С третьей попытки
У Роланда Эммериха никак не получалось уничтожить человечество. То инопланетяне оказывались слабаками, которые на своих главных компьютерах даже антивирусов не держат, то от страшных замораживающих все живое бурь оказалось возможным спастись в Мексике. Однако в "2012" он наконец сделал то, что не удалось ему в "Дне независимости" и "Послезавтра".
Неизвестно, хотел ли этого сам Эммерих, но три этих фильма в голове автора этих строк объединяются в трилогию, которую условно можно озаглавить "Полный конец". Конечно, герои и завязки сюжетов всех этих фильмов отличаются, однако идеи, приемы и ляпы остаются неизменными.
История гибели всего человечества берет свое начало в далеком 1996 году. По словам самого Эммериха, ему всегда казалось странным, что инопланетяне, посещающие Землю, обычно прячутся от людей. Именно поэтому в "Дне независимости" у немецкого режиссера тарелки прилетают днем и уничтожают все крупные города, совершенно не скрываясь от землян.
Масштаб угроз существованию жизни на планете рос, и в фильме "Послезавтра" главным врагом человечества выступила сама Земля: из-за глобального потепления нарушилась циркуляция воды в океанах, что привело к катастрофически быстрому наступлению нового ледникового периода. Наконец, в "2012" человечество столкнулось лицом к лицу с Солнцем, которое своими нейтрино разогрело мантию, вызвав движение коры и катаклизмы.
Есть люди, которым от природы чужда умеренность. К таким персонажам относятся Ксения Собчак, Линдсей Лохан и Роланд Эммерих. Выпускаясь из мюнхенской Школы кино и телевидения, Эммерих снял самый дорогой студенческий фильм в истории кинематографа - съемки обошлись в один миллион немецких марок. Права на "Бегство во Вселенную" (именно так называлась выпускная лента режиссера) были приобретены прокатчиками 25 стран мира. |
Неудивительно, что из трех фильмов "2012" может похвастаться самыми дорогими спецэффектами. Этот фильм - фактически квинтэссенция всего, что делал режиссер до этого. Есть здесь и сцена затопления Гималаев, гораздо более внушительная, чем тонущий Нью-Йорк в "Послезавтра", есть сцена рождения супервулкана, впечатляющая больше, чем разрушение городов лучами пришельцев в "Дне Независимости". Имеются и совершенно оригинальные сцены - в одном из эпизодов самолет с главными героями пролетает мимо офисного здания, откуда ровным потоком неторопливо выпадают письменные столы, бумаги и люди.
Масштабы разрушения в новом фильме тоже самые впечатляющие. Горстка выживших на гигантских современных ковчегах - вот и все, что осталось от 7 миллиардов людей. Совершенно изменилась форма континентов, а на месте ЮАР появились самые высокие в мире горы.
Что касается сюжета "2012", то он убог подчиняется всем канонам фильма-катастрофы. Узость жанра хорошо известна - горстка людей спасается от некоторого катаклизма, постепенно уменьшаясь в численности. В данном случае Джексон Кертис в исполнении Джона Кьюсака ведет свою семью сквозь разрушения к загадочным ковчегам, о которых ему рассказал сумасшедший из Йеллоустоунского парка.
Однако главный недостаток фильма не в этом, а в том, что герои этой картины - неприятные ребята. Начать хотя бы с того, что Аманда Пит (исполняющая здесь роль матери семейства, бросившей мужа ради парня с "Порше") в принципе не может играть обаятельных персонажей. Ученый, традиционно положительный персонаж для такого рода кинолент (герой Голдблюма в "Дне независимости" лично помогал уничтожить инопланетные корабли), в данном случае оказывается участником всемирного заговора. Даже несгибаемый американский президент - мямля и нытик.
Второстепенные герои тоже хороши: русский бизнесмен мафиозного типа, который заплатил за билеты на корабль для себя и сыновей по миллиарду евро за каждого, китаец, который чуть не топит весь американский ковчег (на котором спасаются несколько десятков тысяч человек), пытаясь нелегально протащить на борт бабушку и дедушку, и русская блондинка с собачкой.
Однако самое главное разочарование - это, конечно же, главный герой. Кьюсак работает в традиционном для Николаса Кейджа формате - "человек с очень озабоченным лицом", добавляя своему герою немного неуместные негативные черты. Писатель-неудачник и анархист (в один из моментов он заявляет: "Когда власти просят не беспокоиться, надо бежать") он вызывает неприязнь, а местами даже отвращение, у собственного сына. До последних минут фильма он не делает ничего героического, а последний подвиг, кажется, совершает от безысходности. Нет здесь даже типичного рубахи-парня, как Уилл Смит в "Дне независимости", который мог бы внести в происходящее долю позитива.
Нельзя не отметить существенное достижение Эммериха - полное торжество тезиса "спасутся только те, кто с баблом". Как замечает один из главных героев, "без частных пожертвований производство ковчегов было бы невозможным". Хотел этого Эммерих или нет, но на выходе у него получился фильм, после которого остается сожалеть, что погода и Солнце не довели дело до конца. Ах да, и главный мерзавец, которого в подобных лентах традиционно настигает кара, в данном случае выживает.
Все это буйство красок разбавляет традиционный для Эммериха юмор - плоский, как стол. Во время погружения Калифорнии в пучину океана героям до некоторого момента мешают спастись две бабушки, одна из которых очень волнуется за купленные яйца. Или после фразы "Мы отдаляемся" между двумя персонажами раскрывается гигантский разлом.
Ну и наконец совсем немного о ляпах. Их там просто безумное количество, но все они, впрочем, вполне органично смотрятся на фоне тотальной бредовости происходящего на экране. И действительно, кому в голову придет соотносить высоту Эвереста и высоту накрывающей его волны, когда о высочайшую вершину мира трется боком ковчег, которому какой-то шнурок мешает закрыть самый главный люк. Отметим только, что даже когда Европы уже нет, а Гавайские острова представляют собой море лавы, а президента США слегка придавило авианосцем, сотовые телефоны по-прежнему работают.
Вместо заключения
Когда этот комментарий уже почти был готов, один из коллег автора этих строк высказал безумную мысль. А что, если Эммерих делает это все на полном серьезе? Что, если напоминающий молодого Брежнева российский президент - это действительно замаскированное высказывание режиссера о намечающейся стагнации в российской политике, а гибель чернокожего главы США в окружении засыпанных пеплом тел под авианосцем "Кеннеди" - аллюзия на безуспешные попытки Барака Обамы реформировать систему здравоохранения? Такие мысли, право же, пугают гораздо больше, чем перспектива гибели всего человечества в 2012 году.
Источник: Lenta
blog comments powered by Disqus