"Аватар" - кино будущего
Интернет вопит о революции. Нет, Зимний не захвачен лимоновцами, а Белый дом — взбунтовавшимися индейцами. Просто Джеймс Кэмерон завершил-таки эпохальный миф «Аватар» стоимостью почти в четверть миллиарда.
Выход фильма на экраны сродни технологическим прорывам в кино — подобно приходу звука или цвета. Если коротко: 3D перестала быть аттракционной игрушкой в руках дуболомов. Компьютерная технология обернулась оправданной материей, легким ситцем, из которого можно шить волшебное платье зрелищного аттракциона.
Поехали!
Зритель надевает стереоочки и… вылетает из оболочки расчетливого бухгалтера, сварливого кинокритика, высоколобого сноба, ныряя в забытое детство. Его, младенчески невесомого, подхватывает телепортация, зашвыривая в глубину экрана. А там…
«…Всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы». Кэмерон сказал: «Поехали!». И отправил нас на диковинную планету Пандора. Как описать Пандору словами? Лучше один раз увидеть: разгоряченную многослойную живопись джунглей, парящие в воздухе горы, фосфорические цветы, крылатых ящеров и сноровистых драконов, выпученных синих лемуров, четырехглазых буйволов и прочих саблезубых чудищ, скользких гиен, экзотических птиц. В центре мировой нейронной сети, связывающей в единый организм жизнь планеты, — священное дерево Эйва. В сплетении ее ветвей — нервных волокон — слышны голоса предков; одуванчиковые зонтики Эйвы — летучие приветствия этой мировой души. Обитает на Пандоре раса На’ви — высоченные гуманоиды с удлиненными голубоватыми телами, широко расставленными золотистыми глазами и хвостом — связующим звеном с одушевленной природой.
Трансмиссия выполнима
Прикованный к инвалидному креслу морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) отправляется из Канзаса на Пандору (спутник планеты-гиганта Полифемуса в галактике Альфа) по приглашению Управления по разработке природных ресурсов. Здесь за спиной научных изысканий корпоративный консорциум ведет разведку редкого минерала унобтаниума, способного решить проблему энергетического кризиса Земли.
Каждому интернет-пользователю известно, что «аватар» — это графическое представление человека в Сети. В индуизме «аватар» — существо, воплощающее Бога. У Кэмерона — это трансмиссия, биотело (сложная комбинация ДНК человека и представителя На’ви) с дистанционным управлением.
Под бдительным присмотром ученых внутренняя сущность Джейка перевоплощается в аватара, гибрида человека и пандорца. Он должен стать своим среди чужих племени На’ви, убедить их не ставить препятствий землянам в добыче бесценной руды. В крайнем случае, бессмысленных хвостатых аборигенов просто уничтожат. Засланный Землей казачок, безногий Румата-Джейк погружается в мир совершенно иной цивилизации, не потерявшей духовной связи с природой. Именно он, продукт генной инженерии, землянин в теле пандорского гуманоида, поведет туземцев со стрелами на битву против «своих», оснащенных вертолетами, роботами, газом, электронным оружием. Незамысловатая до наивности, вполне традиционная для приключенческой фантастики история, внятный гуманистический призыв, комиксовая облатка — всего этого недостаточно, чтобы превратить рядовой хит в кинособытие, технологическое чудо XXI века.
Но за дело переустройства кино взялся не просто режиссер.
«Я всегда пытался выйти за рамки возможного, — признается оскаровский рекордсмен Джеймс Кэмерон («Терминатор 1, 2», «Чужие», «Титаник»). — Работу над «Аватаром» можно сравнить с прыжком с отвесной скалы и изготовлением парашюта в падении. Это настоящий адреналин». По его словам, много лет назад он увидел во сне представителей голубокожей расы На’ви — пришлось сочинить и одушевить для них целую планету, а заодно реформировать кинематограф.
