Рецензия на фильм «Книга Илая»
После очередной религиозной бойни человечество дошло до того, что пробило огромную дыру в озоновом слое, и всех, кто не успел спрятаться в подземных бункерах, сжег ультрафиолет. И даже спустя 30 лет поверхность земли выглядит так, будто ядерная зима всё ещё в самом разгаре. Иссушенная почва похожа на растрескавшуюся кожу, и только железобетонные обломки напоминают о том, что здесь когда-то была цивилизация. Серый и коричневый спорят за звание доминирующего цвета, всё покрыто толстым слоем пыли и пепла, от растительности остались лишь обугленные остовы деревьев, а из фауны - только голые кошки, которыми не прочь закусить местное население. Большой черный парень с заплечным мешком стремительно идёт на запад, стараясь не обращать внимание на творящиеся вокруг беззаконие и беспредел, но ему это далеко не всегда удаётся. Время от времени ему приходится пускать в ход свое мачете и ломать людям челюсти. Главный ресурс в это сложное время - вода, которая в местном баре отпускается по курсу арафатка и пара перчаток за литр. Процветает каннибализм, что даёт повод сделать одно важное наблюдение: человечинка и без помощь кьянти сильно бьёт по щитовидке. Возвращение в первобытное состояние и тотальная деградация, оказываются вполне себе естественными процессами, и наивно было надеяться, что у людей останутся некие общие культурные ориентиры, но оказывается айподы, американские пикапы GMC, Motorola и Кey-Mart будут всегда, им даже ядерный апокалипсис не помеха. Во всём этом хаосе есть некий городок, который вроде бы оплот цивилизации, но только в том смысле, что тут людей едят не часто, а насилуют и убивают строго по расписанию. Создал это гетто некто Карнеги (Олдман), который учился управлению на фильмах про мафию, да и выглядит, как типичный дон средней руки. Сюда, чтобы подзарядить у местного торговца электроникой (Уэйтс) какой-то там аккумулятор и приходит тот самый парень с мачете - Илай (Вашингтон). Главный конфликт заключается в том, что Карнеги мечтает найти некую книгу (читай - Библию), чтобы благодаря её риторической силе расширить свои владения и окончательно запудрить людям мозги. Единственный экземпляр же есть у этого самого Илая, но он не хочет делится в силу того, что он слышал голоса, да и вообще имеет другие взгляды на религию. Тем более приёмная дочь Карнеги - Соляра (Мила Кунис) собирается уйти из города вместе с ним.
Братья Хьюзы, которые находятся в очень специфической нише "коммерческое кино для умников", совсем уж в "опиум для народа" ударились и натурально сняли "вестерн про второе пришествие". И чтобы это понять, не надо даже знать, что Илай - это Бог на арамейском, да и вообще иметь хоть минимальное представление о священных текстах. Настораживает простота и доходчивость мэсседжа, при том, что ожидаешь какого-то более сложного контента. Тем более, что атмосферно и стилистически картина выше всяких похвал, излюбленная братьями после "Из ада" графическая манера восприятия мира - это вообще нечто. Им удался действительно сочный и правдивый постапокалипсис, который замешан на атмосфере безысходности, гулком, резонирующем басу и игре с фильтрами холодного спектра. А герой Вашингтона настолько крут в своей спокойной расслабленности, что как-то действительно начинаешь верить в то, что добро-то на самом деле с кулаками. Жаль, конечно, что из-за вечных теологических споров ближе к финалу "Книга Илая" проседает. Но это с лихвой окупается начальной десятиминуткой и эпизодическими персонажами (ближе к середине появляющимися старичками-людоедами, по недоразумению до сих пор живущими в эпохе Эйзенхауэра), а также гениальной мыслью, что культура - это всё-таки такая дрянь, которой не то что постмодернизм, даже судный день не страшен. И, в общем-то, не важно, идёт ли речь о Cosmo или там о Шекспире.
Источник: Кино-Театр
blog comments powered by Disqus