Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



С третьей попытки

21 ноября 2009

У Роланда Эммериха никак не получалось уничтожить человечество. То инопланетяне оказывались слабаками, которые на своих главных компьютерах даже антивирусов не держат, то от страшных замораживающих все живое бурь оказалось возможным спастись в Мексике. Однако в "2012" он наконец сделал то, что не удалось ему в "Дне независимости" и "Послезавтра".

Неизвестно, хотел ли этого сам Эммерих, но три этих фильма в голове автора этих строк объединяются в трилогию, которую условно можно озаглавить "Полный конец". Конечно, герои и завязки сюжетов всех этих фильмов отличаются, однако идеи, приемы и ляпы остаются неизменными.

История гибели всего человечества берет свое начало в далеком 1996 году. По словам самого Эммериха, ему всегда казалось странным, что инопланетяне, посещающие Землю, обычно прячутся от людей. Именно поэтому в "Дне независимости" у немецкого режиссера тарелки прилетают днем и уничтожают все крупные города, совершенно не скрываясь от землян.

Масштаб угроз существованию жизни на планете рос, и в фильме "Послезавтра" главным врагом человечества выступила сама Земля: из-за глобального потепления нарушилась циркуляция воды в океанах, что привело к катастрофически быстрому наступлению нового ледникового периода. Наконец, в "2012" человечество столкнулось лицом к лицу с Солнцем, которое своими нейтрино разогрело мантию, вызвав движение коры и катаклизмы.

Есть люди, которым от природы чужда умеренность. К таким персонажам относятся Ксения Собчак, Линдсей Лохан и Роланд Эммерих. Выпускаясь из мюнхенской Школы кино и телевидения, Эммерих снял самый дорогой студенческий фильм в истории кинематографа - съемки обошлись в один миллион немецких марок. Права на "Бегство во Вселенную" (именно так называлась выпускная лента режиссера) были приобретены прокатчиками 25 стран мира.

Неудивительно, что из трех фильмов "2012" может похвастаться самыми дорогими спецэффектами. Этот фильм - фактически квинтэссенция всего, что делал режиссер до этого. Есть здесь и сцена затопления Гималаев, гораздо более внушительная, чем тонущий Нью-Йорк в "Послезавтра", есть сцена рождения супервулкана, впечатляющая больше, чем разрушение городов лучами пришельцев в "Дне Независимости". Имеются и совершенно оригинальные сцены - в одном из эпизодов самолет с главными героями пролетает мимо офисного здания, откуда ровным потоком неторопливо выпадают письменные столы, бумаги и люди.

Масштабы разрушения в новом фильме тоже самые впечатляющие. Горстка выживших на гигантских современных ковчегах - вот и все, что осталось от 7 миллиардов людей. Совершенно изменилась форма континентов, а на месте ЮАР появились самые высокие в мире горы.

Что касается сюжета "2012", то он убог подчиняется всем канонам фильма-катастрофы. Узость жанра хорошо известна - горстка людей спасается от некоторого катаклизма, постепенно уменьшаясь в численности. В данном случае Джексон Кертис в исполнении Джона Кьюсака ведет свою семью сквозь разрушения к загадочным ковчегам, о которых ему рассказал сумасшедший из Йеллоустоунского парка.

Однако главный недостаток фильма не в этом, а в том, что герои этой картины - неприятные ребята. Начать хотя бы с того, что Аманда Пит (исполняющая здесь роль матери семейства, бросившей мужа ради парня с "Порше") в принципе не может играть обаятельных персонажей. Ученый, традиционно положительный персонаж для такого рода кинолент (герой Голдблюма в "Дне независимости" лично помогал уничтожить инопланетные корабли), в данном случае оказывается участником всемирного заговора. Даже несгибаемый американский президент - мямля и нытик.

Второстепенные герои тоже хороши: русский бизнесмен мафиозного типа, который заплатил за билеты на корабль для себя и сыновей по миллиарду евро за каждого, китаец, который чуть не топит весь американский ковчег (на котором спасаются несколько десятков тысяч человек), пытаясь нелегально протащить на борт бабушку и дедушку, и русская блондинка с собачкой.

Однако самое главное разочарование - это, конечно же, главный герой. Кьюсак работает в традиционном для Николаса Кейджа формате - "человек с очень озабоченным лицом", добавляя своему герою немного неуместные негативные черты. Писатель-неудачник и анархист (в один из моментов он заявляет: "Когда власти просят не беспокоиться, надо бежать") он вызывает неприязнь, а местами даже отвращение, у собственного сына. До последних минут фильма он не делает ничего героического, а последний подвиг, кажется, совершает от безысходности. Нет здесь даже типичного рубахи-парня, как Уилл Смит в "Дне независимости", который мог бы внести в происходящее долю позитива.

Нельзя не отметить существенное достижение Эммериха - полное торжество тезиса "спасутся только те, кто с баблом". Как замечает один из главных героев, "без частных пожертвований производство ковчегов было бы невозможным". Хотел этого Эммерих или нет, но на выходе у него получился фильм, после которого остается сожалеть, что погода и Солнце не довели дело до конца. Ах да, и главный мерзавец, которого в подобных лентах традиционно настигает кара, в данном случае выживает.

Все это буйство красок разбавляет традиционный для Эммериха юмор - плоский, как стол. Во время погружения Калифорнии в пучину океана героям до некоторого момента мешают спастись две бабушки, одна из которых очень волнуется за купленные яйца. Или после фразы "Мы отдаляемся" между двумя персонажами раскрывается гигантский разлом.

Ну и наконец совсем немного о ляпах. Их там просто безумное количество, но все они, впрочем, вполне органично смотрятся на фоне тотальной бредовости происходящего на экране. И действительно, кому в голову придет соотносить высоту Эвереста и высоту накрывающей его волны, когда о высочайшую вершину мира трется боком ковчег, которому какой-то шнурок мешает закрыть самый главный люк. Отметим только, что даже когда Европы уже нет, а Гавайские острова представляют собой море лавы, а президента США слегка придавило авианосцем, сотовые телефоны по-прежнему работают.

Вместо заключения

Когда этот комментарий уже почти был готов, один из коллег автора этих строк высказал безумную мысль. А что, если Эммерих делает это все на полном серьезе? Что, если напоминающий молодого Брежнева российский президент - это действительно замаскированное высказывание режиссера о намечающейся стагнации в российской политике, а гибель чернокожего главы США в окружении засыпанных пеплом тел под авианосцем "Кеннеди" - аллюзия на безуспешные попытки Барака Обамы реформировать систему здравоохранения? Такие мысли, право же, пугают гораздо больше, чем перспектива гибели всего человечества в 2012 году.

Источник: Lenta

1129

blog comments powered by Disqus

Кино


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI