Десять фильмов Квентина Тарантино
Сколь бы разными ни казались фильмы, к которым приложил руку Тарантино, в них есть ряд отличительных особенностей, безошибочно выдающих в них авторство главного киноэкспериментатора 90-х.
Если проанализировать творчество Квентина Тарантино, а вместе со сценарными и совместными проектами у него за спиной ровно десять фильмов, даже не считая «Бесславных ублюдков», можно заметить, что во всех них заметно влияние кинематографа 70-80-х. Причём особой любовью Тарантино пользуются трэш-постановки, известные только маниакальными поклонникам жанра вроде него и специалистам. Удивительно, как ему всякий раз удаётся превратить мусор в золото. Не иначе, у него имеется новая разновидность философского камня.
Бешеные псы
Reservoir Dogs, США, 1992, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино
Полнометражный режиссёрский дебют Тарантино, снятый всего за 1,2 миллиона долларов, так и остался его главным достижением. Английский журнал о кино Empire назвал его лучшим независимым фильмом всех времен.
Впрочем, это едва ли приговор. Каждая из картин Тарантино хороша по-своему, а какая из них хуже или лучше - вопрос спорный. Киноманы, например, насмерть бьются, выясняя, какая из двух частей «Убить Билла» лучше.
«Бешеные псы» - плод любви Тарантино к фильмам «До свидания, дети» (Au Revoir Les Enfants, 1987) и «Соломенные псы» (Straw Dogs, 1971), отсюда и исковерканное по незнанию французского название, а также гонконгским «Городу в огне» (City on Fire, 1987) и «Праву на жизнь 2» (A Better Tomorrow 2, 1987).
«Городу в огне» Ринго Лэма «Псы» обязаны сюжетом о полицейском, внедрённом в банду грабителей ювелирных магазинов. «Праву на жизнь 2» - чёрными костюмами и сценами с перекрёстно нацеленными пистолетами (это фирменная фишка Джона Ву).
Так или иначе, в «Псах», как и в прочих фильмах Тарантино, лучшими были не экшн-сцены, а диалоги. И вот тут уже никаких заимствований нет.
Настоящая любовь
True Romance, США, 1993, криминальный триллер/мелодрама
Режиссёр Тони Скотт
Сценарий «Настоящей любви» был написан и продан Тарантино ещё до того, как он приступил к съемкам «Бешеных псов». Причём он даже не был источником финансирования - Квентин получил за него всего 50 тысяч долларов, минимальный гонорар по ставкам Ассоциации сценаристов. Но кем он был тогда, чтобы торговаться?
Сценарий фильма изначально был частью огромного сюжета, написанного Тарантино совместно с Роджером Эйвери. Вторая часть стала основой сценария «Прирождённых убийц».
В «Настоящей любви» были очевидные переклички с «Бешеными псами». Во-первых, в одной из сцен герои смотрят по телевизору «Право на жизнь 2», а, во-вторых, в финале герой Кристиана Слейтера должен был погибнуть, а героиня Патриции Аркетт познакомиться с Мистером Белым. Именно поэтому в «Псах» Белого спрашивают об Алабаме (так зовут девушку). Финал «Любви» был изменён продюсерами.
Хотя фильм был снят Тони Скоттом, а Тарантино даже ни разу не был на съёмочной площадке, его авторство становится очевидным, если проанализировать хотя бы сцену в гостинице.
Криминальное чтиво
Pulp Fiction, США, 1994, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино
Культ Тарантино сложился именно после «Чтива», удостоенного «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и «Оскара» за лучший сценарий. Всё-таки прокат «Псов» был слишком ограничен, чтобы о Квентине узнали все.
«Криминальное чтиво» заложило основы фирменного почерка Тарантино, к коему стоит отнести нелинейный сюжет, смачные диалоги, насилие, возведённое в ранг эстетики, а также отсылки к собственным и чужим фильмам.
Из «Бешеных псов» в фильм перекочевали Харви Кейтель, Тим Рот и Стив Бушеми. Популярность дебютной ленты Тарантино помогла затащить в проект даже такую звезду, как Брюс Уиллис.
