Наследники Уолта Диснея
В 1939 году американская киноакадемия вручила специальный "Оскар" Уолту Диснею, отметив таким образом его заслуги в развитии мультипликации, которая произвела "революционные изменения в индустрии развлечений". Спустя ровно 70 лет один из самых известных голливудских режиссеров Роберт Земекис объявил о том, что в кинематографе созрела новая революционная ситуация и ее плоды также достойны отдельного упоминания в перечне номинаций на самую престижную кинопремию мира.
В свое время Уолт Дисней действительно перевернул мир. Его творческая одержимость и организаторский талант превратили анимацию из гадкого утенка, игнорируемого "настоящим" кинематографом, в курицу, несущую ныне золотые яйца размером со страусиные. Анимационные фильмы стали столь же неотъемлемым элементом проката и кинофестивалей, как и крупнобюджетные фантастические боевики и высоколобые драмы. Но лишь в 2001 году Американская киноакадемия сподобилась признать полнометражную анимацию особым жанром, учредив для нее отдельную "оскаровскую" категорию "Лучший мультфильм года".
И вот теперь стать в некотором роде наследником Уолта Диснея стремится режиссер "Форреста Гампа" Роберт Земекис. Все последние годы он с разным успехом экспериментирует с системой захвата и обработки изображения "performance capture". Эта техника позволяет создавать на экране практические любые образы, используя в качестве шаблона движения и мимику живых актеров. Причем один актер в таком фильме может играть сразу множество ролей, как было в случае с Томом Хэнксом, снимавшемся у Земекиса в "Полярном экспрессе".
За последние несколько лет подобные технологии шагнули далеко вперед. Некогда девственно-гладкие полигоны трехмерных моделей обзавелись богатейшими текстурами, рисованные персонажи утратили столь бросавшуюся в глаза кукольность и приобрели одушевленный вид, а их эмоциональная выразительность теперь практически не уступает обаянию иных "оскараносцев".
Том Хэнкс на съемках "Полярного экспресса" |
Еще эффектнее был джексоновский Кинг Конг, отличить которого от настоящей гориллы наверняка сможет лишь очень крупный эксперт по человекообразным обезьянам. Никаких кукол и облаченных в латекс и шерсть статистов Джексон не использовал; перед камерами скакал и колотил себя в грудь все тот же Энди Серкис, увешанный, словно новогодняя елка огнями, гирляндами датчиков.
Однако именно Роберт Земекис первым из режиссеров выступил с инициативой закрепления особого статуса фильмов, созданных с использованием систем захвата изображения. По его мнению, высказанному в одном из последних интервью, такие проекты должны состязаться за премию "Оскар" не на общих основаниях, а в отдельной категории.
Предложение Земекиса, несомненно, не лишено здравого смысла. Он и прочие революционеры, вроде того же Джексона или Спилберга, работавших на момент написания данной статьи над экранизацией комиксов о Тантане, уже в ближайшие годы доведут технологию до совершенства, и грань между компьютерными и живыми персонажами сотрется окончательно. Более того, прогресс в этой области может заставить киностудии, запускающие ленты с обилием анимации, и вовсе отказаться от привлечения известных актеров, гонорары которых подчас составляют львиную долю бюджета.
Как это не удивительно, но примером может служить последний проект самого Земекиса - фильм "Рождественская история", в котором благодаря "performance capture" сразу несколько ролей сыграл Джим Керри. Проект фактически уже провалился в прокате, заработав с момента премьеры, состоявшейся 6 ноября, лишь 86 миллионов долларов. Наверняка почти 200-миллионый бюджет картины мог быть куда меньше, воспользуйся Земекис услугами не столь высокооплачиваемого актера.
<!-- lentavideo ('video/kino/kongmaking/video1', 320, 180, 'player2'); // -->
И если в недалеком будущем мощнейшие графические станции будут, как пирожки, "выпекать" компьютерных "джеков николсонов" и "томов крузов", в какой категории оценивать эти работы? "Лучший актер года"? "Лучшие спецэффекты"? Вот здесь и может пригодиться особая номинация, о которой заговорил Земекис.
Совсем скоро мир узрит новую ступень эволюции технологии захвата и обработки изображения - фильм "Аватар", с которым из долгой добровольной ссылки возвращается в большое кино Джеймс Кэмерон. Уже видевшие фрагменты картины эксперты, в том числе сам Стивен Спилберг, уверяют, что эта картина изменит наши представления о кинематографе навсегда, четко разделив историю его развития на "до" и "после".
Вполне возможно, мы все станем свидетелями такой же революции, какую некогда произвел в киноиндустрии Уолт Дисней. И кто знает, может быть, в этом случае американской киноакадемии не потребуется почти 65 лет, прошедших с момента выхода "Белоснежки и семи гномов" до учреждения номинации "Лучший анимационный фильм года", чтобы прислушаться к аргументам Роберта Земекиса.
Источник: Lenta
blog comments powered by Disqus