Итоги кинопрокатного года 2009: десятка лидеров и общая кинокасса
Традиционно отчётный год отечественного кинопроката отсчитывается с 1 декабря, и к середине месяца подводятся окончательные финансовые итоги завершившегося сезона, опираясь на которые можно сделать вывод о том, как изменился российский кинопрокатный рынок за прошедшие 12 месяцев.
В отличие от американского рынка, которого мировой экономический кризис не только не коснулся, но наоборот, который сумел вырасти за год на 9%, российский кинопром оказался под ударом. Пострадало не только кинопроизводство, замороженное почти на полгода и лишь во второй половине сезона понемногу начавшее оживать, но и прокат — впервые с 1999 года случилось падение валовой кассы в долларовом эквиваленте — с рекордных $830 млн до $736 млн. Это произошло в основном благодаря курсовой разнице, однако в пересчёте на число проданных билетов всё-таки обнаружен небольшой рост — с прошлого года эта цифра выросла на 4,6 миллиона, достигнув очередного рекорда в 138,5 миллионов. С учётом полуторапроцентного роста средней стоимости билета валовая рублёвая касса тоже немного выросла — до 22,4 млрд рублей.
По настоящему успешными за прошедший год относительно предыдущего 2008 можно считать только апрель («Тарас Бульба» и «Форсаж 4»), июль («Ледниковый период 3») и ноябрь («Новолуние» и «2012»). В остальном долларовый бокс-офис значительно отставал от года-предшественника, в частности, впервые за последние годы не удалось обновить абсолютного рекорда сборов и рекорда числа выпущенных копий.
Далее мы рассмотрим 2009 год в деталях — распределение между отечественным и зарубежным кино, между прокатчиками, а также между блокбастерами и релизами второго плана. Традиционно представляем десятку лидеров проката России за 12 месяцев (в скобках указано место в абсолютном зачёте):
1. (2) «Ледниковый период 3» — $44,6 млн |
Если рассматривать десятку лидеров в целом, то лишь два фильма из них вошли в топ всех времён (год назад он сменился на 80%), в сумме же они заработали $228 млн (год назад десятка лидеров собрала $288 млн — лидеры упали сильнее валовой кассы, сразу на 21%, отдав остальным фильмам 70% общей кассы). В топ-10 вошли сразу 5 отечественных фильмов (год назад их было всего 3), однако это не помогло успешности отечественных проектов в прокате.
Лидер среди них — «Обитаемый остров» — стал первым в новейшей истории случаем провала громкого российского блокбастера в прокате. Это произошло как по причине слишком сильной конкуренции в новогоднем прокате, так и откровенных ошибок создателей, в частности — неудачного разделения «Острова» на две части. В целом же за прошедший год лишь один отечественный фильм оказался существенно прибыльным — «Любовь-морковь 2» окупила свои вложения почти дважды (первая часть комедийного франчайза окупилась три раза), ещё пять отечественных фильмов в уходящем году оказались на грани окупаемости — всё это комедии, оставшиеся на стадии пост-продакшна с прошлых сезонов, вроде «Невесты любой ценой» или «Каникул строгого режима». «Стиляги» же и «Тарас Бульба», хоть и оказались среди самых кассовых, окупились лишь наполовину, в точности как «Обитаемый остров».
В общем же зачёте 78 российских проектов собрали в этом году $176 млн (24% общей кассы, $211 млн и 25% было в прошлом году), из которых первая десятка собрала $126 млн, больше миллиона собрали 19 фильмов (из 119 всех «миллионников» года). Таким образом, доля отечественного кино в общем прокате почти не изменилась — осталось узнать, как изменились с прошлого года вложения государства и частных инвесторов в наше убыточное кино, год назад эта сумма равнялась $250 млн. И как эти вложения скажутся на количестве выпускаемым фильмов, поскольку из полутора сотен позапрошлогодних проектов половина уже выпущена, надолго ли хватит остальных (на новые проекты нельзя расчитывать — сейчас на «Мосфильме» в производстве находится лишь восемь картин), и какого они будут качества в свете случившегося полугодичного производственного простоя.
Возвращаясь к картине российского проката, обсудим долю отдельных прокатчиков. Как мы и предполагали год назад, произошедшие рокировки среди студий-мейджоров сменили лидера — «Юнивёрсал» упал с первого места на пятое (с 8%), а его место с повторением двухсотмиллионного рекорда занял тандем местных дочек «Диснея» и «Сони» (28%). Далее следуют «Каро» (пакет «Уорнеров», 19%), ЦПШ (пакет «Парамаунта» и обещанный рост до 16%) и «Фокс» (15%). Среди второго эшелона случилась ещё одна заметная рокировка — благодаря контракту на прокат «Сумерков 2», первому в истории независимому релизу среди лидеров, «Парадиз» уступил шестое место «Весту».
От итогов перейдём к прогнозам — двухгодичной давности «гонка копий», которая возродилась со стартом «Аватара», продолжена не будет ввиду почти полной остановки ввода в строй новых залов, зато существенно изменится структура старых залов — больше станет цифровых проекторов, рассчитанных на трёхмерное кино (сейчас их не более шестой части от общего числа), в частности, за счёт затяжной реконструкции старых, ещё советских кинотеатров, находящихся сейчас на балансе всяческих ФГУПов.
Снова снизится как число выпускаемых фильмов, так и доля среди них фильмов российских, рост числа проданных билетов тоже ожидается весьма скромный, баланс же рублёвой и долларовой кассы будет зависеть скорее от курсовых колебаний, чем от качества выпускаемых фильмов. Впрочем, абсолютный рекорд по числу копий уже побит, могут пошатнуться и другие рекорды, однако надежды тут скорее на прорывы отдельных фильмов, а не на общий тренд.
Источник: Кинокадр
blog comments powered by Disqus