«Исходный код»: Заряжай мозги
Сын Дэвида Боуи — Зоуи Боуи, полжизни скрывающийся за вымышленным именем Дункан Джонс, — в 2008 году снял слишком хорошую, чтобы быть правдой, дебютную медитативную фантастическую причту «Луна 2112».
Картина окупила бюджет, заработала пару десятков номинаций и сотни благостных рецензий от критиков, а Дункан Джонс получил своего рода голливудский карт-бланш. Его второе полнометражное творение — «Исходный код»: тот же одинокий герой-символ в центре повествования, та же фантастическая канва, путанность, приличная, но не вызывающая рвотные позывы, доля мелодраматичности, словом, наглядный пример, как можно с некоторыми оговорками достойно войти в реку второй раз подряд.
Капитан Колтер Стивенс (Джилленхол) должен лететь где-то над Афганистаном в своем вертолете. Вместо этого он просыпается в поезде в компании улыбчивой девушки (Монахэн) и полусотни незнакомых ему людей. Незнакомка почему-то называет его не иначе как Шон, документы в кармане пиджака «говорят» то же самое. Но на разборки совершенно нет времени — в прямом смысле этого слова. До встречи с циничными экспериментаторами (Фармига, Райт) у героя остается всего восемь минут.
В «Луне» Джонс «играл» с реквизитом фантастических лент разных лент, чем привел в восторг в первую очередь любителей жанра. Да и сам фильм настойчиво походил скорее на эксперимент, чем на полнометражную картину.
В «Коде» он решил поупражняться уже в жонглировании самих жанров, и в этом вторая картина Джонса по силе воздействия, конечно, уступила первой, но стала более близка реалиям Голливуда.
Военная драма здесь соединяется с фантастическим боевиком, мелодрама — с любимым в последние годы американским жанром масштабных картин — экшном на террористическую тему. «Исходный код» можно в равной степени заподозрить в подражании и блокбастеру «Дежа вю», и сериалу «Квантовый скачок», и даже, как это ни кажется абсурдным на словах, «Дню сурка». Заподозрить можно, если не смотреть «Луну» или выйти с «Исходного кода», когда картина чуть перевалила за середину и немного провисла в сюжете перед финальным рывком.
И хотя в новом проекте повествование «обросло» достаточным количеством второстепенных персонажей, все они именно что второстепенные. Снова Джонс выводит на первый план «под лучи зрительской симпатии» мужчину со сложным прошлым и запутанным настоящим.
Джиленнхол в роли капитана Колтера Стивенса дает местами то милого мелодраматического обаяшку, то побитого действительностью маленького человека, то железного солдата, то философа, то ученого, то искателя приключений, то фаталиста — наблюдать каждые восемь минут за превращением героя становится даже интереснее, чем искать ответ на основную сюжетную загадку картины.
Получив неплохой бюджет, медийные лица и поддержку нескольких студий, Джонс пошел на компромисс с Голливудом, задавив в себе, быть может, тягу к созданию нового эксперимента и создав более мейнстримовую ленту. Но стиль режиссера пока по-прежнему узнаваем.
Итоговый вердикт: Между картинами, которые критика спешит назвать «шедеврами», и картинами, которые критика спешит забыть, есть крепкие середнячки — ленты по-своему тонкие, умные, хорошо снятые, избежавшие массовой истерии, но при этом предназначенные для многих. Дункан Джонс неплохо обживает этот сегмент.
Источник: weburg.net
blog comments powered by Disqus


