Кино прокатили
Посещаемость российских кинотеатров в декабре прошлого года упала на 45,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. До сих пор она росла не менее чем на 5-10% в год. Это произошло не только из-за кризиса, но и потому что премьеры нового сезона не вызвали у зрителей такого ажиотажа как в прошлые годы "Дневной дозор" или "Ирония судьбы-2".
Посещаемость кинотеатров в России и СНГ без учета Украины (на долю Россию приходится 97%) с 1 по 28 декабря прошлого года (первым месяцем прокатного года считается период с 1 декабря по 1 января) упала на 45,5%, составив 5 млн 200 тыс. зрителей. При этом сборы (бокс-офис) сократились на 33,8% ($35,3 млн без учета курсовой разницы), подсчитал журнал "Кинобизнес сегодня", ссылаясь на предоставленные ему данные кинопрокатных компаний. По словам редактора отдела статистики журнала Сергея Лаврова, в январе падение посещаемости может продолжиться и составить 30-35%. "До сих пор посещаемость никогда не снижалась, ежегодный рост составлял не менее 5-10%",— отметил он. При этом за весь прошлый год посещаемость российских кинотеатров, по данным журнала, выросла на 16%, со 106 млн до 124 млн зрителей, а бокс-офис — более чем на 40% ($830 млн). "Возможно, на посещаемость повлияли кризис, отсутствие в репертуаре российских кинотеатров в этом году такого блок-бастера, как "Ирония судьбы-2", и высокая цена билета, достигшая своего максимума",— предполагает Сергей Лавров.
По оценкам гендиректора компании "Нева-фильм" Олега Березина, рост бокс-офиса происходил в большей степени за счет цены билета: если в 2007 году сборы росли больше чем на 30%, то посещаемость выросла только на 13,4%. А билеты в российских кинотеатрах в 2008 году подорожали на 20%. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", средняя цена билета сейчас составляет $5,7. "Средний российский гражданин может купить на свою зарплату 100 билетов в кино, а американец — 640 билетов",— приводит пример господин Березин.
Участники кинотеатрального рынка расходятся в оценках ситуации в своем бизнесе. Гендиректор "Формулы кино" Андрей Терешок говорит, что рост посещаемости в кинотеатрах его сети составил 10-20% в декабре—январе 2008-2009 годов. Гендиректор сети "Синема парк" Сергей Китин также утверждает, что посещаемость кинотеатров его сети выросла на 5%. "При этом первые январские недели были особенно успешными",— отмечает он.
В то же время гендиректор группы компаний "Парадиз" Геворг Нерсисян говорит, что в декабре прошлого года посещаемость кинотеатров его сети упала на 20%. "Люди стали меньше ходить в кино в кризис, думаю, что в январе общая посещаемость по рынку упадет на 25%",— прогнозирует он. Гендиректор компании "Инвесткинопроект" Андрей Орехов отмечает, что в его сети в декабре посещаемость упала на 10-12%, в новогодние праздники — на 9%. "Однако это связано не с кризисом, а с тем, что в этом году в прокате не было такого хита, как "Ирония судьбы-2" (собрал по итогам проката $49,9 млн.— "Ъ")",— поясняет он. Он считает, что декабрь как первый месяц прокатного года непоказателен. "В конце года перед праздниками идет традиционный спад посещаемости. Данные по двум-трем месяцам или кварталу дадут более полную картину",— отмечает он.
По оценкам гендиректора "Централ партнершип Sales House" Марка Лоло, падение посещаемости обусловили сразу три причины. "Во-первых, в прошлом году в декабре появилась в прокате "Ирония-судьбы-2", которая привлекла в кинотеатры очень широкую аудиторию, в том числе тех людей, которые вообще не посещали кинотеатры,— рассуждает он.— Во-вторых, сказался кризис: люди стали более экономными. Кроме того, в течение последнего года люди стали избирательнее, предпочитая ходить на фильмы-события: а три главные премьеры "Стиляги", "Обитаемый остров", "Любовь-морковь-2" (по данным "Кинобизнес сегодня", на 18 января "Обитаемый остров" собрал в прокате $20,8 млн, "Любовь-морковь-2" — $17,6 млн, "Стиляги" — $15,4 млн) вышли в прокат только в конце декабря — начале января". Гендиректор компании "Нева-фильма" Олег Березин также считает, что посещаемость нынешних премьер снизилась, так как показатели "Иронии судьбы-2" были изначально очень высокими. "После "Дневного дозора" (собрал в 2006 году $34 млн.— "Ъ") российские зрители привыкли к новогодним премьерам. Скорее "Ирония судьбы-2" опередила ожидания рынка, чем их не оправдали премьеры этого года",— считает он.
