«Черная молния»: Волга взлетела, а кино осталось
Рассматривать «Черную молнию» как самостоятельное произведение киноискусства довольно сложно. Загвоздка в том, что с первых же минут фильма на экране мелькает такое количество известных брендов, что кажется, кино здесь вообще лишнее, либо оно выполняет функцию своеобразного приложения к рекламе.
Отдел продакт плейсмента и раньше картины Бекмамбетова не очень-то жаловал, но в «Черной молнии» он вроде как перевыполнил все возможные планы: идёшь смотреть кино, а получаешь «Магазин на диване».
Пресловутая «Волга» поднялась в воздух с подачи бывшего продюсера группы «Звери», а ныне кинорежиссера Александра Войтинского: первый вариант сценария, написанный Бекмамбетовым, повествовал о стритрейсерах, но Войтинский его переписал. Местом дислокации летающего анахронизма был назначен двор простого, но честного неудачника Димы, который, по идее, должен явиться не просто супергероем, но и маяком нравственности для современных зрителей. Создатели «Черной молнии» вообще заявляют, что своим фильмом они открывают в России «жанр супергероя» (определение режиссера Войтинского).
Проблема в том, что супергерой вообще-то должен обладать хоть какой-то долей обаяния, начисто отсутствующего у персонажа Георгия Добрыгина Димы. Колоритность и яркость - свойства, которых герои «Молнии», по правде говоря, лишены. Честный Дима, его глуповатая возлюбленная Настя (Вилкова), соперник Макс (Жидков) и даже главный антагонист бизнесмен Купцов (Вержбицкий) представляют собой какое-то среднее арифметическое от кинематографа: у каждого из них есть одна, от силы две характерные черты, которые актёры вовсю эксплуатируют на протяжении целого фильма. В итоге на экране предстают не люди, а детали странного механизма под названием «новое русское кино под новогоднее оливье».
Так вот бекграундом под новогоднее оливье «Черная молния» наверняка пойдёт хорошо - жаль, этой зимой по телевизору не покажут. Однако разговоры про то, что наконец-то освоен жанр, касательно «Молнии», право, несколько преждевременны: с такой же радостью родители хвалят маленького ребёнка, научившегося кое-как играть «чижика-пыжика». Некий условный жанровый шаблон, может быть, и освоен, но от этого никому не легче: кинофильмы-то по-прежнему напоминают много раз пережеванную жвачку, а что такое качественное кино для массового зрителя мы всё ещё понимаем слабо.
Тимур Бекмамбетов, который, будучи режиссером, как раз и пытается прояснить этот вопрос, в своих картинах находит действительно интересные визуальные решения, но в «Черной молнии» он выступает только как продюсер. В результате даже летающая «Волга», которая, по идее, должна заставить всех ностальгировать и восхищаться креативом одновременно, выполняет свои функции от силы наполовину - она попросту теряется внутри довольно заезженной истории, которая, ко всему прочему, местами серьёзно буксует.
Всё происходящее в фильме снято как бы абсолютно серьёзно: пытаясь напомнить зрителям о «моральных ценностях», режиссёры Александр Войтинский и Дмитрий Киселёв забыли о юморе и самоиронии, которые столь важны для любого блокбастера (и которые почти всегда присутствуют в фильмах Тимура Бекмамбетова). В «Черной молнии» они отсутствуют, а это уже довольно печально: градус легкости резко снижается, остаётся только пафос. С ценностями также вышла неудача: для того, чтобы зрители стали копировать того или иного киногероя, неплохо бы сделать его похожим на живых людей, а не только на Робокопа.
Впрочем, успеху фильма это, как и всё вышесказанное, скорее всего, не повреди т. «Молния» наверняка займёт достойное место среди победителей в бою между новогодними премьерами - масштабная рекламная кампания делает своё дело. Сможет ли коммерческое кино в России быть интересным? Увидим в следующем году.
Источник: Наш Фильм
blog comments powered by Disqus