Кстати, ещё одной невольной фишкой Квентина после «Чтива» стало возрождение карьер подзабытых звёзд. Так, именно ему обязан своим возвращением в большое кино Джон Траволта, сыгравший здесь Винса Вегу.
Винс по сюжету - брат Вика Веги из «Псов». Правда, эта самоцитата должна была быть ещё более явной. В «Чтиве» должен был появиться сам Вик, но Майкл Мэдсен был занят в другом проекте, и Тарантино пришлось вывернуться подобным образом.
Прирождённые убийцы
Natural Born Killer, США, 1994, криминальный триллер/мелодрама
Режиссёр Оливер Стоун
Ещё один фильм, снятый по сценарию Тарантино, который был продан им ещё до прихода славы. Наверное, именно поэтому Оливер Стоун посмел настолько переделать текст Квентина, что тот потребовал убрать своё имя из титров, но потом согласился на формулировку «по сюжету Квентина Тарантино».
Надо сказать, что все, кому довелось читать оригинальный сценарий Тарантино, единодушны во мнении, что он лучше фильма Стоуна. И все же «Прирождённые убийцы» - несомненная удача.
Из тарантиновских штучек здесь можно назвать персонажа Тома Сайзмора, которого зовут Джек Скагнетти, тогда как в «Бешеных псах» фигурировал полицейский надзиратель Вика Веги по имени Сеймур Скагнетти.
Кроме того, Микки и Мэлори убивают копа по имени Гарольд Нэш, а копа, замученного Мистером Блондином в «Псах» звали Марвином Нэшем. Кстати, актёр, сыгравший Марвина, снялся в «Убийцах» в роли члена съёмочной группы.
Четыре комнаты
Four Rooms, США, 1995, комедия
Режиссёры Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
Фильм состоит из четырёх новелл, объединённых тем, что история каждой из них происходит в одном из номеров отеля, портье в котором работает герой Тима Рота - единственный персонаж, фигурирующий во всех четырёх сюжетах.
Тарантино снял новеллу «Человек из Голливуда», завершающую картину, и сыграл в ней заглавного персонажа - голливудского режиссёра Честера Раша, предлагающего портье помочь с одним пари, в котором разыгрывается «Шевроле Малибу» 1964 года. Забавно, что именно такую машину украли у Тарантино на съемках «Криминального чтива».
«Четыре комнаты» свели вместе двух фанатов b-movie - Тарантино и Роберта Родригеса, сотрудничество которых позже стало постоянным. Даже если они не работают вместе, свои фильмы они первым делом показывают друг другу, прислушиваясь к советам и часто внося по результату просмотра серьёзные правки.
От заката до рассвета
From Dusk Till Dawn, США, 1996, ужасы/комедия
Режиссёр Роберт Родригес
Сценарий «От заката до рассвета» был частью сделки между Робертом Курцманом и Квентином Тарантино. Известный специалист по гриму и спецэффектам («Зловещие мертвецы 2-3») Курцман согласился бесплатно работать на «Бешеных псах» при условии, что Тарантино напишет сценарий по придуманной им истории.
Поскольку тема вампиров не была близка Квентину, он передал сценарий своему другу Роберту Родригесу, который пригласил его на одну из главных ролей. Полоумный убийца Ричард Геко стал одним из самых ярких образов, сыгранных Тарантино.
Именно с ним связаны те немногие фирменные штучки Тарантино, которые можно обнаружить в картине. В частности, это сцены в магазинчике и мотеле, где во всей красе проявляется психическая невменяемость Ричарда, роднящая его с Микки из «Прирождённых убийц».
Джеки Браун
Jackie Brown, США, 1997, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино
Сценарий фильма был написан Тарантино по его любимому роману - «Ромовый пунш» Элмора Леонарда. Наряду с такими звездами, как Роберт Де Ниро, Сэмюэль Л. Джексон и Майкл Китон, Квентин пригласил на главные роли обожаемых им актёров b-movies Пэм Грир и Роберта Форстера.
Для обоих эта картина стала настоящим прорывом. Грир была звездой эксплуатационных фильмов 70-х вроде «Женщины в клетке», «Крепкий кофеёк» и «Фокси Браун», но для большого Голливуда она была никем.
