Отставка главы Walt Disney Studios завершает целую эпоху в истории компании
Всего через несколько дней после триумфального завершения выставки D23 Expo, организованной Walt Disney в Анахайме, американская киноиндустрия испытала настоящий шок. Глава компании Боб Айгер внезапно и без объяснения причин отправил в отставку руководителя Walt Disney Studios Дика Кука. По неофициальной версии, отставка была спровоцирована провалом в прокате сразу нескольких фильмов, созданных под брэндом студии. В действительности же причины ее могут уходить корнями в прошлое и, естественно, быть связаны с некими радикальными изменениями, планируемыми руководством Walt Disney на будущее.
Стоит сразу отметить, что с именем Дика Кука, прошедшего в компании путь от машиниста монорельсовой дороги в тематическом парке до главы ключевого подразделения, связаны почти все крупные достижения диснеевской империи за последние годы. Достаточно сказать, что именно он стал инициатором запуска кинофраншизы "Пираты Карибского моря" и поддержал решение образа Джека Воробья, которое предложил Джонни Депп. Именно он в свое время уговорил Стива Джобса продать студию Pixar и убедил Стивена Спилберга заключить партнерское соглашение между Walt Disney и DreamWorks.
Именно Куку принадлежит идея создания студии Disneynature, занимающейся съемками документальных фильмов, и представленной во время D23 Expo студии Double Dare You, в задачу которой будет входить создание анимационных лент, фокусирующихся на диснеевских злодеях. К этому нужно добавить, что за последние 15 лет домашние кассовые сборы студии 12 раз превышали миллиард долларов, а в международном прокате этот рубеж преодолевался ежегодно.
И после этого у кого-то хватит наивности поверить в то, что руководителя такого уровня увольняют в 24 часа за не слишком впечатляющие показатели семейных комедий, вроде "Сказки на ночь" и "Миссии Дарвина"? Ради Бога!
В официальном обращении к персоналу по поводу своего ухода Кук написал: "Я полагаю, что перечень наших перспективных проектов - лучший в истории компании. Я люблю своих коллег, своих товарищей по команде, которые являются самыми талантливыми, просвещенными и лояльными сотрудниками в мире. Я знаю, что оставляю студию в их исключительно надежных руках". Но за кулисами, как утверждает со ссылкой на свои источники издание Variety, он выразился иначе, а именно сообщил, что в компании грядут большие перемены, участвовать в которых он не намерен.
Перемены, о которых говорил Кук, а возможно, и первые конфликты, начались уже в 2005 году, в то время когда на смену патриарху Walt Disney Майклу Эйзнеру, руководившему компанией с середины 80-х, пришел Боб Айгер. Почти сразу же после своего назначения он ошарашил кинопрокатчиков известием о том, Walt Disney больше не будет настаивать на соблюдении одного из краеугольных правил киноиндустрии, которое предписывает выдерживать большую паузу между выходом фильма в прокат и его изданием на дисковых носителях. "Я думаю, многие старые порядки должны быть пересмотрены, так как ситуация на рынке меняется очень резко", - заявил тогда Айгер.
Дик Кук был категорически против, так как понимал, что подобная практика может уничтожить большинство мелких кинопрокатчиков и нанесет серьезный удар киноиндустрии вообще, львиную долю прибыли которой обеспечивают именно продажи билетов. Говорил он и о социальной значимости посещения кинотеатров, где люди, объединенные схожими переживаниями, имеют возможность поддерживать навыки живого общения.
Кук и Айгер даже в стиле управления были прямыми противоположностями. Если Айгер всегда являлся квинтэссенцией функционера высокого уровня - сторонником четких корпоративных правил, недоступным и в меру деспотичным, то Кук предпочитал всем иным способам ведения дел личное и подчас неформальное общение. Он был одинаково внимателен со звездами первой величины и владельцами провинциальных кинотеатров. Многие из самых успешных студийных проектов, реализованных под его руководством, начинались не с бюрократических манипуляций, а с совместного похода на бейсбольный матч. Айгер, нацеленный на построение пресловутой вертикали власти с едиными правилами для всех, не мог, безусловно, слишком долго терпеть все эти вольности бывшего вагоновожатого.
Первый звонок прозвучал еще в мае 2009 года, когда Айгер, не называя никого напрямую, обрушился с критикой на руководство Walt Disney Studios, вменив ему в вину неудовлетворительные кассовые сборы некоторых фильмов и неэффективную работу с дистрибьюторами. Когда же Walt Disney объявила о приобретении Marvel и стало очевидно, что компания намерена сделать основную ставку на развитие кинофраншиз, основанных не на традиционной диснеевской, а на чужой интеллектуальной собственности, призрак кадровой революции начал бродить по коридорам штаб-квартиры компании.
Однако до последнего момента вряд ли кто-то мог предположить, что первой жертвой станет именно Дик Кук. Судя по всему, и для него самого разговор с Бобом Айгером, объявившим ему о намерении реорганизовать его департамент, стал неожиданностью. Во всяком случае, Кук тут же обзвонил знакомых ему кинозвезд, чтобы сообщить о произошедшем. Джонни Деппу он, в частности, сказал следующее: "Хочу, чтобы ты узнал это от меня, а не из официальных сводок. Сегодня мой последний день. Я ухожу".
На самого Деппа известие произвело настолько удручающее впечатление, что он заявил в одном из интервью о намерении пересмотреть свои планы на дальнейшее сотрудничество с Walt Disney. По его словам, энтузиазму, с которым он был готов сниматься в четвертой части "Пиратов Карибского моря", нанесен "серьезный удар". К слову, у актера существует лишь формальное соглашение с компанией, в основе которого лежат главным образом лишь дружеские отношения с Диком Куком. Никакого оформленного на бумаге контракта о его участии в продолжении кинофраншизы стоимостью в несколько миллиардов долларов пока нет. Маловероятно, что разочарование Деппа будет настолько глубоким, чтобы он отказался от роли, которая некогда изменила его голливудский статус и может обеспечить ему в дальнейшем рекордный гонорар, но сигнал для Боба Айгера, что называется, очень нехороший. Тем более что сожаления Деппа не стали гласом вопиющего в пустыне, свое недоумение уже успели высказать и такие не последние люди в киноиндустрии, как Стивен Спилберг и Джерри Брукхаймер.
Но, как бы там ни было, Кук, являвший собой яркий пример реализации той самой "американской мечты", уходит, оставляя за собой целую эпоху в истории Walt Disney. Кто придет ему на смену? Аналитики сходятся во мнении, что выбор будет вестись среди кандидатов, не имеющих ничего общего с компанией и ее традициями. Среди вероятных претендентов называются и Кевин Фейдж (Kevin Feige) из компании Marvel и давний партнер Спилберга Стейси Снайдер (Stacey Snider), руководившая студией DreamWorks, и даже глава Pixar Джон Лассетер. Главным критерием, несомненно, будет являться умение управлять крупными кинофраншизами, а этого всем перечисленным кандидатам не занимать.
В любом случае Walt Disney Studios уже не будет прежней. Однажды издание BusinessWeek назвало Дика Кука "лучшим парнем в диснеевских джунглях". С его уходом эти джунгли станут намного опаснее.
Источник: Lenta
blog comments powered by Disqus