«Шпион, выйди вон!»: Сапожник, портной — кто ты будешь такой?

Для своего англоязычного дебюта швед Альфредсон взял «детскую считалочку», написанную мастером эстетских шпионских историй Джоном Ле Карре.
Опубликованный в 1974-м роман «Tinker tailor soldier spy» («Жестянщик, портной, солдат, шпион») рассказывает именно о том времени: Лондон, 70-е годы, страсти и интриги под маской холодных пейзажей и хладнокровных мужчин. Аналогично взяв за основу тему считалки и интриги, российские дистрибьюторы выпустили картину под названием «Шпион, выйди вон!». И это тот редкий случай, когда их за подобные сочинительские эксперименты не хочется ругать.
До ужаса дотошная стилизация, отборный во всех смыслах актерский кастинг сделали свое дело, и «Шпиона» автоматически включили в списки лучших фильмов года даже те, кто ленту не посмотрел. «Выстрелившая» в Венеции история поиска «крота» в недрах британской разведки — работа предельно честная. Никакой рекламы с эффектом обманутого ожидания. Все происходит ровно так, как показывает нам трейлер: два часа команда высококлассных актеров в костюмах с иголочки живут на стыке двух миров, пытаясь решить проблемы, не видимые обществу, не забывая при этом о достоинстве и правилах приличия.
В начале 70-х смертельно больного начальника британской разведки по имени Контролер (Херт) и его правую руку Смайли (Олдман) «сливают» на пенсию после провала миссии в Будапеште. Руководство главной шпионской махиной страны переходит в руки четырех заместителей (Ферт, Денсик, Джонс, Хайндс). Впрочем, в силу определенных, очерняющих разведку обстоятельств в скором времени организации и стране потребуется помощь аналитика-интеллектуала с привязанностью к поэзии. Смайли просят включиться в шпионские игры нового времени, для того чтобы поймать «головную боль» — «крота», работающего на Советский Союз.
Если самой распространенной ассоциацией на слово «шпион» будет «детище» Яна Флеминга, то для характеристики героев Ле Карре достаточно сказать, что все они — антиподы Бонда. Умеренность вместо эпатажа, аккуратность вместо разрушенных городов, легкий налет британского снобизма, терпеливость и внимательность, одиночки, предпочитающие утренние газеты новомодным гаджетам и общество коллег — женской компании.
Томас Альфредсон снял в 2010 году на удивление адекватный и скупой (в положительном смысле слова) триллер «Впусти меня» на раздражающую тему тинейджерского вампиризма. После этого выбор нового проекта режиссера неудивителен: кому, как не ему, можно поручить развенчание всех мифов о шпионах. Однако классическая тема всех подобных лент — духоподъемная и хотя бы относительная победа условного «добра» над условным «злом» — волнует режиссера в меньшей степени.
К радости фанатов Ле Карре, Альфредсон скуп на проявление режиссерской фантазии, и именно это помогает «Шпиону» стать фильмом, про который хочется говорить. Вдоль сюжета Томас движется в амплуа пластического хирурга, изменяя фабулу так, чтобы этих самых изменений не было видно, не добавляя деталей, лишь подсвечивая ключевые повороты развития событий. Монотонный и неспешный пересказ романа, кажется, попал на экраны, обойдя сценаристов. По крайней мере, если обычно работники пера подобные произведения усиленно режут, то, глядя на «Шпиона», кажется, что они действовали в обратном направлении.
Делая ставку на стилизацию, Альфредсон создает ту форму повествования, которую можно рассматривать как самостоятельный продукт, и при этом вся избыточная бытовая и детективная эстетика 70-х ничуть не мешает содержанию. «Холодная война» подана режиссером как любовь в драмах — все дышит ею, и, сколько бы трагичности не присутствовало в сюжете, она все равно остается в памяти как нечто прекрасное. А остросюжетность, казалось бы присущую жанру, заменяет в «Шпионе» чувство ностальгии по прошлому, не покидающее главного героя. Так старик, глядя на молодое поколение, что-то бурчит себе под нос. Так шпионская ищейка старой закалки с любовью вспоминает, кто когда-то «деревья были большими».
Насыщенный деталями, персонажами, ходами, перемещениями героев, разговорами, полунамеками, взглядами и гипотезами детектив оперирует понятиями и событиями прошлого и вместе с тем фактически возрождает, казалось бы, уснувшим летаргическим сном жанр эстетского триллера, где даже злодеи играют по правилам, а перед тем как выстрелить, задумываются о сущности бытия.
Кажется, намеренный отказ Альфредсона снимать фильм для публики в конечном счете не оставляет «Шпиону» шансов на многомиллионые сборы, но зато позволяет выиграть по форме. Скучный для всех любителей бондианы и спецэффектов, слишком дотошный и запутанный для поклонников fast-боевиков, слишком умный для тех, кто ходит в кино «выключать мозг», слишком киноманский для львиной доли российских зрителей — «Шпион» мог бы получить «ярлык» арт-хаус, если бы был чуть дешевле, проще и площе. В конечно итоге, лента снята не в пику современным супергероям, а как минимум для эстетического наслаждения.
Итоговый вердикт: Канонический сумрачный и неспешный британский детектив в лучших смыслах жанра, снятый шведом при участии американских и российских актеров на деньги европейских стран. Хладнокровный квест на внимательность. Перфекционизм, эстетство, премии.
Источник: weburg.net