Самые популярные телепередачи уходящего года
Кадр из телесериала «Родина». Фото: kinopoisk.ru
Агентство Havas Media на основании исследования данных TNS Gallup Media (аудитория «18+», Россия) подготовило список сериалов, художественных фильмов и социально-политических ток-шоу, которые вызвали наибольший интерес у телезрителей в 2015 году. Как показало исследование, телезрители остаются верными таким советским фильмам, как «Москва слезам не верит» и «Служебный роман», с интересом смотрят мелодрамы о женщинах, которые преодолевают жизненные трудности на пути к своему счастью, а самой обсуждаемой темой социально-политических передач второй год остается ситуация на Украине.
Телесериалы
В 2015 году телесериалы заняли 23% от всего эфирного времени. Всего было показано более тысячи сериалов, в 2014-м — 944 сериала.
По количеству часов, которые телеканалы выделили под сериалы, бесспорным лидером стал НТВ — более 4 тыс. часов в эфире. В тройку сериальных телеканалов также вошли «Пятый канал» (3,8 тыс. часов) и «Домашний» (3,1 тыс. часов).
При этом больше всего зрители смотрели сериалы, которые транслировались на «России 1», «Первом» и НТВ. Топ 2015 года составили сериалы российского производства, выходящие в прайм-тайм будних дней.
Как отмечают в Havas Media, по-прежнему сохраняется интерес к мелодрамам, но военные и исторические сериалы вытесняются детективными и криминальными историями.
Лидером стал сериал «Родина» режиссера Павла Лунгина, премьера которого состоялась в марте этого года на «России 1». В сериале рассказывается о трагедии офицера, освобожденного из многолетнего заточения, главную роль исполнил Владимир Машков. «Родину» в среднем посмотрели около 5 млн человек (аудитория «18+»).
На втором месте телесериал «Долгий путь домой» на «Первом» — семейная сага — история матери и дочери, которых сыграли Дарья Мороз и Елизавета Боярская (был показан в марте, сериал посмотрели в среднем 4,7 млн человек).
Третьим по популярности стал сериал «Паутина-8» на НТВ — продолжение истории о работе оперуполномоченного майора Федора Туманова и его напарника Петра Грекова. За этими приключениями наблюдали 3,7 млн зрителей.
Также в списке популярных сериалов «Ленинград 46» с Сергеем Гармашем в главной роли на НТВ (история про неравную борьбу с преступными группировками в послевоенном Ленинграде) и «Идеальная жертва» на «России 1» (история про женщину, муж которой из идеального спутника жизни превратился в домашнего тирана).
Зрители с интересом встретили два сериала Сергея Урсуляка — повтор сериала «Ликвидация» на «России 1» (премьера состоялась в 2008 году) и премьеру сериала «Тихий Дон» по одноименному роману Михаила Шолохова.
В «Ликвидации» показана борьба советской власти с подпольным преступным миром в послевоенной Одессе, в главных ролях — Владимир Машков, Михаил Пореченков и Владимир Меньшов.
В «Тихом Доне» Сергей Урсуляк стремился показать, как трагедия Гражданской войны между белыми и красными отразилась не только на всей стране, но и на многих семьях — на примере семьи Мелеховых. Ведущие роли исполнили Евгений Ткачук, Сергей Маковецкий, Полина Чернышова и Дарья Урсуляк.
Замыкают десятку рейтинга три сериала — «Рая знает» (женский детектив с Ириной Пеговой и Дмитрием Дюжевым о том, как сотрудница салона красоты помогает в работе правоохранительным органам), «Весной расцветает любовь» (мелодрама о непростой судьбе женщины с именем Весна), «Чума» с Екатериной Климовой и Александром Устюговым — сериал о поколении 1990-х, когда для людей существует лишь один закон — закон денег.
Кинофильмы
Как отмечают в агентстве Havas Media, кинофильмы находятся на втором месте после телесериалов среди самых любимых жанров телезрителей. За почти весь 2015 год кинофильмы занимали 16% часов от всего эфира. Всего почти за весь 2015 год было показано 5,1 тыс. разных фильмов, а за аналогичный период 2014-го — 5,3 тыс.
По общему объему часов, которые были выделены телеканалами под кинотрансляции, лидером остался телеканал «Звезда» — 3,8 тыс. часов. В тройку лидеров также вошли ТВ3 и СТС.
Зрители же отдавали предпочтение фильмам на «Первом» и «России 1». В топ-10 кинофильмов в 2015 году вошли как советские фильмы, так и премьеры отечественного производства. Исключением стал фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», показ которого 1 января на «Первом» стал традицией последних 3 лет.
Как отмечают специалисты Havas Media, предпочтение зрителей всё так же отдается мелодрамам. Наиболее популярный сюжет рассказывает о главной героине, которая стойко преодолевает трудности жизни и идет к своей цели и своему женскому счастью. Также, как отмечают в агентстве, в топовый рейтинг этого года попали фильмы, которые были показаны в воскресные дни. В то время как в 2014 году предпочтение зрителей отдавалось картинам, которые были в эфире в праздничные дни.
Больше всего зрителей у телеэкранов собрали советские фильмы «Москва слезам не верит» (аудитория 5 млн) и «Служебный роман» (аудитория более 4,7 млн) на «Первом канале».
Заинтересовали зрителей и премьерные показы — «Отпуск летом» на «России 1» — про поездку, которая резко изменила жизнь скромной сотрудницы регистратуры, матери-одиночки бальзаковского возраста в исполнении Светланы Тимофеевой-Летуновской. Фильм посмотрели 4,2 млн человек.
