«Один день»: Любовь живет не три года
Кинематографичный роман Дэвида Николса «Один день» о двух сомневающихся людях и быстро пролетающих годах стал бестселлером на Западе, фактически проложив себе тем самым дорогу к экранизации.
Лоне Шерфиг после шумного успеха своей мелодрамы «Воспитание чувств» (три номинации на «Оскар», одна — на «Золотой глобус», восемь номинаций и одна награда BAFTA и так далее) взялась за историю довольно разумно — сценарий проекта писал сам Николс, смело урезав собственное масштабное произведение до двухчасовой картины.
В итоге драма, в которой в «едином котле» варятся проблемы «отцов и детей», смертельных заболеваний, дурных зависимостей и бесплодия, одиночества, неуверенности в себе и самореализации, которая затрагивает гигантский временной промежуток в два десятка лет, удивляет совершенно несвойственной для того кино естественностью и легкостью развития событий. «Один день» — тот случай, когда для полной заинтересованности происходящим на экране роман до просмотра ленты читать нельзя.
Познакомившись толком только на выпускном (15 июля 1988-го), симпатичная скромная простушка Эмма (Хэтэуэй) и самоуверенный плейбой (Стерджесс) сначала напились, потом очутились в одной постели, а на утро решили быть добрыми друзьями и встречаться каждый год именно в этот день.
Тут совершенно оправданно можно писать «шли годы» — потому как так оно и происходило. Герой то ищет себя в Азии, то преподает в Лондоне, то громко орет в камеру, то пьет в огромной квартире с ремонтом по последнему слову моды, то плачет, то думает, то совершает ошибки, постепенно опускаясь по социальной лестнице.
Героиня же, напротив, меняет европейские столицы, заставляет жизнь двигаться быстрее, хорошеет, набирается решительности и осуществляет заветные желания. Казалось бы, с годами у них все меньше и меньше точек соприкосновения, но...
Таких историй миллион — мужчина и женщина дружат всю жизнь. Или не всю жизнь, но большую или самую интересную ее часть. Есть комедии с большой долей туалетного юмора или более консервативные — без него, есть мелодрамы со счастливым финалом «они поженились и жили долго-счастливо», с несчастливым, с открытым, вообще с непонятным. Историй, воспевающих дружбу полов и, наоборот, развенчивающих этот якобы миф, Голливуд за свое существование наснимал такое множество, что каждая новая картина невольно обязана пройти через этот своеобразный «дуршлаг» сравнений, ассоциаций и воспоминаний зрителей.
Датчанка Шерфиг сняла гораздо более целомудренную, чем делают в последние годы, тонкую и умную работу, от которой не веет ни попыткой «срубить бабло» с романтичных зрителей, ни категорией B.
Перед нами очень похожая по стилю на «Воспитание чувств» интеллектуальная европейская лента с умеренной меланхолией, иронией, романтичностью и фатальностью, где все ключевые события снова развиваются в XX веке, где множество мелких деталей (вроде реплики героини про то, что она никогда не купит себе мобильный телефон), где все «розовые мелодраматические сопли» уведены куда-то за рамку повествования, где к кастингу актеров подошли с умом, и где главным антагонистом является не любовник, характер или преступление, а всего лишь время. В «Одном дне» оно не просто властвует — оно руководит героями, подчиняя весь сюжет (читай всю их жизнь) столбикам цифр. Чтобы любовь прожила много лет, иногда в нее нужно отказаться падать — жестоко, но правдиво.
Итоговый вердикт: Кажется, к работам Шерфиг можно прибивать табличку «образцовая». На сей раз это образцовая мелодрама, гораздо более тонкая, умная и интересно поданная, чем можно предполагать, читая синопсис.
Источник: weburg.net
blog comments powered by Disqus


