Живая легенда Ежи Гоффман: «Без Украины не было бы России»
Когда Богдана Ступку пригласили побывать в гостях на фестивале в Польше, он ответил: «Только если там будет Ежи Гоффман. Потому что провести три дня в компании с этим человеком — это то же самое, что окончить Сорбонну»
Кинематограф не имеет границ, национальности и расы. Аналогично можно сказать и о режиссерах, чье имя гремит на весь мир, объединяя его, делая интернациональным. Но как только дело доходит до фильмов, несущих в себе историю, режиссер снова обретает свою национальность, которой его обязательно будут попрекать. Почти пят лет своей жизни Ежи Гоффман, которого уже считают легендой, посвятил изучению истории Украины. Труд воплотился в документальный фильм «Украина. Рождение нации». Но громкой премьеры не состоялось. Украина приняла Гоффмана несколькими закрытыми показами. Собственно, подобная картина сложилась и в Польше. Возможность увидеть все четыре части, причем не пробиваясь в число избранных, а просто купив билетик в кассе кинотеатра, пока удалось в Познани, где сам Ежи Гоффман представил свое дитя в рамках фестиваля украинской культуры «Украинская весна — 2009». С последними титрами захотелось подробнее узнать, как создавался фильм, которому, судя по всему, суждено быть в опале.
«Я не хотел делать историю Украины с точки зрения поляка»
— В отношении исторических фильмов самое первое, что хочется спросить, — как проходил отбор фактов? Ведь уместить все в одну картину нереально, чем-то приходиться жертвовать?
— Мы брали факты, которые, по нашему мнению, были самыми важными для рождения и становления нации. Работа выглядела таким образом — я брал мнения историков разных периодов. Это сведения ученых царской России, ученых эмиграции в США, Канаде. Я постоянно сопоставлял их взгляды на одни и те же факты, поскольку ясно, что историки при необходимости могли попросту закрывать глаза на неудобные для них события.
Работать приходилось, естественно, в основном с переводами. Так как я хоть и понимаю украинский, но не читаю на этом языке. Должен отметить, что историки царского периода намного лучше сохранили истинные факты, чем те же коммунистические. Они были так воспитаны.
— Как считаете, вам удалось добиться объективности?
— Я максимально старался не использовать данных польской историографии. Потому что не хотел сделать в результате историю Украины с точки зрения поляка. Понятное дело, нельзя говорить о полном объективизме. Он просто невозможен, когда речь идет о человеке с эмоциями, а не о холодной машине.
— Всем угодить все равно не удастся.
— В фильме просматривается мотив, что Украина сыграла большую роль в формировании России. И это так. Украинцы входили даже в состав русской элиты, которая, собственно, и занималась образованием простых русских, которая учила их.
— Вы неоднократно заявляли, что толчком к созданию картины «Украина. Рождение нации» стала книга Леонида Кучмы «Украина — не Россия». Использовали ли вы фактический материл, размещенный в ней, работая над картиной?
— Нет. Я абсолютно не использовал содержания книги. На меня произвело впечатление ее название. Когда президент страны пишет «Украина — не Россия» — это все равно что польский президент написал бы «Польша — не Чехия» или «Польша — не Германия». Нам, полякам, например, и так ясно, что Украина — не Россия. Я знал, что Украина в первую очередь есть разделенной. Что есть Восток, Центр и Запад. Я знал, что большинство говорит на русском языке. Но я знаю, что у украинской нации было очень хорошее начало — Киевская Русь, которое перечеркнуло татарское иго. И после этого полностью восстановиться не удалось. И хотя самые важные моменты для нации происходят в XVIII—XIX веках, я решил показать всю историю украинского народа — от крещения и до сегодняшнего дня.
«Пришли с мегафонами и кричали: «Гоффман — фашист!»
— Мы стали свидетелями того, какую полемику фильм вызвал после показа здесь в Познани. А как показы прошли в Украине?
— По сути, официальной премьеры в Украине так и не произошло. Фильм показали в нескольких городах. Допустим, во Львове его видело всего несколько человек. Это была львовская интеллигенция. Честно говоря, я боялся этой встречи. Но и во Львове, и в Киеве картину восприняли очень хорошо. После такого приема Украинское общество кинематографистов взялось организовать закрытые показы еще в нескольких украинских городах — Житомире, Одессе, Донецке. В последнем, который считается бело-голубым, а не оранжевым, «Украину» восприняли на ура. Спустя какое-то время мне даже звонил Роман Балаян и говорил, что они пьют за мое здоровье. Я им, разумеется, ответил: «Лучше бы мне дали показать свой фильм, а не пили за меня» (смеется.— Авт.). Запомнилась демонстрация картины в Одессе. Это был самый массовый показ, в зале насчитывалось около 1300 зрителей. На титрах все аплодировали стоя.
Но нашлось 6 человек, пять мужчин и одна женщина из организации «ЗУБР» (За Украину, Беларусь и Россию. — Авт.). Они пришли с мегафонами и кричали: «Гоффман — фашист, Гоффман — фашист». Утверждали, что я пропагандирую ненависть к России. Приехала милиция. Подполковник спрашивает: «У вас есть какие-то претензии, надо ли их задержать?» А зачем? У меня нет проблем с восприятием критики.
— В чем причина такого нежелания пускать «Украина. Рождение нации» в прокат в Украине?
— У нас были разговоры с украинским национальным телевидением и почти уже были подписаны договоренности, но буквально за одну ночь поменялся руководитель, и все наши решения сгорели.
В Польше сегодня тоже поменялось начальство на национальном телевидении. С ними я вообще не хочу говорить. Я не хочу говорить с людьми, которые были воспитаны в таком духе, что российский — это русский.
А вообще этот фильм должен быть в Украине. В мои планы входило сделать не просто документальное кино, а научное пособие для студентов, учеников. Чтобы его демонстрировали и в военных, спортивных и любых других организациях, где только воспитывают молодое поколение. Много людей в Украине не знает своей истории. А человек, который не знает своего прошлого, обрастает комплексами. А уже отсюда вытекает и ксенофобия, и всяческие психофизические недостатки.
— И все же, как вы думаете, кто ставит вам палки в колеса, не пропуская фильм в Украине?
— У меня, само собой, нет прямого подтверждения, но, я полагаю, причина в том, что я недостаточно высоко показал в фильме тех людей, которые нынче при власти. Может, потому, что сказал: оранжевая коалиция не оправдала возложенных на нее надежд. Но я сказал правду и показал все таким, каким оно есть на самом деле.
— А Леонид Кучма видел «Рождение нации»?
— Да. И очень высоко оценил фильм. Леонид Кравчук, который давал интервью для картины, между прочим, тоже посмотрел ее, ему понравилось. Видите ли, «Украина. Рождение нации» — фильм, который воспринимают мыслящие люди, те, что не принадлежат ни к каким крайним политическим или неполитическим направлениям. Радикалов не переубедишь. Я свой фильм предназначил для нормальных людей. Меня не интересуют, как говорят на польском языке, «ошолопы», которые есть и у нас, и у вас. Меня не интересуют озверелые националисты, коммунисты и всякие «исты» или «измы». Я снимаю для людей, которые не живут ненавистью.
«У меня нет времени делать фильмы для никого»
— Сразу вы планировали снимать лишь три части, но потом добавили и четвертую. Не будет ли так, что вскоре вы возьметесь за работу над пятой частью?
— Я четыре с половиной года потратил на эту картину. Сейчас мне 77 лет, и каждый год проходит как за три. Конечно, с самого начала съемок я не ждал ни аплодисментов, ни цветов за это кино. Я просто хотел, чтобы этот фильм был. Но сегодня у меня больше нет времени делать фильмы для никого.
— А как насчет исторического, но уже художественного фильма?
— Чтобы сделать фильм художественный, нужны деньги и хороший сценарий. Когда снимал трилогию по Сенкевичу, ясно, что проблем со сценарием не было. Я был на шаг от экранизации «Тараса Бульбы». Планировалось, что съемки должны были проходить в Украине. Если очень внимательно прочитать Гоголя, то видно, как чувствуется важность этой особы — из-за него погибли его оба сына, жена. В целом для меня история Бульбы — это шекспировские страсти, это прекрасная драма. К сожалению, в последний момент не хватило денег, картины не вышло. Может быть, удастся еще создать фильм о моих воспоминаниях с детства, когда я был в Сибири. Но для этого опять же требуется не просто много, а очень много денег, поскольку снимать в Польше не получится. Подходит лишь Сибирь или Якутия.
Это мы знали:
Ежи Гоффман — польский режиссер и сценарист. Родился 15 марта 1932 года в городе Краков.
В 1940-м он восьмилетним мальчиком вместе с родителями был сослан в Сибирь.
Признание Гоффмана как выдающего режиссера не только среди критиков, но и среди миллионов зрителей принесла экранизация трилогии Генриха Сенкевича, которая воплотилась в картинах «Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечом».
Этого мы не знали:
Проблемы с прокатом фильма «Украина. Рождение нации» возникли не только в Украине и Польше. Среди диаспоры в Канаде прошла большая антипропаганда картины. Она гласила — не пускать в прокат, ведь ее сделал поляк, а поляк не может сделать фильм хорошо. И это несмотря на то, что уже продано тысячи копий, а Ежи Гоффману приходят самые позитивные отзывы.
Кинематограф не имеет границ, национальности и расы. Аналогично можно сказать и о режиссерах, чье имя гремит на весь мир, объединяя его, делая интернациональным. Но как только дело доходит до фильмов, несущих в себе историю, режиссер снова обретает свою национальность, которой его обязательно будут попрекать. Почти пят лет своей жизни Ежи Гоффман, которого уже считают легендой, посвятил изучению истории Украины. Труд воплотился в документальный фильм «Украина. Рождение нации». Но громкой премьеры не состоялось. Украина приняла Гоффмана несколькими закрытыми показами. Собственно, подобная картина сложилась и в Польше. Возможность увидеть все четыре части, причем не пробиваясь в число избранных, а просто купив билетик в кассе кинотеатра, пока удалось в Познани, где сам Ежи Гоффман представил свое дитя в рамках фестиваля украинской культуры «Украинская весна — 2009». С последними титрами захотелось подробнее узнать, как создавался фильм, которому, судя по всему, суждено быть в опале.
«Я не хотел делать историю Украины с точки зрения поляка»
— В отношении исторических фильмов самое первое, что хочется спросить, — как проходил отбор фактов? Ведь уместить все в одну картину нереально, чем-то приходиться жертвовать?
— Мы брали факты, которые, по нашему мнению, были самыми важными для рождения и становления нации. Работа выглядела таким образом — я брал мнения историков разных периодов. Это сведения ученых царской России, ученых эмиграции в США, Канаде. Я постоянно сопоставлял их взгляды на одни и те же факты, поскольку ясно, что историки при необходимости могли попросту закрывать глаза на неудобные для них события.
Работать приходилось, естественно, в основном с переводами. Так как я хоть и понимаю украинский, но не читаю на этом языке. Должен отметить, что историки царского периода намного лучше сохранили истинные факты, чем те же коммунистические. Они были так воспитаны.
— Как считаете, вам удалось добиться объективности?
— Я максимально старался не использовать данных польской историографии. Потому что не хотел сделать в результате историю Украины с точки зрения поляка. Понятное дело, нельзя говорить о полном объективизме. Он просто невозможен, когда речь идет о человеке с эмоциями, а не о холодной машине.
— Всем угодить все равно не удастся.
— В фильме просматривается мотив, что Украина сыграла большую роль в формировании России. И это так. Украинцы входили даже в состав русской элиты, которая, собственно, и занималась образованием простых русских, которая учила их.
— Вы неоднократно заявляли, что толчком к созданию картины «Украина. Рождение нации» стала книга Леонида Кучмы «Украина — не Россия». Использовали ли вы фактический материл, размещенный в ней, работая над картиной?