В пятерку фильмов, вызвавших наибольший зрительский интерес, также попали «Поздние цветы» (фильм о том, как женщина пытается построить новые отношения после предательства мужа, в главных ролях Мария Куликова и Александр Дьяченко) и «Идеальная пара» с Анной Уколовой и Андреем Чадовым (история о том, как двое людей в погоне за идеальными отношениями пытаются изменить друг друга). Каждый из этих фильмов на «России 1» посмотрели почти 4 млн зрителей.
Мелодраму «Самое главное» на «России 1» (история о взаимоотношениях отца и дочери, которые встретились спустя 20 лет) посмотрели 3,8 млн зрителей.
В топовую десятку также попали премьера фильма «Алла в поисках Аллы» на «России 1» (история о том, как на первый взгляд успешная женщина после потери памяти открывает для себя мир заново) и история о непростых семейных отношениях «Если любишь — прости» с Любовью Толкалиной и Егором Бероевым, которую показывали на «Первом».
Также зрителей не оставили равнодушными фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» на «Первом» и «Ожерелье» с Марией Куликовой и Екатериной Андреевой на «России 1».
Социально-политические ток-шоу
В 2015 году социально-политические передачи занимали всего 5% по объему часов в эфире среди отечественных телезрителей.
По общему объему часов, которые были выделены телеканалами под социально-политические передачи, лидером стал телеканал «Домашний» — 884 часа. В числе лидеров также телеканал «Пятница» (880 часов), «ТВ Центр» (824 часа) и НТВ (808 часов). «Домашний» и «Пятница» показывали передачи о более бытовых проблемах общества, в том время как «ТВ Центр» и НТВ затрагивают более серьезные и глобальные темы.
Зрителей больше всего интересуют ток-шоу на НТВ, «России 1» и «ТВ Центре». Как отмечают в агентстве Havas Media, при этом НТВ стали смотреть почти на 11 часов меньше по сравнению с прошлым годом — самое большое падение среди всех каналов, что, вероятно, связано со снижением объемов трансляций этого жанра на канале на 36%. Наибольший прирост показал телеканал «Россия 1», который увеличил объемы социально-политических передач на 55% — его телесмотрение увеличилось более чем на 4 часа.
В топовых выпусках 2015 года рассматриваются последние события уходящего года: авиакатастрофы и терроризм. Также люди интересуются мистической тематикой, а именно предсказаниями Ванги. Как отмечают специалисты Havas Media, самой обсуждаемой темой социально-политических передач второй год остается ситуация на Украине. В последних выпусках обсуждалось заседание «нормандской четверки» по вопросу урегулирования ситуации на Украине. В прошлом году на повестке дня были майдан и присоединение Крыма к России.
Наиболее рейтинговыми выходами на НТВ стали выпуски «Новых русских сенсаций» — еженедельная программа, в основе которой «громкий эксклюзив, информационная бомба или пронзительная, трогательная моноистория знаменитости, чье имя знает вся страна, а жизнь — полна драматических событий». Передачу про предсказания Ванги посмотрели 5,5 млн человек. Также топовыми темами стали «Украина в законе» и «Жены Лещенко. Охота на Льва» — каждую из передач на эти темы посмотрели более 4 млн человек.
Интерес зрителей вызвали выпуски «Специального корреспондента» Аркадия Мамонтова на «России 1», посвященные теме урегулирования конфликта на Украине и ситуации в Донбассе. Каждую передачу посмотрели по 4 млн зрителей.
Также в топ-10 попала передача Вадима Такменева «Центральное телевидение» на НТВ, в которой обсуждалась тема сбитого Турцией российского самолета, ИГИЛ и ситуации на Украине. «Вечер с Владимиром Соловьевым» на «России 1», посвященный заседанию «нормандской четверки» по урегулированию конфликта на Украине, привлек к экранам около 4 млн зрителей.
Мелодрамы — удел женщин
Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей отметил, что все топовые фильмы и сериалы этого года не отражают актуальную повестку дня.
— Такие сериалы, как «Рая знает», «Идеальная жертва», «Долгий путь домой», — это сериалы на вечные темы, поскольку женщинам всегда будет интересно наблюдать за развитием отношений между мужчинами и женщинами. При этом во всех сериалах и фильмах, за исключением «Тихого Дона» Урсуляка, не отражены ни актуальные социальные темы, ни политическая, ни экономическая повестка, — отметил Дондурей. — Прекрасный нежный мир, в котором на первом плане — любовь. Какое это имеет отношение к России 2015 года? Это лишь доказательство того, что телеканалы формируют спрос, что канал хочет показывать, то люди и любят.
Дондурей отметил, что российские женщины в возрасте 40+ готовы тратить на просмотр подобных фильмов и сериалов от четырех до шести часов в сутки.
— В целом если говорить про объем транслируемых сериалов на основных телеканалах, то ежедневно показывают более 60 различных сериалов с учетом повторов. По этому показателю мы являемся лидерами, — сказал он.
Также, по мнению эксперта, топовые фильмы и сериалы 2015 года (за исключением уже признанной классики — «Москва слезам не верит» и «Служебный роман») не останутся надолго в памяти зрителей. Главные причины в том, что темы сериалов и фильмов не отличаются актуальностью, а сюжеты — значимостью, добавил он.
В свою очередь, руководитель аналитической службы холдинга ВГТРК Сергей Сальников отметил, что целевая аудитория мелодрам — женщины среднего и старшего возраста — 40+.
— Так как зрителей этой демографической группы на телевидение много, то, соответственно, и продукт, рассчитанный на эту аудиторию, пользуется спросом и собирает высокие показатели, — пояснил Сальников. — Что касается социально-политических ток-шоу, таких как «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Специальный корреспондент» Аркадия Мамонтова, то они вызывают стабильный интерес у аудитории «18+».
Источник: izvestia.ru