футболиста англичане просто выложат больше, чем раньше.
И не стоит забывать о таком щепетильном моменте, как трансферы между клубами АПЛ. Это совершенно особенная история: у клубов А и Б очень много денег, и за желанного игрока один готов заплатить другому значительную их часть. С контрактом в 3 миллиарда фунтов «МЮ» платил «Саутгемптону» за Люка Шоу 35 миллионов фунтов. С контрактом в 5 он будет платить за таких шоу 50 миллионов. С контрактом в ₤50 млрд звёзды АПЛ будут уходить с молотка за сотни миллионов... Товар неизменен, его стоимость скачет.
Арабские шейхи любят лошадей и перепродают друг другу арабских скакунов за 10, 20, 40 миллионов долларов. Стоят ли лошадки таких денег? Для арабов – да. Цена спортсмена определяется не каким-то предельным числом фунтов, а количеством и качеством желающих его приобрести. Когда-то Брайан Клаф приказывал оформить трансфер в 999 999 фунтов, потому что сумма в миллион за одного игрока ему самому казалась невероятной.
Деньги – кровь не только экономики, но и спорта. С новым ТВ-контрактом АПЛ станет еще ярче, еще интереснее, еще зрелищнее. Но никакая гора денег не гарантирует выигрыш ЛЧ сама по себе.
Источник: www.ua-football.com
blog comments powered by Disqus