Об эротике в советском кино
Откровенные наряды, десяток «обнаженок» в глянцевых журналах и с полсотни нескромных постельных сцен - все это еще не гарантирует современной актрисе звания секс-символа.
В советские времена порой достаточно было на долю секунды показать в кадре грудь (самую обычную, не силиконовую) и утром проснуться эротической мечтой всех мужчин СССР.
Экипаж постели боевой
В 1973 году Ольга Остроумова стала звездой чуть ли не первой в советском кино эротической сцены. Фильм «А зори здесь тихие» стал лидером проката не только благодаря тонкой драматургии. Длинный эпизод в бане с участием нескольких абсолютно голых девушек во главе с красавицей Женей (она же Остроумова) страна готова была пересматривать и пересматривать - увы, видео тогда еще не изобрели. Но героический пафос свел сексуальный подтекст фильма на нет. Появление настоящего секс-символа пришлось ждать еще шесть лет.
За это время зрителя побаловали Светланой ТОМА «Табор уходит в небо», Еленой КОРЕНЕВОЙ («Романс о влюбленных»), Ириной МАЗУРКЕВИЧ ( «Сказ про то, как царь Петр арапа женил») - каждая из актрис пребывала в той или иной степени раздетости. Но всех заткнул за пояс вышедший в 79-м «Экипаж», который подарил первую полноценную претендентку на звание секс-символа. Ею оказалась юная уроженка Калининграда Александра Иванес-Яковлева, в последний момент заменившая на съемках Елену Проклову в роли стюардессы Тамары. Жаркая постельная сцена с Леонидом Филатовым, сдобренная модной светомузыкой и «передовой» съемкой сквозь аквариум, стала прорывом в сложных отношениях советского кино и эротики. Надо ли говорить, что «Экипаж» стал кассовым хитом, а Яковлева - мегапопулярной актрисой. И несмотря на то, что обнаженкой публику Александра больше не баловала (за исключением полунамеков в «Человеке с бульвара Капуцинов»), на фильмы с ее участием зрители валили толпами. Даже смена фамилии после замужества на Аасмяэ не ударила по рейтингу актрисы. Ударил по нему развал Союза и советского кинематографа. Александра распрощалась с кино и превратилась, словно героиня «Служебного романа», в «общественницу Шуру». Была председателем комитета по вопросам культуры и туризма Калининграда и вице-мэром родного города. А затем Яковлева-Аасмяэ пересела из «авиаэкипажа» в железнодорожный, заняв крупный пост в структурах РЖД.
Александра Яковлева-Аасмяэ, сыгравшая в «Экипаже» стюардессу Тамару (кадр слева), стала первым настоящим секс-символом советского кино. Теперь Александра Евгеньевна (кадр вверху) занимает крупную должность в структурах РЖД и выглядит соответствующе.
Вера и одежда
В начале 80-х зрителя уже непросто было шокировать мелькнувшим на мгновение женским телом: Светлана КРЮЧКОВА, и Вера ГЛАГОЛЕВА, обнажившиеся в «Родне» и «Выйти замуж за капитана» соответственно, лавров Яковлевой не снискали. Даже Елена САФОНОВА, в сверхпопулярной «Зимней вишне» (1985) долго бродившая голой по экрану, была воспринята спокойно. А вот Татьяна ДОГИЛЕВА, в «Забытой мелодии для флейты» оказавшаяся в постели с тем же Леонидом Филатовым, обошла всех конкуренток. Опять сработало партнерство с Филатовым, невольно приложившим руку к рождению двух ярких советских секс-символов.
Ближе к концу десятилетия наше кино раскрепостилось окончательно и выдало на-гора свое главное секс-блюдо - «Маленькую Веру». Достоинства этого по-настоящему сильного фильма отодвинула на второй план сцена, переплюнувшая «Экипаж» и вообще все, что было на советских экранах раньше. Для страны, где посадить могли даже за просмотр «Греческой смоковницы», скачущая верхом на партнере Вера была настоящим hard-эротика. Даже то, что сыгравшая главную роль Наталья НЕГОДА годом раньше продемонстрировала свою грудь в фильме «Завтра была война», публику к эскападам Веры не подготовило. Зато на Западе Негода превратилась в символ сбросившей оковы державы, дослужилась до съемок в «Плейбое» и участия в церемонии вручения «Оскара».
Попытавшись изменить имидж с помощью роли в очередном фильме автора «Веры» Василия Пичула «В городе Сочи темные ночи», она добилась успеха, но лишь творческого - зрители, жаждавшие новой порции свирепого секса, картину встретили холодно. И Наталья рванула за океан, вышла замуж, осела в Лос-Анджелесе, изредка снимаясь в средненьких картинах. Но затем все же вернулась в Москву и вспомнила о своем драматическом таланте, сыграв главную роль в картине «Бубен, барабан», представлявшей Россию на недавнем фестивале в Локарно.
Сегодня в серьезной драматической актрисе Наталье Негоде непросто узнать разбитную «маленькую Веру».
По прозвищу Пышки
Закат советской империи стал рассветом «кинообнаженки». После «Маленькой Веры» о каких-то табу вспоминать было даже неловко. Эротическую тематику разрабатывала целая плеяда актрис: Ирина ШМЕЛЕВА (раздевалась в «Ловушке для одинокого мужчины»), Ольга КАБО ( «Две стрелы», «Комедия о Лисистрате»), Наталья ЛАПИНА ( «Руанская дева по прозвищу Пышка»), Оксана ФАНДЕРА ( «Дураки умирают по пятницам»), Ирина РОЗАНОВА ( «Биндюжник и король»).
Розанова, Фандера и Кабо перешли на роли менее бескомпромиссные, найдя себя в новых амплуа, активно снимаясь в сериалах. Ирина Шмелева эмигрировала в США, но в отличие от Негоды возвращаться не спешит, работая на русскоязычном ТВ. Наталья Лапина тоже отбыла за океан и, хоть и вращается в эмигрантской кинотусовке Лос-Анджелеса, сниматься перестала. «Пышка» переквалифицировалась в певицы, причем жанр, в котором она работает, - чистейший русский шансон. Оцените названия песен: «Сестреночка», «Сигаретка», «Ментярочка». Впрочем, судя по впечатлениям нашего корреспондента от встреч с Натальей, амбиции эротической звезды в ней все еще бьют ключом.
Ведь бывших секс-символов, как и бывших олимпийских чемпионов, не бывает...
Наталья Лапина и по сей день продолжает эксплуатировать образ соблазнительной «руанской Пышки» из одноименного фильма 80-х (кадр внизу).
Источник: Newsland
blog comments powered by Disqus