«Никто кроме нас»: первый блин…
Недавно кинокартина «Никто кроме нас» режиссёра Сергея Говорухина попала в программу Первого канала «Закрытый показ», где, с одной стороны, мечтают оказаться многие российские режиссёры, с другой, боятся попасть в рамки этой программы. Обычно от кинофильмов в этой передаче благодаря критикам и ведущему Александру Гордону не остаётся практически ничего. Однако Говорухин-младший со своей картиной туда пришёл и обрисовалась та сложнейшая ситуация, когда критики считают, что картина слабая, но все без исключения относятся к её режиссёру с симпатией и уважением…
Главное не война, главное - люди на войне...
Специфика картины Сергея Говорухина, режиссёра-документалиста, сценариста, писателя, общественно-политического деятеля и при этом сына знаменитого Станислава Говорухина, такова, что для её понимания (в идеале - ещё перед просмотром) необходимо знать некоторые детали биографии создателя произведения. Когда зритель узнаёт, что Сергей Говорухин специализируется на документальном освещении вооружённых конфликтов различного масштаба на территории бывшего СССР, что он побывал едва ли не во всех «горячих точках» постсоветского пространства, что в 1995 году он был ранен в Чечне и из-за ранения лишился ноги, тогда станет ясно, отчего героем фильма «Никто кроме нас» является кинооператор Евгений Левашов.
Евгений занимается документальной киносъёмкой в зонах вооружённых столкновений, конкретно - в Таджикистане, где после развала Советского Союза и благодаря близости неспокойного Афганистана сложилась опасная обстановка и, если бы не присутствие российских военнослужащих, всё могло бы закончиться очень большой кровью. Участие в войне (а любой, кто присутствует на войне, участвует в ней, будь у него в руках хоть автомат, хоть кинокамера) глубоко повлияло на личность Евгения и эти изменения стали особенно отчётливы в свете его романа с Наташей, женщиной, которую он встретил на улице и которая совершенно очевидно и являлась той самой, единственной, настоящей. Наконец-то у Левашова появился настоящий, не иллюзорный шанс на счастье, но ему остаётся всего лишь несколько дней до новой, очень опасной, командировки в Таджикистан. И он отправится в эту командировку, оставив только что обретённую настоящую любовь...
Опыт - дело наживное
Сергей Говорухин в качестве режиссёра художественного фильма в 2008 году, когда, собственно, и был представлен зрителю фильм «Никто кроме нас», выступил с этой картиной впервые. Это дебют и это многое, если не всё объясняет. Дебютный характер ленты объясняет, в первую очередь, очевидные шероховатости в работе режиссёра с актёрами. А так как ядром повествования, сердцевиной фильма являются взаимоотношения Евгения и Наташи, то отчётливее всего эти шероховатости видны именно в сценах с этими персонажами. Очевидно, что «химия» отношений между мужчиной и женщиной это почти невоспроизводимая в искусственных условиях реакция, которая покоряется лишь отдельным режиссёрам и в отдельных случаях (хрестоматийный образец - «Мужчина и женщина» Клода Лелюша). Так что спрашивать строго с дебютанта нет никаких оснований. Но зачастую, особенно в первой части фильма, становится ясно, что замечательные актёры Сергей Шнырёв и Мария Миронова попросту не понимают, что они должны играть, что изображать, какие мысли и чувства подразумевать, и так далее и так далее. Просто у Говорухина как у режиссёра не получилось достаточно ясно донести свои мысли (а содержание фильма это именно его мысли, ведь он был автором сценария по собственной одноимённой повести) до актёров. По мере развития отношений между героями атмосфера становится теплее, осязаемее, но это скорее чутьё и профессионализм актёров, нежели мастерство режиссёра.
Не удалось в полной мере Сергею Говорухину проявить себя и в той части фильма, которую он знает очень хорошо - в сценах, связанных с военными действиями. Не подлежит сомнению, что по части достоверности это очень правдивый фильм, основанный по большей части на собственном опыте. Как не обсуждается и очевидность главного посыла о страшности и странности воздействия войны на отношение человека к миру, к себе, к другим людям, к жизни, к насилию. Всё это хорошо - но глубина идеи не означает, что отображение и воплощение этой идеи должно быть скучным. А именно скучным и неинтересным оно и предстаёт в фильме «Никто кроме нас». Складывается ощущение, что режиссёр снимал все боевые сцены по образцам российских сериалов. Кто-то скажет, что война не должна быть показана зрелищно, и будет отчасти прав. Но отчего-то, например, Коппола показывает ужас и бесчеловечность войны и искалеченные ею человеческие души в «Апокалипсисе сегодня» и это не смотрится скучно. Значит, глубокую идею можно и нужно преподносить в оболочку настоящего произведения искусства, а не с помощью сериальных трафаретов.
При этом в фильме «Никто кроме нас» присутствует важная, если не самая главная, составляющая произведения искусства: эта история с описанными в ней чувствами, мыслями и поступками искренняя и правдивая. А режиссёрский опыт дело наживное. Остаётся лишь пожелать Сергею Говорухину обрастать этим опытом побыстрее.
Источник: Наш фильм
blog comments powered by Disqus


