Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



«Красная палатка»: как русские танки открыли дорогу Шону Коннери

20 декабря 2009
«Красная палатка»: как русские танки открыли дорогу Шону Коннери

В конце 60-х годов прошлого столетия Шону Коннери и присниться не могло, что он будет сниматься в совместном советско-итальянском фильме. Коннери был одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, его лицо знал весь мир (кроме СССР) и это было лицо секретного британского агента 007, ведь именно Шон Коннери был первым Джеймсом Бондом.

Однако когда мистер Коннери потребовал прибавки к и так немалому гонорару, продюсер отказался, и знаменитый агент 007 остался без работы. А в это время не менее знаменитый продюсер Франко Кристальди («Развод по-итальянски») отчаянно искал исполнителя роли Руаля Амундсена для фильма «Красная палатка». Сэр Лоуренс Оливье отказался от роли, мотивируя это тем, что русские танки оккупировали Прагу. По той же причине отказались Пол Скофилд, Джон Уэйн и другие крупные актеры.

Оставалось лишь обратиться к второсортным голливудским персоналиям, но Кристальди не хотел этого - в фильме, по замыслу продюсера, должны были играть звезды мировой величины, это сразу привлекло бы зрителя. И тут - такая удача. Безработный Джеймс Бонд! Шон Коннери не стал вдаваться в нюансы с оккупацией Праги, ему хотелось в первую очередь доказать создателям бондианы, что он - востребован, что он - по-прежнему звезда. И голливудская знаменитость блеснула в одном из лучших фильмов советского кинематографа.

Идею создания фильма о трагедии полярной экспедиции Нобиле подбросил Михаилу Калатозову (наиболее известный фильм - «Летят журавли», 1957 г.) немецкий кинопродюсер. Режиссер увлекся драматизмом сюжета. Сценарий к будущему фильму написал Юрий Нагибов (при участии Михаила Калатозова) и кинопродюсер, уже настроившийся финансировать будущий боевик, отказался. Дело в том, что из «Красной палатки» отнюдь не получался ни боевик, ни триллер. Психологическая драма - да. Исторические факты - да. Но с точки зрения немецкого кинопродюсера, суд совести, вокруг которого плотно закручен весь сюжет, являлся не слишком продаваемым вариантом.

Красная палаткаМаленькая историческая справка. В мае 1928 года Умберто Нобиле, итальянский исследователь Арктики, бывший соратник Руаля Амундсена, снарядил дирижабль, назвал его именем своей родины и отправился в арктическую экспедицию. Исследователь планировал достичь Северного полюса и это ему удалось. Правда, приземления не было, но с дирижабля сбросили итальянский флаг и крест, специально переданный для этой цели Папой Римским. На обратном пути произошла катастрофа - недалеко от Шпицбергена дирижабль столкнулся с землей и развалился на две части. Одна из них так и не была найдена, как и члены экипажа, оказавшиеся в ней - эта часть продолжила полет в неизвестность. Вторая же упала на льдину вместе с девятью исследователями и самим Нобиле. Был передан сигнал SOS, и к потерпевшим бедствие устремились со всех сторон спасатели. Однако, пробиться к полярникам так и не смогли - мешали и погода, и торосы. При попытке отыскать и спасти экспедицию Нобиле пропал Руаль Амундсен. Впоследствии были найдены остатки его самолета, потерпевшего крушение. Добраться до экспедиции смог шведский пилот Лундборг - он вывез в Кингсбей серьезно раненого Нобиле, а остальных полярников спас советский ледокол «Красин».

Красная палаткаВот эта-то история и стала основой сюжетной базы фильма. И то, от чего отказался немецкий продюсер, подхватил итальянский - Франко Кристальди решил, что драматизма будет предостаточно. И выделил $10 млн. на создание картины - по тем временам весьма и весьма крупные деньги.

В целом фильм соответствует реальным событиям, и его даже можно смотреть, как исторический (разумеется, если отбросить мысли о портретном сходстве настоящих людей и их кинематографических воплощений). Правда, никакой любовной линии, преданной невесты одного из членов экспедиции, в реальности не существовало. Это появилось в сценарии по желанию Кристальди и стараниями его сценариста Эннио де Кончини (того самого, который написал сценарий «Развод по-итальянски»). Кристальди не просто желал поднять зрительский интерес (а всем известно, что фильмы с наличием любовной линии смотрятся активнее), но и дать роль своей невесте - Клаудии Кардинале.

Вообще над сценарием работали трое: первоначальная версия принадлежала Юрию Нагибину, затем Кончини дописал любовный сюжет, и в самом конце англичанин Роберт Болт (самые известные сценарии - «Доктор Живаго», «Человек на все времена») добавил в сценарий всего две фразы, которые буквально перевернули все восприятие фильма.

Красная палаткаПервая из этих фраз - это объяснение Нобиле почему он первым покинул льдину, в то время как капитан, по традиции, покидает корабль последним... если успевает. Роберт Болт дал Нобиле оправдание: «Только с Большой земли и только я мог ускорить спасение оставшихся - моих измученных, больных товарищей». Вторая же фраза при просмотре фильма оскорбила генерала Нобиле (он был жив в то время, когда начался прокат «Красной палатки»), и обида осталась с ним до самой смерти. Дело в том, что воображаемый диалог между Нобиле и Амундсеном звучит так:

- О чем ты думал тогда, в част отлета? (Амундсен)
- О тысяче вещей... (Нобиле)
- Ты думал о тех, кто остался на льдине?
- Да.
- О Мальмгейне, Дзаппи и Вильери?
- Да.
- О дочери?
- Да.
- О горячей ванне?
- Да... Боже мой! Боже мой - я думал и о горячей ванне.

После просмотра фильма Нобиле сказал, что в общем ему все понравилось, но вот про горячую ванну он не говорил. И даже не думал. А наследники генерала потом утверждали, что эту фразу он не забыл.

Красная палатка«Красная палатка» - это фильм для любителей исторических сюжетов, а также для тех, кто увлекается психологизмом на киноэкране. В фильме достаточно и первого, и второго. Причем, все - высшего качества. Многие кадры просто удивительны, а есть и совершенно уникальные. Так, в финале показан самый настоящий «отел» ледника - когда от ледника откалываются льдины. Таких и документальных кадров не слишком много, уж очень тяжело поймать нужный момент, да и безопасной такую съемку назвать нельзя.

Несмотря на напряженный психологический драматизм, несмотря на полнейшую предсказуемость сюжета - ведь уже давно известно, чем закончилась экспедиция Нобиле, кто и как спасся, - фильм смотрится буквально на одном дыхании. А напряжение сохраняется.

Также фильм рекомендуется для просмотра тем, кто любит отличную актерскую работу. В «Красной палатке» собралось настоящее созвездие: Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Харди Крюгер, Эдуард Марцевич, Никита Михалков, Юрий Соломин, Донатас Банионис, - звезды мировой величины и легенды отечественной кинематографии оживают в «Красной палатке». Старом фильме, который по сей день не утратил своей актуальности, своего обаяния и красоты.

«Красная палатка» - редкость на экранах, заполняемых различным ширпотребом не слишком высокого качества. Это фильм, который хочется пересматривать. Это - та самая свежесть, которой добивался Воланд, первая, она же - последняя.

Источник: Наш Фильм

1346

blog comments powered by Disqus

Кино


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI