Зрители приняли "Холодные души"
Завтра завершается 44-й Международный фестиваль в Карловых Варах. О его главных мотивах и сюжетах — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Фестиваль подхватил основную мелодию киносезона "Кризис и депрессия". Здесь показали главные каннские хиты — Ханеке, Триера, Альмодовара,— все так или иначе выдержанные в этой интонации. И в конкурсе собрались ленты о гнилостном состоянии мира, причем индикаторами этого состояния становятся дети, а взрослые делают все, чтобы испортить им жизнь.
Действие польских "Свинок" (режиссер Роберт Глинский) происходит в охваченном безработицей городке на границе, куда немцы ездят в целях секс-туризма, а молодежь школьного возраста (их и называют на местном жаргоне "свинками") готова на все, чтобы заработать пару сотен евро на "голливудские зубы" или получить в подарок айфон. Томек сначала сторонится порока, но, влюбившись в сверстницу, которая тянет из него деньги, становится проституткой для немецких педофилов. Мальчик тяжело переживает свое падение и искупает его еще большим — убийством самого отвратительного клиента. Картина, поставленная по следам реальных событий, сработана художественно грубовато, зато с жирной убедительностью расставляет акценты: мы видим полную недееспособность семьи, школы и даже церкви помочь юному поколению.
В бельгийско-канадском "Ангеле на море" Фредерика Дюмона отец, мучимый депрессиями, сообщает 12-летнему сыну, что намерен покончить с собой, и едва не доводит самого мальчика до самоубийства. В венгерской ленте "Я тебе не друг" Дьорди Палфи дана как бы обратная перспектива процесса: в прологе мы видим группу детсадовских ребятишек, готовых круглосуточно дружить, а потом наблюдаем в течение полутора часов, как те же герои, став взрослыми и превратившись в уродов, предают и уничтожают друг друга.
Героиня датских "Аплодисментов" Мартина Питера Зандвлиета, успешная актриса, мать двоих детей, "пьет, как рыба" и, по сути, превращается в одну из своих героинь — алкоголичку Марту из пьесы "Кто боится Вирджинии Вульф?". В эту же схему вписывается наш конкурсант — "Волчок" Василия Сигарева, один из самых сильных фильмов карловарского конкурса, недавно собравший урожай призов на "Кинотавре". Яна Троянова совершила актерское открытие в бескомпромиссной роли матери, третирующей свою малолетнюю дочь и ищущей счастья в краткосрочных романах с алкашами, а Полина Плучек выступает в не менее рискованной роли девочки-зверька, страдающей от неразделенной любви к матери.
Российское кино представлено в Карловых Варах 15 фильмами. В программе "К Востоку от Запада" — "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" Андрея Хржановского, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего и "Баксы" Гуки Омаровой. В "Форуме независимых" — "Кислород" Ивана Вырыпаева, второй фаворит "Кинотавра". Вне конкурса в главной программе — "Стиляги" Валерия Тодоровского. Помимо новых фильмов есть ретроспектива "Россия в женском роде", в которой участвуют "8 женщин" — видных режиссеров последнего десятилетия, резко изменивших гендерную характеристику нашей кинематографии. Среди них — приехавшие в Карловы Вары Вера Сторожева, Лариса Садилова, Катя Шагалова, Оксана Бычкова, Юлия Колесник: они дают мастер-классы, общаются с местными феминистками и молодежью.
Наименее депрессивными оказались фильмы немца Андреаса Дрезена "Виски с водкой" и американки Софи Бартс "Холодные души" — оба сделанные не без влияния Вуди Аллена. В "Холодных душах" актер Пол Джаматти, играющий сам себя, репетирует главную роль в "Дяде Ване" и переживает такой же, как его герой, душевный кризис. Он подписывает контракт с таинственной компанией, которая выделяет и временно замораживает экстракт его души. В дело вмешивается русская мафия с участием бездарной актрисы, которая жаждет выкрасть душу Аля Пачино или Джонни Деппа, но довольствуется аналогичным органом Пола Джаматти. Сам же актер получает взамен душу несчастной поэтессы из Петербурга. Торговля русской душой в эпоху кризиса и депрессии — неплохая идея, и Пол Джаматти кажется вполне излеченным от недуга, когда в финале выходит на Брайтон-Бич с Диной Корзун — обретенной в конце концов русской душой.
Андрей Плахов
Источник: КоммерсантЪ
blog comments powered by Disqus