«Аватар» — первая игровая картина Кэмерона со времен «Титаника». Путь длиной в 14 лет. Впрочем, в это время режиссер-экспериментатор занимался подводными съемками, делал документальные фильмы о призраках бездны «Титанике» и «Бисмарке». Целый год плавал с нашим исследовательским судном «Мир», и сегодня он дорожит дружбой с ученым Анатолием Сагалевичем. Кэмерон — сам ученый, изобретатель, одержимый мечтой о кино. Более 30 лет назад друзья-дантисты дали 20 тысяч долларов на его дебютную кинофантастику «Ксеногенез». В нем уже была посеяна навязчивая мысль о людях, бороздящих Вселенную в поисках новой точки отсчета Бытия. В сценарии «Аватара» переплетены мотивы разных фантастических произведений. В том числе Станислава Лема, Эдгара Райса Берроуза, Пола Андерсона. Но прежде всего Фрэнка Герберта. Многие идеи и смыслы из его трилогии о Пандоре («Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения») стали основой, фундаментом «Аватара».
Сценарий фильма написан в 1994 году. Десять лет ждал своего часа. Возможности кинематографа не позволяли осуществить глубоководное погружение в выдуманное мифологическое пространство Пандоры. Однако компьютерные технологии развивались в бешеном темпе, будто торопились скорей достичь планки, поставленной главным мэтром в области зрелищного кино, решившим создать вселенную, «экосистему фантасмагорических растений и существ и местных жителей с богатой культурой и собственным языком». Пандорские аборигены общаются между собой не на абракадабре: их язык и культура создавались в сотрудничестве с языковедами Центра управления коммуникаций Университета Южной Калифорнии. Работа над самим фильмом заняла четыре с половиной года.
В кинопослании вдохновенного визионера Джеймса Кэмерона горькая мысль об ошибочном, вредоносном пути человечества. Истребив все живое на собственной планете, военизированные бригады рыщут в соседних галактиках в поисках харча для своих ненасытных машин. Что могут предложить люди жителям Пандоры? А ничего. Их любимый вид спорта — уничтожение всего живого.
Именно об этом я и спросила режиссера.
«Новая»: Можно ли считать, что фильм — приговор землянам? Проект «Человечество» потерпел фиаско? Люди превратились в рейдеров, тотальных разрушителей мироздания?
Кэмерон: Мы с вами помним миф о Пандоре, обладательнице ларца с бедами и надеждами. Наш фильм, обращаясь к универсальным чувствам, дает серьезный повод задуматься. Остановиться. Предотвратить развитие катастрофы. В том числе экологической. Иначе всех нас ожидает трагедия, не кризис, но настоящий, гибельный коллапс.
Операция «Захват»
Новаторство фильма в том, что наконец преодолена мультяшная разделенность трехмерного персонажа и среды. Отныне воображение художников не ограничено техническими возможностями, невероятное обретает подлинность. На помощь творцам пришла усовершенствованная система performance capture — «захват образа и героя». Актеры, обвешанные датчиками, шлемами, камерами, играют с полной отдачей. Технология «захвата» фиксирует малейшие эмоциональные оттенки, движения мимических мышц — актеры инкарнируются в компьютерную графику. Камера следует за сочиненным художниками персонажем, действующим рядом, в «ансамбле» с живым актером. Эффект присутствия обеспечивает зрителю «вторжение» в эпицентр действия.
В общем, перед нами редкий случай превращения «как» во «что».
Среди 1000 человек, работавших над фильмом, — команда новозеландской компании WETA Digital, получившая «Оскара» за визуальные эффекты во «Властелине колец».
Властелин пионерского зрелищного блокбастера Джеймс Кэмерон хорошо воспитан, уважительно разговаривает с журналистами, скромно оценивает собственную работу: «Возможно, с «Аватаром» мы сможем интегрировать 3D в кинематограф по-взрослому». Если его фильм соберет кассу (а этому скорей всего даже кризис не помешает), «Аватар» превратится в трилогию. Но вряд ли Кэмерон останется надолго в проекте. Настоящий Паганель от кинематографа уже будет в новой компьютерной пробирке взращивать из зерна очередной безумной идеи — живое древо нового фильма.
P.S. На встрече со съемочной группой журналисты спросили трижды номинированную на главную кинопремию мира звезду Сигурни Уивер, на какие «Оскары», по ее мнению, может рассчитывать «Аватар». «На все», — ответила актриса и заговорщицки подмигнула Кэмерону.
Лариса Малюкова
Источник: OVideo
blog comments powered by Disqus