Ольга Ъ-Гончарова
Посещаемость кинотеатров в России и СНГ без учета Украины (на долю Россию приходится 97%) с 1 по 28 декабря прошлого года (первым месяцем прокатного года считается период с 1 декабря по 1 января) упала на 45,5%, составив 5 млн 200 тыс. зрителей. При этом сборы (бокс-офис) сократились на 33,8% ($35,3 млн без учета курсовой разницы), подсчитал журнал "Кинобизнес сегодня", ссылаясь на предоставленные ему данные кинопрокатных компаний. По словам редактора отдела статистики журнала Сергея Лаврова, в январе падение посещаемости может продолжиться и составить 30-35%. "До сих пор посещаемость никогда не снижалась, ежегодный рост составлял не менее 5-10%",— отметил он. При этом за весь прошлый год посещаемость российских кинотеатров, по данным журнала, выросла на 16%, со 106 млн до 124 млн зрителей, а бокс-офис — более чем на 40% ($830 млн). "Возможно, на посещаемость повлияли кризис, отсутствие в репертуаре российских кинотеатров в этом году такого блок-бастера, как "Ирония судьбы-2", и высокая цена билета, достигшая своего максимума",— предполагает Сергей Лавров.
По оценкам гендиректора компании "Нева-фильм" Олега Березина, рост бокс-офиса происходил в большей степени за счет цены билета: если в 2007 году сборы росли больше чем на 30%, то посещаемость выросла только на 13,4%. А билеты в российских кинотеатрах в 2008 году подорожали на 20%. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", средняя цена билета сейчас составляет $5,7. "Средний российский гражданин может купить на свою зарплату 100 билетов в кино, а американец — 640 билетов",— приводит пример господин Березин.
Участники кинотеатрального рынка расходятся в оценках ситуации в своем бизнесе. Гендиректор "Формулы кино" Андрей Терешок говорит, что рост посещаемости в кинотеатрах его сети составил 10-20% в декабре—январе 2008-2009 годов. Гендиректор сети "Синема парк" Сергей Китин также утверждает, что посещаемость кинотеатров его сети выросла на 5%. "При этом первые январские недели были особенно успешными",— отмечает он.
В то же время гендиректор группы компаний "Парадиз" Геворг Нерсисян говорит, что в декабре прошлого года посещаемость кинотеатров его сети упала на 20%. "Люди стали меньше ходить в кино в кризис, думаю, что в январе общая посещаемость по рынку упадет на 25%",— прогнозирует он. Гендиректор компании "Инвесткинопроект" Андрей Орехов отмечает, что в его сети в декабре посещаемость упала на 10-12%, в новогодние праздники — на 9%. "Однако это связано не с кризисом, а с тем, что в этом году в прокате не было такого хита, как "Ирония судьбы-2" (собрал по итогам проката $49,9 млн.— "Ъ")",— поясняет он. Он считает, что декабрь как первый месяц прокатного года непоказателен. "В конце года перед праздниками идет традиционный спад посещаемости. Данные по двум-трем месяцам или кварталу дадут более полную картину",— отмечает он.
По оценкам гендиректора "Централ партнершип Sales House" Марка Лоло, падение посещаемости обусловили сразу три причины. "Во-первых, в прошлом году в декабре появилась в прокате "Ирония-судьбы-2", которая привлекла в кинотеатры очень широкую аудиторию, в том числе тех людей, которые вообще не посещали кинотеатры,— рассуждает он.— Во-вторых, сказался кризис: люди стали более экономными. Кроме того, в течение последнего года люди стали избирательнее, предпочитая ходить на фильмы-события: а три главные премьеры "Стиляги", "Обитаемый остров", "Любовь-морковь-2" (по данным "Кинобизнес сегодня", на 18 января "Обитаемый остров" собрал в прокате $20,8 млн, "Любовь-морковь-2" — $17,6 млн, "Стиляги" — $15,4 млн) вышли в прокат только в конце декабря — начале января". Гендиректор компании "Нева-фильма" Олег Березин также считает, что посещаемость нынешних премьер снизилась, так как показатели "Иронии судьбы-2" были изначально очень высокими. "После "Дневного дозора" (собрал в 2006 году $34 млн.— "Ъ") российские зрители привыкли к новогодним премьерам. Скорее "Ирония судьбы-2" опередила ожидания рынка, чем их не оправдали премьеры этого года",— считает он.
Ольга Ъ-Гончарова
Источник: КоммерсантЪ
Кино
Темы форума
20 мая 2025
Транспондерные новости 3.1°E - Eutelsat 3B
20 мая 2025
Новости от "НТВ-ПЛЮС"/ НТВ-ПЛЮС УКРАИНА
19 мая 2025
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
12 мая 2025
Евроспорт и Олимпиада
11 мая 2025
T2-MI пакет Концерна РРТ МХ-7 @ 4.8°E
11 мая 2025
Транспондерные новости 76.5°E - Apstar 7
11 мая 2025
T2-MI пакет Концерна KРРТ МХ-7 @ 23.5°E
07 мая 2025
Транспондерные новости 38°E - PakSat 1R
07 мая 2025
Вещание цифровых MX для Ровенской области
07 мая 2025
Вещание цифровых MX для Хмельницкой области
07 мая 2025
Спутниковые фиды, временные трансляции
06 мая 2025
Транспондерные новости 9°E - Eutelsat 9B
05 мая 2025
Мультиплекс МХ-7 от Концерна РРТ (174-230 МГц)
28 апреля 2025
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A