Форстер снимался в считанном количестве боевиков 70-х и 80-х, в частности, в фильмах Чака Норриса, но после «Джеки Браун» стал появляться в заметных постановках. Например, в 2000 году на экраны вышел «Малхолланд драйв» Дэвида Линча с его участием.
Убить Билла
Kill Bill, США, 2003-2004, экшн/триллер
Режиссёр Квентин Тарантино
На самом деле, «Убить Билла» - это два фильма, вышедших в США с интервалом в пять месяцев. И разные они не столько в силу этой разнесённости, сколько в силу абсолютно разной жанровой принадлежности.
Первый фильм - прежде всего, кровавый боевик, второй же - по большей части, драма. Это в первую очередь сказалось на общей энергетике картин. Первая получилась очень динамичной, а вторая - удивительно неспешной.
По словам Тарантино, сюжет фильма родился в результате его дружеской болтовни с Умой Турман. Причем образ невесты в окровавленном платье пришел в голову именно Турман.
Нетрудно заметить внушительный интервал времени между «Убить Билла» и «Джеки Браун». Он был бы значительно меньшим, если бы Тарантино не стал ждать Турман, которая в самый неподходящий момент забеременела, а потом некоторое время сидела с ребенком. Он с самого начала сказал, что будет снимать только её.
Основным сюжетным «мясом» фильмов стали многочисленные гонконгские фильмы о восточных единоборствах, мафии и мести. В частности, некоторые сцены отсылаются к «Кулаку ярости» (1972) с Брюсом Ли. Жёлтый спортивный костюм Черной Мамбы - также отсылка к Брюсу Ли, но уже в фильме «Игра смерти» (1978).
Город грехов
Sin City, США, 2005, криминальный триллер
Режиссёры Роберт Родригес, Квентин Тарантино
Строго говоря, к «Городу грехов» Тарантино имеет отношение ещё меньшее, чем даже к «Прирождённым убийцам». Из соображений дружбы (и, конечно, пиара) Родригес пригласил Квентина снять одну из сцен фильма.
Тарантино поставил эпизод, в котором Дуайт (Клайв Оуэн) едет в автомобиле, и ему кажется, что он разговаривает с убитым ранее Джеки-боем (Бенисио Дель Торо).
Любопытно, что приверженец классических приёмов съёмки Тарантино хотел снимать эпизод в настоящей машине, но фанат новых технологий Родригес убедил его, что дорисовать машину на компьютере проще. Квентин согласился и позже признал, что Роберт был прав.
За свою работу Тарантино получил один доллар - ровно столько же, сколько заплатил Родригесу за саундтрек к «Убить Билла 2». Родригес обещал, что пригласит друга снимать «Город грехов 2» и заплатит намного больше - два доллара.
Грайндхаус. Доказательство смерти
Death Proof, США, 2007, триллер
Режиссёр Квентин Тарантино
Проект «Грайндхаус» уже своим названием отсылается к концепции грайндхаусов - кинотеатров, устраивавших в 70-е сдвоенные сеансы фильмов класса «Б». Именно на тот момент пришёлся расцвет жанра эксплуатационного кино, в котором блистала Пэм Грир.
Проект состоял из двух совершенно разных (хотя у них есть связка - в больнице, где работают герои родригесовской «Планеты страха», лежит Каскадер Майк, герой фильма Тарантино) фильмов, один из которых снял Тарантино, а другой Родригес.
В США проект демонстрировался, как и был задуман - сдвоенным сеансом общей длительностью 191 минута, что оказалось губительным решением для сборов. В Европе и России фильмы прокатывали отдельно. Причём если в оригинале первой идёт «Планета», то в России сначала вышло «Доказательство».
Работа Тарантино, как и задумывалось изначально, набита аллюзиями на классические ленты 70-х. Так, на капоте Майка красуется уточка, как у героя фильма «Конвой» (1978), а раскраска машины точно такая же, как у героя того же Курта Рассела в «Подержанных автомобилях» (1980).
Имеются и самоцитаты, главной из которых является шериф МакГро, впервые появившийся в «От заката до рассвета», а потом в первом «Убить Билла».
Александр Фолин chaskor
Источник: Newsland
blog comments powered by Disqus