Тренд от Лукаса и Спилберга - к "Аватару" Кемерона
К середине декабря стало очевидно, что на полях американской киноиндустрии окончательно победили глобализм и капитал, его препохабие. При этом на полях киноиндустрии российской означенные шерочка с машерочкой позорно слили. Обе новости, в принципе, можно считать хорошими, но чем хороша вторая – разговор отдельный, пока же вернемся к новости первой.
Их трое. Трое бородачей, что искусно рядятся в кротких овечек, являясь при этом одними из самых зубастых акул мирового кинематографа. Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Джеймс Кемерон – три режиссера, три продюсера, три мультимиллионера, три главных умнички поколения бэби-бума, заразившие кино собственными комплексами и перманентно выясняющие между собой, кто из них наиболее крут.
В глазах фанатов и журнала Forbes наиболее крут Лукас, приведший несколько поколений затюканных очкариков в храм последней из мировых религий – джедаизма. Другой вопрос, что социопату Лукасу вся эта крутизна пофигу: больше всего на свете он обожает совершенствовать спецэффекты, и даже актеров себе подбирает так, чтобы – при необходимости – их можно было заменить чем-нибудь красиво нарисованным.
Его закадычному дружку Спилбергу спецэффекты также не чужды, но увлекательные подростковые игрушки (в войнушку, в динозавров, в инопланетян, в Индиану Джонса) милее вдвойне. В свои фильмы он перетащил всё, что «круто» в глазах среднестатистического подростка, и, учитывая свою потрясающую работоспособность, давно бы стал самым крутым, если б не отвлекался на свое еврейство и не отдавал ему дань то «Списком Шиндлера», то «Мюнхеном».
Наконец, Джеймс Кемерон к обоим направлениям традиционно подходил основательнее коллег. Свои мальчишеские интересы (секретные шпионы, боевые роботы, синие постчеловеки) он переносил на экран со звериной серьезностью, а по части спецэффектов старался выступать новатором. Сюжет в таких историях был побочен: грубо говоря, этому парню было интересно построить огромный макет корабля, чтобы красиво утопить его в огромном бассейне, а история Кейт и Лео, над которой рыдал весь мир, была лишь подушкой безопасности, призванной не допустить убытков.
Собственно, вся троица, наголодавшись в детстве, с возрастом переходила на всё более дорогие (скажем больше, неоправданно дорогие) игрушки, напоминая в этом наших олигархов. Но чем они от олигархов выгодно отличались, так это умением сводить дебет с кредитом: каждый их сюжет имел попсовейшее наполнение – в расчете, что охочие до философии-lights граждане не дадут случиться убытку.
В «Аватаре» Кемерон достиг двойного совершенства. Тамошний игрушечный мир, населенный синими гуманоидами нави, продуман до мелочей, ослепительно красив и идеален с технической точки зрения, – такого человечество еще не видело. При этом нравственно-идеологический посыл картины примитивен настолько и настолько не сочетается с личностью сурового капиталиста Кемерона, что вера прекраснодушных в искренность постановщика может только изумлять.
В истории про то, как блюдущие экологический баланс своей планетки синекожие нави дали леща капиталистам и военщине при помощи переметнувшегося на их сторону морпеха, многие увидели намек на войну в Ираке. Переводя на местные реалии, Кемерон снял фильм про то, как американский солдат переходит в лагерь иракских моджахедов, принимает ислам и истово взрывает бывших своих, чтобы они не мешали моджахедам жить по-моджахедски. Снял это тот самый Кемерон, который – по глазам видно – тайно голосовал за Буша-младшего, уважая его бойтскаутские мозги и налоговую политику.
Однако подобный гуманистический и экологический гиперпафос полностью соответствует тому, что творится сейчас в головах у т.н. «просвещенной части человечества», к которой принадлежит большая часть американских и европейских коллег Кемерона. Граждане на полном серьезе борются против глобального потепления, вырубки амазонской сельвы и окультуривания племен, подчеркивая, что пигмеи соплеменников не просто так жрут, а с укропом и ритуальными танцами, то есть, что-то такое себе подразумевают, а это уже культура особая.
Неудивительно, что при подобном тренде очередную таблетку-плацебо от Кэмерона приняли за чистую монету. «Аватар» бьет все рекорды по популярности, киноакадемики готовятся осыпать его «Оскарами», а левая критика и экологические движения воспевают картине осанну и, судя по всему, искренне недоумевают, зачем такой хороший фильм стали рекламировать в «Макдоналдсах».
Словом, Кемерон в очередной раз блестяще развел всех: как и в случае с «Титаником» (а еще раньше – с «Терминатором-2»), построил себе дорогущую игрушку, реализовал подростковую мечту, заставив зрителей за неё расплатиться. Ибо никто лучше Кемерона еще не научился столь остро чувствовать специфику момента и определять, какого рода пафос сейчас наиболее востребован. А востребован он, к слову, до такой степени, что за него даже Нобелевские премии мира дают.
При этом – все по-честному. Такой одуряющей, нечеловеческой красоты, коей пропитан «Аватар», мы еще не видели. Да, некоторые находят, что фильм глуповат, но «дура – не дура, а пару лимонов в день наполаскиваю».
Впрочем, то, что капиталисты и финансовые воротилы много умней своих идеологических противников (левых и экологов) мы догадывались и раньше, наблюдая, как в местах массового слета борцов с глобализмом загодя вырастают сетевые магазины, торгующие презервативами и пивом. Причем никто из антиглобов, конечно, не замечает подвоха, как не заметят его и в том случае, когда под топор пустят очередной гектар амазонской сельвы, чтобы на расчищенной площадке построить очередной кинотеатр и крутить там «Аватар», благо фильм, действительно, отличный.
Источник: Newsland
blog comments powered by Disqus