— Нет. Я абсолютно не использовал содержания книги. На меня произвело впечатление ее название. Когда президент страны пишет «Украина — не Россия» — это все равно что польский президент написал бы «Польша — не Чехия» или «Польша — не Германия». Нам, полякам, например, и так ясно, что Украина — не Россия. Я знал, что Украина в первую очередь есть разделенной. Что есть Восток, Центр и Запад. Я знал, что большинство говорит на русском языке. Но я знаю, что у украинской нации было очень хорошее начало — Киевская Русь, которое перечеркнуло татарское иго. И после этого полностью восстановиться не удалось. И хотя самые важные моменты для нации происходят в XVIII—XIX веках, я решил показать всю историю украинского народа — от крещения и до сегодняшнего дня.
«Пришли с мегафонами и кричали: «Гоффман — фашист!»
— Мы стали свидетелями того, какую полемику фильм вызвал после показа здесь в Познани. А как показы прошли в Украине?
— По сути, официальной премьеры в Украине так и не произошло. Фильм показали в нескольких городах. Допустим, во Львове его видело всего несколько человек. Это была львовская интеллигенция. Честно говоря, я боялся этой встречи. Но и во Львове, и в Киеве картину восприняли очень хорошо. После такого приема Украинское общество кинематографистов взялось организовать закрытые показы еще в нескольких украинских городах — Житомире, Одессе, Донецке. В последнем, который считается бело-голубым, а не оранжевым, «Украину» восприняли на ура. Спустя какое-то время мне даже звонил Роман Балаян и говорил, что они пьют за мое здоровье. Я им, разумеется, ответил: «Лучше бы мне дали показать свой фильм, а не пили за меня» (смеется.— Авт.). Запомнилась демонстрация картины в Одессе. Это был самый массовый показ, в зале насчитывалось около 1300 зрителей. На титрах все аплодировали стоя.
Но нашлось 6 человек, пять мужчин и одна женщина из организации «ЗУБР» (За Украину, Беларусь и Россию. — Авт.). Они пришли с мегафонами и кричали: «Гоффман — фашист, Гоффман — фашист». Утверждали, что я пропагандирую ненависть к России. Приехала милиция. Подполковник спрашивает: «У вас есть какие-то претензии, надо ли их задержать?» А зачем? У меня нет проблем с восприятием критики.
— В чем причина такого нежелания пускать «Украина. Рождение нации» в прокат в Украине?
— У нас были разговоры с украинским национальным телевидением и почти уже были подписаны договоренности, но буквально за одну ночь поменялся руководитель, и все наши решения сгорели.
В Польше сегодня тоже поменялось начальство на национальном телевидении. С ними я вообще не хочу говорить. Я не хочу говорить с людьми, которые были воспитаны в таком духе, что российский — это русский.
А вообще этот фильм должен быть в Украине. В мои планы входило сделать не просто документальное кино, а научное пособие для студентов, учеников. Чтобы его демонстрировали и в военных, спортивных и любых других организациях, где только воспитывают молодое поколение. Много людей в Украине не знает своей истории. А человек, который не знает своего прошлого, обрастает комплексами. А уже отсюда вытекает и ксенофобия, и всяческие психофизические недостатки.
— И все же, как вы думаете, кто ставит вам палки в колеса, не пропуская фильм в Украине?
— У меня, само собой, нет прямого подтверждения, но, я полагаю, причина в том, что я недостаточно высоко показал в фильме тех людей, которые нынче при власти. Может, потому, что сказал: оранжевая коалиция не оправдала возложенных на нее надежд. Но я сказал правду и показал все таким, каким оно есть на самом деле.
— А Леонид Кучма видел «Рождение нации»?
— Да. И очень высоко оценил фильм. Леонид Кравчук, который давал интервью для картины, между прочим, тоже посмотрел ее, ему понравилось. Видите ли, «Украина. Рождение нации» — фильм, который воспринимают мыслящие люди, те, что не принадлежат ни к каким крайним политическим или неполитическим направлениям. Радикалов не переубедишь. Я свой фильм предназначил для нормальных людей. Меня не интересуют, как говорят на польском языке, «ошолопы», которые есть и у нас, и у вас. Меня не интересуют озверелые националисты, коммунисты и всякие «исты» или «измы». Я снимаю для людей, которые не живут ненавистью.
«У меня нет времени делать фильмы для никого»
— Сразу вы планировали снимать лишь три части, но потом добавили и четвертую. Не будет ли так, что вскоре вы возьметесь за работу над пятой частью?
— Я четыре с половиной года потратил на эту картину. Сейчас мне 77 лет, и каждый год проходит как за три. Конечно, с самого начала съемок я не ждал ни аплодисментов, ни цветов за это кино. Я просто хотел, чтобы этот фильм был. Но сегодня у меня больше нет времени делать фильмы для никого.
— А как насчет исторического, но уже художественного фильма?
— Чтобы сделать фильм художественный, нужны деньги и хороший сценарий. Когда снимал трилогию по Сенкевичу, ясно, что проблем со сценарием не было. Я был на шаг от экранизации «Тараса Бульбы». Планировалось, что съемки должны были проходить в Украине. Если очень внимательно прочитать Гоголя, то видно, как чувствуется важность этой особы — из-за него погибли его оба сына, жена. В целом для меня история Бульбы — это шекспировские страсти, это прекрасная драма. К сожалению, в последний момент не хватило денег, картины не вышло. Может быть, удастся еще создать фильм о моих воспоминаниях с детства, когда я был в Сибири. Но для этого опять же требуется не просто много, а очень много денег, поскольку снимать в Польше не получится. Подходит лишь Сибирь или Якутия.
Это мы знали:
Ежи Гоффман — польский режиссер и сценарист. Родился 15 марта 1932 года в городе Краков.
В 1940-м он восьмилетним мальчиком вместе с родителями был сослан в Сибирь.
Признание Гоффмана как выдающего режиссера не только среди критиков, но и среди миллионов зрителей принесла экранизация трилогии Генриха Сенкевича, которая воплотилась в картинах «Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечом».
Этого мы не знали:
Проблемы с прокатом фильма «Украина. Рождение нации» возникли не только в Украине и Польше. Среди диаспоры в Канаде прошла большая антипропаганда картины. Она гласила — не пускать в прокат, ведь ее сделал поляк, а поляк не может сделать фильм хорошо. И это несмотря на то, что уже продано тысячи копий, а Ежи Гоффману приходят самые позитивные отзывы.
Источник: МедиаБизнес
blog comments powered by Disqus
Кино
Темы форума
21 ноября 2024
Приём и обсуждение 57°E - NSS 12 в Ku band
19 ноября 2024
Спутниковая прямофокусная антенна АСТВ-2,5 m. (Ахтырка)
18 ноября 2024
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
14 ноября 2024
Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
13 ноября 2024
Приём и обсуждение 78.5°E - Thaicom 8 в KU Band
12 ноября 2024
Тропо - приём DVB-T,DVB-T2 в Украине.
11 ноября 2024
Прием FM из Киева и других городов
11 ноября 2024
Приём двух частот Alcomsat 1
10 ноября 2024
Антена ефірна Romsat AV-4035 (VHF)+(UHF)
10 ноября 2024
Зовнішня FM/DAB антена ROKS FM-10A
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52.5°E - Al Yah 1
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52°E - TurkmenÄlem / MonacoSat
09 ноября 2024
Транспондерные новости 28.2°E - Astra 2E/2F/2G
08 ноября 2024
Прием 30w Mabo 180 см моторизона система.сигнал в dB
06 ноября 2024
Спутниковые фиды, временные трансляции
04 ноября 2024
Транспондерные новости 10°E - Eutelsat 10A
02 ноября 2024
DVB-T/T2 частоты и каналы в КИЕВЕ и регионе (без обсуждения)
01 ноября 2024
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A
30 октября 2024
Мультиплекс МХ-7 от Концерна РРТ (174-230 МГц)
27 октября 2024
Мой новый Channel Master240